Прямое и переносное значение слов

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (23,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Базовый учебник

  • Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровский и других. 5-9 классы: пособие для учителя общеобразоват. учреждений / Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012
  • Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. Авторы: Л.И. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын, М.: Просвещение, 2014.
Содержание урока Слайд презентации
1 Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем не только изучать явления русского языка, но погрузимся и в мир литературы, и в мир информатики, и вновь будем развивать наше творчество – сочинять синквейны. Но начнем мы с проверки того, как вы выполнили домашнее задание.

Слайд 1
2 Проверка домашнего задания.

У вас на парте лежат листочки доя работы в паре. Пожалуйста, решите тесты. (Приложение 1)

Слайд 1
3 Самопроверка и самооценивание Слайды 2 – 4
4 Актуализация знаний.

О каких явлениях лексики не спрашивалось в тестах?

Что такое омонимы? Что такое паронимы? Приведите примеры

Слайды 2 – 4
5 Проверка знания теоретического материала.

Терминологический диктант.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу товарища.

Поднимите руку, у кого оценка “5”? “4”? Остальные ребята, я думаю, поняли, что надо еще подучить. (Приложение 2)

Слайд 5

Слайд 6

6 Подготовка к восприятию нового материала.

Ребята, вам наверняка знакомо то стихотворение Агнии Барто, которое я сейчас прочту. Я его очень люблю, надеюсь, и тем ребятам, которым оно незнакомо, стихотворение понравится.

Слайд 7
7 Беседа по стихотворению.

Как вы думаете, поняла девочка свою маму? Почему? Значение какого слова девочка поняла буквально? А что имела в виду мама? (Приложение 3)

Слайд 8
8 А к какому словарю нам надо обратиться, чтобы не попасть впросак при употреблении того или иного слова?

Работа со словарем.

Давайте и мы обратимся к нашему помощнику и узнаем, какие значения имеет слово теплота.

Слайд 9
9 Теплота – нагретое состояние чего-нибудь: в дом дали тепло

Теплота – сердечное, доброе отношение: душевное тепло

Так о чем мы сегодня будем с вами говорить? Какова тема нашего урока? Запишем ее в тетрадях.

Слайд 10
10 Беседа по изученному материалу.

Итак, вы знаете, что слово может быть ... однозначным и многозначным

Слайд 11
  Многозначное слово может иметь ... прямое и переносное значение Слайд 12
  Перенос всегда происходит по ... сходству предметов, явлений, качеств, признаков, аналогий, функций и пр. Приведите примеры. Слайды 13 – 15
  Обо всем этом мы говорили с вами и на уроках литературы. А вот теперь разгадайте загадку. Это слово знакомо вам всем без исключения, мало того, оно знакомо и вашим родителям, и многим бабушкам и дедушкам. Вы пользуетесь им практически ежедневно, а современная деловая и личная переписка без этого символа вообще невозможно. Если вы догадаетесь, о чем идет речь, запишите название этого символа и изобразите его в своих тетрадях.

Итак, этот символ мы называем собакой. Вы видите первый в мире электронный адрес (слайд 26) и знаете, что этот символ включен даже в азбуку Морзе.

Слайды 16 – 26
11 Закрепление материала. Самопроверка Слайд 27 – 28
12 Скажите, а где еще максимально используются средства выразительности, тропы? Вот сейчас мы и поработаем с чудным поэтическим текстом. Распечатки у вас на столе (Приложение 3) Слайды 29 – 32
13 Работа по стилистике.

Ребята, какие стили речи нам знакомы? А типы речи? Сейчас мы обратимся с вами к следующим текстам и ответим на некоторые вопросы. (Приложение 4). Беседа по вопросам. Стилистический эксперимент. Давайте уберем из текста И.С. Тургенева все средства выразительности. Что изменилось? Так для чего нужны тропы?

Слайды 33 – 35
14 Работа по развитию аналитического мышления.

Давайте составим синквейны о том, что такое значение слова, метафора, сравнение и пр. (Приложение 5).

Слайды 36 – 37
15 Комплексная работа с текстом М.М. Пришвина.

Какой основной троп использует писатель? Найдите сравнение в тексте. Попробуйте создать свой текст по аналогии.

Слайды 38 – 40
16 Работа по развитию речи.

Составление связного высказывания по изображенному на слайде. Если кому-то из вас будет трудно, составьте опорные словосочетания.

Прослушивание нескольких работ (как слабых, так и сильных учеников)

Слайд 41
17 Итоги урока.

Домашнее задание.(Приложение 6). Подготовиться к контрольному тесту по теме “Лексика” (Приложение 7). Рефлексия.

Слайды 42 – 44

Использованные ресурсы.

  1. http://festival.1september.ru/
  2. http://infourok.ru/
  3. http://nsportal.ru/
  4. http://prezentacii.com/
  5. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-7999/
  6. http://www.malysham.info/mama/stihi/barto/12.php

Использованная литература.

  1. Зачет на основе текста. Русский язык. 5 класс/В.Н. Афанасьева, А.Н. Майрина. – М.: Издательство “Экзамен”, 2014
  2. Карточки для экспресс-контроля по русскому языку. 5 класс: пособие для учащихся /Составитель Т.А. Пилипончик. – 4-е издание. – Мозырь: Белый ветер, 2013