Программа "Маленький бассейн для маленьких пальчиков". Программа развивающих игровых сеансов в Центре игровой поддержки развития ребенка

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Пояснительная записка.

Специалистам давно известно, что двигательные импульсы, поступающие в головной мозг от пальцев рук, влияют на формирование «речевых» зон и положительно воздействуют на кору головного мозга малыша. Разнообразные движения и действия руками, гимнастика и пальчиковые игры максимально эффективно стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Более того, уровень развития движений ребенка в целом определяет уровень его физического и психического развития [5]. Чем выше его двигательная активность, тем больше разрастается клеток и их нервных окончаний и, следовательно, малыш лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

Многие педагоги и психологи констатирую тот факт, что у большинства современных детей отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук, в особенности это относится к городским детям. Это подтверждается также и нашими исследованиями развития детей раннего возраста, зачисленных на сопровождение Центра игровой поддержки. Отмечается достаточно высокий процент детей, которые на первичном этапе работы имели недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук малышей часто бывают неловкими, соотносящие движения несогласованными, пальцы рук недифференцироваными и слабыми. Такая моторная слабость часто приводит к задержке этапов речевого развития ребенка, а в более запущенных случаях и психического. Это и объясняет актуальность темы программы, поскольку систематические игровые сеансы с элементами пальчиковой гимнастики, с использованием природных материалов и разнообразными пальчиковыми бассейнами решает ряд важнейших задач.

Цель программы: развитие тонкой (мелкой) моторики рук детей, стимулирование речевых зон коры головного мозга детей; эмоционально-личностное и познавательное развитие детей.

Задачи программы:

  • психолого-педагогическое просвещение родителей по особенностям психомоторного развития детей;
  • развитие тактильной чувствительности и сенсорных ощущений;
  • формирование навыка подражания, усвоения действий по показу и образцу;
  • развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук: соотносящих движений, хватания, дифференцированных движений пальцев рук, укрепление мышц пальцев и кистей рук,
  • развитие познавательной функции речи, расширение пассивного словаря, уточнение и обобщение значений слов, введение их в активный словарь, развитие эмоционального и делового общения.

Длительность программы: программа рассчитана на четыре месяца работы в режиме 2 раза в неделю по 30 минут. В программе представлено 30 игровых сеанса. Всего запланировано 34 встречи, в их число входят две консультации родителей (законных представителей) – предварительная и заключительная.

Формы проведения игровых сеансов: индивидуальная и/или подгрупповая (от 3 до 8 человек).

Основные материалы и оборудование для проведения игровых сеансов.

Развивающие игры проводятся с использованием следующего оборудования: большая пластиковая миска (Приложение 1, рис.1); деревянные подносы для сортировки мелких предметов (Приложение 1, рис.2); пластиковый ящик с вынимающимися контейнерами (Приложение 1, рис.3); прозрачные банки для хранения продуктов с закручивающимися крышками (Приложение 1, рис.4–6). Также для работы с пальчиковыми бассейнами необходимы разнообразные мелкие игрушки, фигурки, камешки, орехи, деревянный дидактический счетный материал, бусины, марблс и пуговицы.

Ожидаемые результаты:

  • овладение детьми раннего возраста новыми знаниями, умениями и навыками (сформированность навыка подражания, усвоения действий по показу и образцу, понимание простой инструкции);
  • развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук детей, большая точность тонких движений, натренированность мышц пальцев рук;
  • развитие познавательной функции речи, расширение пассивного словаря, уточнение и обобщение значений слов, введение их в активный словарь, развитие эмоционального и делового общения.

Структура игровых сеансов:

Время Направленность Содержание Примечание
5 мин. Приветствие ребенка и его родителей. Это время отводится на то, чтобы дать ребенку освоится, осмотреть помещение и игровые средства  
5 мин. Сказка или рассказ истории. Специалист приглашает ребенка сесть за стол и рассказывает сказку или историю  
5 мин. Разминка рук. Пальчиковые игры и гимнастика  
10 мин. Развитие тонкой моторики рук. Развитие тонкой моторики рук, дифференцированности движений пальцев рук, манипулирование мелкими предметами, развитие соотносящих движений, укрепление мышц пальцев и кистей  
5 мин. Уборка игровых средств, прощание. В игровой форме происходит приобщение ребенка к уборке, навыкам аккуратности.

Завершение игрового сеанса.

Прощание.

 

Общее время: 30 минут.

Учебно-тематический план к программе.

Категория адресанта: дети 1–3 лет, зачисленные на сопровождение Центра игровой поддержки развития ребенка и их родители (законные представители).

Срок обучения: 4 месяца.

Этапы работы Содержание Тема Коли-чество часов Формы работы
1. Предварительный. Консультирование родителей (психолого-педагогическое просвещение, ознакомление с программой). «Особенности психомоторного развития детей раннего возраста»; «Развитие мелкой моторики рук детей посредством использования пальчиковых бассейнов». 1 индивидуальная или групповая
2. Первичный мониторинг развития. Скрининг RCDI и другие средства оценки. Уровень актуального развития тонкой моторики. 1 индивидуальная
3. Основной этап работы. Цикл развивающе-коррекционных игровых сеансов.
  1. «Наши ладошки» (3 сеанса)
  2. «Наши пальчики» (3 сеанса)
  3. «Роем норки» (3 сеанса)
  4. «Ищем клад» (3 сеанса)
  5. «Рисуем узоры» (3 сеанса)
  6. «Цвета» (3 сеанса)
  7. «Величина и форма» (3 сеанса)
  8. «Покормим птиц» (3 сеанса)
  9. «Выкладываем узоры» (3 сеанса)
  10. «Сказки» (3 сеанса)
15 групповая или индивидуальная
4. Итоговый мониторинг развития. Скрининг RCDI и другие средства оценки. Динамика развития тонкой моторики. 1 индивидуальная
5. Аналитический. Анализ и обобщение данных мониторинга развития, а также данных полученных результатов работы по программе.
6. Заключительный. Консультирование родителей. Предоставление результатов работы по программе. 1 индивидуальная

Краткое содержание программы.

Реализация программы предполагает определенную поэтапность.

I ЭТАП: Предварительный этап работы.

Предварительным этапом работы является групповая консультация родителей (законных представителей) на которой происходит ознакомление с программой. При необходимости проводятся индивидуальные встречи специалиста с родителями и детьми. Педагог-психолог рассказывает родителям об особенностях развития психомоторной сферы, а также речевой. Дает подробное описание предстоящей работы, описывает ее содержание и особенности ее организации. На данном этапе также происходит более тесное знакомство с семьей, устанавливание эмоционального контакта и доброжелательного фона. Кроме того, родителям даются для заполнения дополнительные тесты, бланки и опросники. Специалист собирает необходимые или недостающие анамнестические данные. Важно оставить примерно 15–20 минут для того, чтобы ответить на все вопросы родителей. Общее время беседы: 1 час.

II ЭТАП: Первичный мониторинг развития детей.

На этом этапе проводится комплексный психолого-педагогический мониторинг развития детей, зачисленных на сопровождение структурного подразделения. Цель мониторинга – определение уровня актуального развития ребенка и выявление возможных нарушений в развитии. Работа осуществляется в режиме индивидуальных диагностических приемов.

Мониторинг развития включает пакет диагностических методик, основной из которых является скрининг RCDI. Шкала RCDI – это адаптированный к условиям России (Санкт-Петербурга) вариант Шкалы оценки развития ребенка (Child Development Inventory; CDI), разработанной доктором Г. Айртоном (Миннеаполис, США) (Приложение 2). Вопросник заполняют родители ребенка или любой человек, который постоянно с ним общается. Педагогом-психологом также используется психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего дошкольного возраста (Е.А Стребелева., Г.А. Мишина) (Приложение 3). Кроме того, специалистом активно применяется метод следящей диагностики в виде наблюдения за различными видами деятельности детей. Специалист при этом ведет протокол наблюдения (Приложение 4). Общее время диагностической встречи: 1 час.

III ЭТАП: Основной (развивающе-коррекционный) этап работы.

Данный этап программы является основным и включает в себя цикл игровых развивающих сеансов. Всего программа предполагает проведение 30 игровых развивающих сеансов. Игровые сеансы объединены тематически, и даются по принципу усложнения. Два-три первых игровых сеанса с использованием пальчиковых бассейнов являются водными. Их основу составляет новые для ребенка, динамичные действия с незнакомым материалом, дающие возможность детям привыкнуть к нему и получить новый тактильный и сенсорный опыт. Если малыш еще не привык к играм с сыпучими материалами или не любит закапывать или пачкать ручки, то можно предложить ему искать спрятанные игрушки небольшой лопаткой или ложкой.

Игры с пальчиковыми бассейнами предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребёнка. Каждую из них мы рекомендуем предварительно проводить вместе с ребенком, подсказывая ему способы действия с игровыми материалами, а иногда и играя по принципу «рука в руке». Такой предварительный этап совместного действия включает в себя наблюдение малыша за способами действия взрослого, действия по подражанию и по образцу, предложенному взрослым, и наконец, самостоятельные действия, которые отражают уже собственный замысел ребенка. В процессе подготовки к игре у ребёнка должна быть возможность многократно самостоятельно обследовать материал.

В качестве примера приводятся несколько игровых развивающих сеанса.

Игровой сеанс № 1.

Тема: «Наши ладошки».

Цели: знакомить ребенка с новым игровым материалом; нормализация мышечного тонуса посредством массажа рук; стимуляция тактильных ощущений; увеличение объема и амплитуды движений пальцев рук; формирование произвольных, координированных движений пальцев рук.

Материалы: сухой пальчиковый бассейн в виде большой пластиковой миски, наполненной фасолью или горохом; несколько небольших игрушек-фигурок.

Ход игрового сеанса:

Ребенок и родители заходят в кабинет, осматривают игровые материалы. Специалист приглашает ребенка сесть за стол и предлагает послушать историю и поиграть в интересную игру.

История: В одной сказочной стране маленькие игрушки очень любили играть в прятки. Они прятались повсюду и однажды даже забрались в баночку с крупой! Давай мы с тобой посмотрим, может они и сейчас там сидят и ждут, чтобы ты их нашел?

Ход игры: малышу предлагается поискать игрушки, а для начала погрузить одну ладошку в пальчиковый бассейн и перемешивать крупу. Такое упражнение можно проделывать и с каждым пальчиком отдельно. Попробовать глубоко погрузить ручки и нащупать игрушку. Найденные игрушки радуются и благодарят малыша.

Игровой сеанс № 2.

Тема: «Наши пальчики».

Цели: нормализация мышечного тонуса посредством массажа рук; стимуляция тактильных ощущений; увеличение объема и амплитуды движений пальцев рук; формирование произвольных, координированных движений пальцев рук.

Материалы: сухой пальчиковый бассейн в виде большой пластиковой миски, наполненной фасолью или горохом или пальчиковые бассейны в банках.

Ход игрового сеанса:

Ребенок и родители заходят в кабинет, осматривают игровые материалы. Специалист приглашает ребенка сесть за стол и предлагает поиграть в забавную игру. Проводит пальчиковую игру «Дождик».

Пальчиковая игра (проводится вместе с ребенком по принципу «рука в руке»):

Дождик, дождик, поливай.
Указательным пальцем постукивать по ладони другой
Будет хлеба каравай,
образовать перед собой круг руками
Будут булки, будут сушки,
похлопывать поочередно одной ладонью другую
Будут вкусные ватрушки.
соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг.

Ход игры: специалист рассказывает, что сегодня шел дождик. А мы можем сделать самый настоящий дождик прямо сейчас! Предлагает малышу попробовать набрать в ручки крупу и перетирать ее между ладошками, затем пересыпать крупу из одной руки в другую. Потом набрать в руки, держа их «лодочкой», крупу и медленно высыпать ее в лоток, получается красивый «водопад». Такой «водопад» может сделать и мама, а малыш тем временем сможет с ним поиграть: ловить семена, набирать их в руку или игрушечную чашечку, можно подставить под него игрушку и смотреть, как на нее «капает дождь».

Игровой сеанс № 3.

Тема: «Роем норки».

Цели: нормализация мышечного тонуса посредством массажа рук; стимуляция тактильных ощущений; увеличение объема и амплитуды движений пальцев рук; формирование произвольных, координированных и дифференцированных движений пальцев рук.

Материалы: сухой пальчиковый бассейн в виде большой пластиковой миски, наполненной фасолью или горохом; шнуровку в виде яблока с червячком.

Ход игрового сеанса:

Специалист приглашает ребенка сесть за стол и предлагает поиграть в забавную игру. Показывает, что сегодня прикатилось очень странное яблоко. Это не просто яблоко, а домик для червячка! Вот так хитрый червячок, высунься наружу! Вместе с ребенком играют с шнуровкой.

Пальчиковая игра: ладони лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).

Раз, два, три ,четыре, пять, Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает
Идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони)
Головой она кивает,
Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз
Каркает:"Вот и обед!"
Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх
Глядь -
разводим руками
а червячков уж нет!
Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди.

Ход игры: педагог говорит ребенку: «Вот ведь ворона! Какая хитрая птица! Но мы не дадим ей съесть червячка, давай лучше насыплем ей вкусных зернышек?» Учит щипком захватывать зерна и сыпать их, как будто кормя птиц. Пальчики – это клювик птички, которая клюет зерна. «Вот ворона наелась, а теперь мя выроем для нашего червячка очень красивую и уютную норку, в которой он будет жить». Вместе роят норку и сажают в нее червячка.

Игровой сеанс № 4.

Тема: «Ищем клад».

Цели: нормализация мышечного тонуса посредством массажа рук; стимуляция тактильных ощущений; увеличение объема и амплитуды движений пальцев рук; формирование произвольных, координированных и дифференцированных движений пальцев рук.

Материалы: сухой пальчиковый бассейн в виде большой пластиковой миски, наполненной фасолью или горохом или банка с широким горлом наполовину наполненная крупой и водой; небольшая шкатулка или сундучок; красивые камешки или стеклянные фигурки марблс; небольшие фигурки морских обитателей (осьминог). Эту игру можно проводить как в сухом пальчиковом бассейне, так и с использованием воды.

Ход игрового сеанса:

Специалист приглашает ребенка сесть за стол и предлагает поиграть в забавную игру. Показывает, что сегодня они будут играть самым настоящим аквариумом! А кто живет в море? (дети отвечают). Да, а еще в нем живут забавные осьминоги!

Пальчиковая игра:

Восемь пальчиков для ног – Получился осьминог.
Сколько ног у осьминога? Много – Много! Много – Много!
Всеми пальчиками, кроме больших, ребенок изображает щупальца осьминога.

Ход игры: вот такой осьминог живет в нашем аквариуме! Интересно, а что же он прячет на дне аквариума? Дети ищут клад, находят сундучок с марблс.

Педагог говорит: ох! Какие красивые драгоценные камни наши нашли детки! Но давайте подружимся с осьминогом и украсим дно его аквариума этими камнями, украшают и зовут осьминога.

IV ЭТАП: Итоговый мониторинг развития.

Цель повторного мониторинга – определение уровня актуального развития, прослеживание динамики развития детей, сбор данных о результативности проведенной работы. Итоговый мониторинг включает все те же методики, что и предварительный. Помимо обязательных методов оценки развития можно предложить родителями самостоятельно отслеживать новообразования и навыки, которые приобретает их ребенок, фиксировать их. Кроме того, родителям рекомендуется повторять дома все те же игры, что проводит с ребенком педагог-психолог в специально организованном пространстве. Общее время диагностической встречи: 1 час.

V ЭТАП: Аналитический.

Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение индивидуальной карты развития ребенка, которая является обязательным отчетным документом педагога-психолога, независимо от его места работы. На данном этапе происходит обработка, сопоставление и анализ полученных данных мониторингов, а также обобщение результатов проведенной работы. Полученные данные педагог-психолог приводит в творческом отчете о проделанной работе. Составляет отчетные сводные таблицы и диаграммы. Данный этап работы включает отчасти и такой важный этап, как прогностический. Прогностический этап – очень важное звено в системе психолого-педагогического сопровождения семьи, поскольку на основании имеющихся фактов и их осмысления специалистом определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, выясняются основные направления коррекционной работы с ним, решается вопрос о его индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте. При необходимости составляются индивидуально ориентировочные планы для закрепления достигнутых результатов в домашних условиях.

VI ЭТАП: Заключительный.

Задачей заключительного этапа является информирование родителей (законных представителей) о проделанной работе, ее результатах и итогах. На заключительном этапе работы по программе проводятся индивидуальные консультации для родителей. Родителям предоставляются результаты проведенной работы, раздаются соответствующие рекомендации по результатам мониторинга развития.

Предоставление результатов работы производится строго в индивидуальном режиме, поскольку специалист несет этическую ответственность за полученную информацию о семье и состоянии ребенка и обязан соблюдать принцип конфиденциальности. Также важно оставить примерно 15–20 минут для того, чтобы ответить на все вопросы родителей. Общее время беседы: 1 час.

Заключение.

Основная цель представленных в данной программе коррекционно-развивающих игр – это развитие тонкой моторики рук малыша и их функциональных возможностей, координации движений, стимулирование речевых зон коры головного мозга детей, эмоционально-личностное и познавательное развитие детей. В качества дополнительного побочного эффекта выделяются: развитие усидчивости и произвольности психических процессов, эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в их регуляции, обеспечение эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций при помощи различных игр и манипуляций с сыпучими материалами. Кроме того, развитие всех сторон психики ребенка, познавательного интереса, инициативности и творческое самовыражение.

Литература:

  1. Алейник О.В. Влияние развития мелкой моторики на речевые зоны коры головного мозга [Электронный ресурс] //nsportal.ru: Социальная сеть работников образования URL: http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/«uroven-razvitiya-melkoi-motoriki-–-odin-iz-vazhneishikh-pokazat (дата обращения: 19.09.2012).
  2. Барсукова О.В. Значение игр с песком и другими природными материалами для развития детей раннего возраста //Молодой ученый. – 2012. – № 5.
  3. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М.: Мозаика–Синтез, 2007.
  4. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Методическое пособие «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста»; Приложение к пособию. – М.: Просвещение, 2009.
  5. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.