Проектная межпредметная задача на тему "Помоги Деду Морозу". 4-й класс

Разделы: Начальная школа


Предмет: Литературное чтение, окружающий мир, ИЗО, математика, русский.

Тип задач: Межпредметная, может использоваться в качестве основной части рефлексивной фазы учебного года.

Цели и задачи:

  1. Комплексное использование освоенных в разных предметов способов действий в модельной ситуации, требующей их совмещения.
  2. Сотрудничество учащихся, умение работать в группах.

Знания, умения, способы действий, на которые опирается задача –

Окружающий мир:

  • Работа с информацией;
  • Обобщение и систематизация предметных умений;

Математика:

  • Логические задачи (исключение лишнего, упражнение на развитие внимания).
  • Решение задач на движение.
  • Работа с календарём.

Литературное чтение:

  • Умение работать с текстом и его частями.
  • Умение работать с изограммами;

Русский язык:

  • Чтение текста и дополнение его.
  • Работа над предложением.

ИЗО:

  • Изображение елочной игрушки.

Общеучебные умения:

  • Работа в малой группе (коммуникативная компетентность): Организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структуры задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задач, взаимоконтроль.
  • Работа с разными видами текстов, умение выделять существенную информацию.

Планируемый педагогический результат – Демонстрация учащимися:

  • усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;
  • умение работать в группе, создать конечный «продукт» – иллюстрированный текст, содержащий связанное описание основных этапов решения проектной задачи и полученных результатов.

Способ и формат оценивания результатов работы – Подведение итогов оценивает:

  • умение находить и использовать представленный в разных формах и разных частях работы содержательный материал, дополнять его собственными знаниями и представлениями;
  • владение необходимым предметным материалом, умение полно и обоснованно решать задачи;
  • умение создавать собственный текст и иллюстративный материал к ним.

Оценка взаимодействия учащихся при работе в группе проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задач, и делается общий вывод об уровне работы в малой группе.

Замысел проектной задачи:

В качестве задачи взята ситуация: Помочь Деду Морозу в приобретении ёлочных игрушек для ребят. В рамках этого сюжета учащиеся должны выполнить ряд задач по шести учебным предметам.

Задача построена таким образом, что в процессе их выполнения учащиеся должны обращаться к тексту и результатам других заданий для получения необходимых данных.

Нужная для решения задачи информация, во-первых, не всегда привязана к тем местам, в которых она должна быть использована, и во-вторых, вызвать необходимость проведения тщательной работы с предлагаемым текстом.

Итоговое задание требует рефлексивного отношения к результатам всех предыдущих этапов работы и создание на их основе рассказа – путеводителя и рисунка ёлочной игрушки , которая является «продуктом» решения проектной задачи.

ЦЕЛЬ, которую должны достичь дети: по результатам выполнения отдельных заданий создать итоговый продукт- рассказ – путеводитель для Деда Мороза и рисунок ёлочной игрушки.

Описание проектной задачи:

Дорогие ребята!

Предлагаемая задача необычная: её нельзя отнести к какому-то определённому предмету, но для её решения вам потребуются знания из большинства школьных предметов. Кроме того, задача большая по объёму, поэтому очень важно правильно распределить работу между собой: вы должны продемонстрировать умение работать вместе при решении общей задачи, чтобы каждый из вас смог внести свой вклад в результат работы вашей группы.

Надеемся, что вам понравится эта задача, и вы с интересом будете её решать.

Желаю вам успеха!

Задание 1.

Дедушка Мороз получил от ребят письмо, но к сожалению прочитать его не может.

Помогите Деду Морозу перевести и прочитать письмо:

Гойродо Дед Розмо! Жаютсяприбли ниезим никипразд. У нас в лешко палипро годниеново киигруш. Не гмо бы ты мна ритьпода ниевоногод киигруш. С ниемуваже тиде.

Кто выполнил задание ...

Комментарий 1:

Предмет – литературное чтение. Работа с изограммами.

Чтение текста и обращение внимания, что Дед мороз обращается к учащимся и просит их о помощи.

Задание 2.

Ребята помогите Деду Морозу выбрать правильное время для посещения ребят. Отметьте на календаре зимние месяцы. Посчитайте, сколько дней длится зима в этом учебном году, чтобы Дед Мороз успел выполнить все просьбы ребят. Кто выполнил задание ...

Комментарий 2:

Предмет – математика.

Работа с календарём. Учащиеся находят месяцы и подсчитывают количество зимних календарных дней.

Задание 3.

Ребята, запишите, какие должны происходить изменения зимой в неживой природе? Чтобы Дед Мороз чувствовал себя комфортно. А помогут вам в этом загадки:

Запорошили дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одеты в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?
Дни его- всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
Хоть и отдых у ребят,
По домам они сидят.
За окошком минус тридцать.
Я пришёл к Зиме-сестрице.
Льдом сковал и пруд, и речку,
А кота загнал на печку.
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду- упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?

Кто выполнил задание ...

Комментарий 3:

Предмет – литературное чтение.

Учащиеся должны прочитать загадки и выписать признаки зимы.

Задание 4.

Подскажите Деду Морозу, где можно приобрести самые красивые ёлочные игрушки и загадать заветные желания.

Если ехать по Ленинградскому шоссе на север, на расстоянии 128км от Монино находится единственный в России музей игрушки в городе Клин и знаменитая фабрика елочных игрушек «Елочка».

Традиция украшать рождественскую ёлку насчитывает не один век. В 19 веке праздничное дерево наряжали сладостями, орехами, яблоками, фигурками из бумаги, фольги и ткани. Позже стали популярны стеклянные ёлочные украшения.

Залежи кварцевого песка в Клинском уезде способствовали развитию стекольной промышленности. В 1848 году князь Меньшиков строит стекольный завод, где зарождается стекольный промысел. Завод изготавливал лампы, бутылки, стеклянные изделия для аптек.

Крестьяне окрестных деревень овладели навыками стекольного ремесла и стали изготавливать изделия – «дутые »бусы, пуговицы, серьги.

Стали изготавливать елочные украшения из ваты, картона, стекла. Как из стеклянной трубки – стеклодрота, рождается игрушка можно увидеть в стеклодувном цехе. А так же увидеть, как художница «укладывает» снег на крыши сказочных домов.

В музее есть музыкальный зал – Зал Щелкунчика. Веди всемирноизвестный композитор П.И.Чайковский жил в Клину и именно здесь закончил работу над музыкой к балету «Щелкунчик».

В музее есть 10-метровая елка- королева Клинского двора, возле которой загадывают заветные желания.

Из предложенных мыслей найдите ту, которая соответствует содержанию текста. Отметь её знаком V.

  • Королева Клинского двора.
  • История фабрики елочной игрушки.
  • Стекольный завод.

Кто выполнил задание ...

Комментарий 4:

Предмет – окружающий мир.

Чтение текста и представлены вопросы с вариантами ответов. Обучающимся необходимо выбрать и подчеркнуть правильный ответ.

Задание 5.

Найдите в тексте предложение, в котором говорится: «Что изготавливал завод с 1848 года?» Спишите это предложение. Проверь. Если надо, исправь.

Кто выполнил задание ...

Комментарий 5:

Предмет – русский язык.

Учащиеся читают текст и находят предложение.

Задание 6.

Разбери списанное предложение по членам и определи части речи.

Комментарий 6:

Предмет – русский язык.

Учащиеся разбирают предложение.

Задание 7.

Расскажи о предложении все что можешь и знаешь.

Комментарий 7:

Предмет – русский язык.

Учащиеся разбирают простое или сложное, распространенное или нераспространенное, есть ли однородные члены, какие.

Задание 8.

Помоги Деду Морозу выбрать вид транспорта с большей скоростью для того чтобы быстро добраться от Монино до Фабрики ёлочной игрушки в городе Клин.

Машина едет до фабрики 2 часа, лошадь двигается 4 часа, а на велосипеде доберёмся за 8 часов.

Комментарий 8:

Предмет – математика.

Учащимся предлагается вычислить оптимальный транспорт, на котором можно добраться до фабрики решив задачу на движение.

Задание 9.

Составьте рассказ – путеводитель для Деда Мороза. Чтобы он мог выполнить просьбу ребят. А так же придумай рисунок для ёлочной игрушки. Вспомнив виды росписи на новогодних шарах.

Комментарий 9:

Предмет – ИЗО, русский язык.

Ребята оформляют ёлочную игрушку. Составляют рассказ. О поездке на ёлочную фабрику используя полученную информацию и свои впечатления об поездки.

Рефлексия:

  1. Оценочный лист работы группы.
  2. Индивидуальный оценочный лист.

9.07.2014