Пояснительная записка.
Специалистам давно известно, что двигательные импульсы, поступающие в головной мозг от пальцев рук, влияют на формирование «речевых» зон и положительно воздействуют на кору головного мозга малыша. Разнообразные движения и действия руками, гимнастика и пальчиковые игры максимально эффективно стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Более того, уровень развития движений ребенка в целом определяет уровень его физического и психического развития [5]. Чем выше его двигательная активность, тем больше разрастается клеток и их нервных окончаний и, следовательно, малыш лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.
Многие педагоги и психологи констатирую тот факт, что у большинства современных детей отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук, в особенности это относится к городским детям. Это подтверждается также и нашими исследованиями развития детей раннего возраста, зачисленных на сопровождение Центра игровой поддержки. Отмечается достаточно высокий процент детей, которые на первичном этапе работы имели недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук малышей часто бывают неловкими, соотносящие движения несогласованными, пальцы рук недифференцироваными и слабыми. Такая моторная слабость часто приводит к задержке этапов речевого развития ребенка, а в более запущенных случаях и психического. Это и объясняет актуальность темы программы, поскольку систематические игровые сеансы с элементами пальчиковой гимнастики, с использованием природных материалов и разнообразными пальчиковыми бассейнами решает ряд важнейших задач.
Цель программы: развитие тонкой (мелкой) моторики рук детей, стимулирование речевых зон коры головного мозга детей; эмоционально-личностное и познавательное развитие детей.
Задачи программы:
- психолого-педагогическое просвещение родителей по особенностям психомоторного развития детей;
- развитие тактильной чувствительности и сенсорных ощущений;
- формирование навыка подражания, усвоения действий по показу и образцу;
- развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук: соотносящих движений, хватания, дифференцированных движений пальцев рук, укрепление мышц пальцев и кистей рук,
- развитие познавательной функции речи, расширение пассивного словаря, уточнение и обобщение значений слов, введение их в активный словарь, развитие эмоционального и делового общения.
Длительность программы: программа рассчитана на четыре месяца работы в режиме 2 раза в неделю по 30 минут. В программе представлено 30 игровых сеанса. Всего запланировано 34 встречи, в их число входят две консультации родителей (законных представителей) – предварительная и заключительная.
Формы проведения игровых сеансов: индивидуальная и/или подгрупповая (от 3 до 8 человек).
Основные материалы и оборудование для проведения игровых сеансов.
Развивающие игры проводятся с использованием следующего оборудования: большая пластиковая миска (Приложение 1, рис.1); деревянные подносы для сортировки мелких предметов (Приложение 1, рис.2); пластиковый ящик с вынимающимися контейнерами (Приложение 1, рис.3); прозрачные банки для хранения продуктов с закручивающимися крышками (Приложение 1, рис.4–6). Также для работы с пальчиковыми бассейнами необходимы разнообразные мелкие игрушки, фигурки, камешки, орехи, деревянный дидактический счетный материал, бусины, марблс и пуговицы.
Ожидаемые результаты:
- овладение детьми раннего возраста новыми знаниями, умениями и навыками (сформированность навыка подражания, усвоения действий по показу и образцу, понимание простой инструкции);
- развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук детей, большая точность тонких движений, натренированность мышц пальцев рук;
- развитие познавательной функции речи, расширение пассивного словаря, уточнение и обобщение значений слов, введение их в активный словарь, развитие эмоционального и делового общения.
Структура игровых сеансов:
Время | Направленность | Содержание | Примечание |
5 мин. | Приветствие ребенка и его родителей. | Это время отводится на то, чтобы дать ребенку освоится, осмотреть помещение и игровые средства | |
5 мин. | Сказка или рассказ истории. | Специалист приглашает ребенка сесть за стол и рассказывает сказку или историю | |
5 мин. | Разминка рук. | Пальчиковые игры и гимнастика | |
10 мин. | Развитие тонкой моторики рук. | Развитие тонкой моторики рук, дифференцированности движений пальцев рук, манипулирование мелкими предметами, развитие соотносящих движений, укрепление мышц пальцев и кистей | |
5 мин. | Уборка игровых средств, прощание. | В игровой форме происходит приобщение ребенка к уборке,
навыкам аккуратности. Завершение игрового сеанса. Прощание. |
Общее время: 30 минут.
Учебно-тематический план к программе.
Категория адресанта: дети 1–3 лет, зачисленные на сопровождение Центра игровой поддержки развития ребенка и их родители (законные представители).
Срок обучения: 4 месяца.
№ | Этапы работы | Содержание | Тема | Коли-чество часов | Формы работы |
1. | Предварительный. | Консультирование родителей (психолого-педагогическое просвещение, ознакомление с программой). | «Особенности психомоторного развития детей раннего возраста»; «Развитие мелкой моторики рук детей посредством использования пальчиковых бассейнов». | 1 | индивидуальная или групповая |
2. | Первичный мониторинг развития. | Скрининг RCDI и другие средства оценки. | Уровень актуального развития тонкой моторики. | 1 | индивидуальная |
3. | Основной этап работы. | Цикл развивающе-коррекционных игровых сеансов. |
|
15 | групповая или индивидуальная |
4. | Итоговый мониторинг развития. | Скрининг RCDI и другие средства оценки. | Динамика развития тонкой моторики. | 1 | индивидуальная |
5. | Аналитический. | Анализ и обобщение данных мониторинга развития, а также данных полученных результатов работы по программе. | |||
6. | Заключительный. | Консультирование родителей. | Предоставление результатов работы по программе. | 1 | индивидуальная |
Краткое содержание программы.
Реализация программы предполагает определенную поэтапность.
I ЭТАП: Предварительный этап работы.
Предварительным этапом работы является групповая консультация родителей (законных представителей) на которой происходит ознакомление с программой. При необходимости проводятся индивидуальные встречи специалиста с родителями и детьми. Педагог-психолог рассказывает родителям об особенностях развития психомоторной сферы, а также речевой. Дает подробное описание предстоящей работы, описывает ее содержание и особенности ее организации. На данном этапе также происходит более тесное знакомство с семьей, устанавливание эмоционального контакта и доброжелательного фона. Кроме того, родителям даются для заполнения дополнительные тесты, бланки и опросники. Специалист собирает необходимые или недостающие анамнестические данные. Важно оставить примерно 15–20 минут для того, чтобы ответить на все вопросы родителей. Общее время беседы: 1 час.
II ЭТАП: Первичный мониторинг развития детей.
На этом этапе проводится комплексный психолого-педагогический мониторинг развития детей, зачисленных на сопровождение структурного подразделения. Цель мониторинга – определение уровня актуального развития ребенка и выявление возможных нарушений в развитии. Работа осуществляется в режиме индивидуальных диагностических приемов.
Мониторинг развития включает пакет диагностических методик, основной из которых является скрининг RCDI. Шкала RCDI – это адаптированный к условиям России (Санкт-Петербурга) вариант Шкалы оценки развития ребенка (Child Development Inventory; CDI), разработанной доктором Г. Айртоном (Миннеаполис, США) (Приложение 2). Вопросник заполняют родители ребенка или любой человек, который постоянно с ним общается. Педагогом-психологом также используется психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего дошкольного возраста (Е.А Стребелева., Г.А. Мишина) (Приложение 3). Кроме того, специалистом активно применяется метод следящей диагностики в виде наблюдения за различными видами деятельности детей. Специалист при этом ведет протокол наблюдения (Приложение 4). Общее время диагностической встречи: 1 час.
III ЭТАП: Основной (развивающе-коррекционный) этап работы.
Данный этап программы является основным и включает в себя цикл игровых развивающих сеансов. Всего программа предполагает проведение 30 игровых развивающих сеансов. Игровые сеансы объединены тематически, и даются по принципу усложнения. Два-три первых игровых сеанса с использованием пальчиковых бассейнов являются водными. Их основу составляет новые для ребенка, динамичные действия с незнакомым материалом, дающие возможность детям привыкнуть к нему и получить новый тактильный и сенсорный опыт. Если малыш еще не привык к играм с сыпучими материалами или не любит закапывать или пачкать ручки, то можно предложить ему искать спрятанные игрушки небольшой лопаткой или ложкой.
Игры с пальчиковыми бассейнами предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребёнка. Каждую из них мы рекомендуем предварительно проводить вместе с ребенком, подсказывая ему способы действия с игровыми материалами, а иногда и играя по принципу «рука в руке». Такой предварительный этап совместного действия включает в себя наблюдение малыша за способами действия взрослого, действия по подражанию и по образцу, предложенному взрослым, и наконец, самостоятельные действия, которые отражают уже собственный замысел ребенка. В процессе подготовки к игре у ребёнка должна быть возможность многократно самостоятельно обследовать материал.
В качестве примера приводятся несколько игровых развивающих сеанса.
Игровой сеанс № 1.
Тема: «Наши ладошки».
Цели: знакомить ребенка с новым игровым материалом; нормализация мышечного тонуса посредством массажа рук; стимуляция тактильных ощущений; увеличение объема и амплитуды движений пальцев рук; формирование произвольных, координированных движений пальцев рук.
Материалы: сухой пальчиковый бассейн в виде большой пластиковой миски, наполненной фасолью или горохом; несколько небольших игрушек-фигурок.
Ход игрового сеанса:
Ребенок и родители заходят в кабинет, осматривают игровые материалы. Специалист приглашает ребенка сесть за стол и предлагает послушать историю и поиграть в интересную игру.
История: В одной сказочной стране маленькие игрушки очень любили играть в прятки. Они прятались повсюду и однажды даже забрались в баночку с крупой! Давай мы с тобой посмотрим, может они и сейчас там сидят и ждут, чтобы ты их нашел?
Ход игры: малышу предлагается поискать игрушки, а для начала погрузить одну ладошку в пальчиковый бассейн и перемешивать крупу. Такое упражнение можно проделывать и с каждым пальчиком отдельно. Попробовать глубоко погрузить ручки и нащупать игрушку. Найденные игрушки радуются и благодарят малыша.
Игровой сеанс № 2.
Тема: «Наши пальчики».
Цели: нормализация мышечного тонуса посредством массажа рук; стимуляция тактильных ощущений; увеличение объема и амплитуды движений пальцев рук; формирование произвольных, координированных движений пальцев рук.
Материалы: сухой пальчиковый бассейн в виде большой пластиковой миски, наполненной фасолью или горохом или пальчиковые бассейны в банках.
Ход игрового сеанса:
Ребенок и родители заходят в кабинет, осматривают игровые материалы. Специалист приглашает ребенка сесть за стол и предлагает поиграть в забавную игру. Проводит пальчиковую игру «Дождик».
Пальчиковая игра (проводится вместе с ребенком по принципу «рука в руке»):
Указательным пальцем постукивать по ладони другойДождик, дождик, поливай.
Будет хлеба каравай,
образовать перед собой круг руками
Будут булки, будут сушки,
похлопывать поочередно одной ладонью другую
Будут вкусные ватрушки.
соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг.
Ход игры: специалист рассказывает, что сегодня шел дождик. А мы можем сделать самый настоящий дождик прямо сейчас! Предлагает малышу попробовать набрать в ручки крупу и перетирать ее между ладошками, затем пересыпать крупу из одной руки в другую. Потом набрать в руки, держа их «лодочкой», крупу и медленно высыпать ее в лоток, получается красивый «водопад». Такой «водопад» может сделать и мама, а малыш тем временем сможет с ним поиграть: ловить семена, набирать их в руку или игрушечную чашечку, можно подставить под него игрушку и смотреть, как на нее «капает дождь».
Игровой сеанс № 3.
Тема: «Роем норки».
Цели: нормализация мышечного тонуса посредством массажа рук; стимуляция тактильных ощущений; увеличение объема и амплитуды движений пальцев рук; формирование произвольных, координированных и дифференцированных движений пальцев рук.
Материалы: сухой пальчиковый бассейн в виде большой пластиковой миски, наполненной фасолью или горохом; шнуровку в виде яблока с червячком.
Ход игрового сеанса:
Специалист приглашает ребенка сесть за стол и предлагает поиграть в забавную игру. Показывает, что сегодня прикатилось очень странное яблоко. Это не просто яблоко, а домик для червячка! Вот так хитрый червячок, высунься наружу! Вместе с ребенком играют с шнуровкой.
Пальчиковая игра: ладони лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).
Идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони)Раз, два, три ,четыре, пять, Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает
Головой она кивает,
Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз
Каркает:"Вот и обед!"
Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх
Глядь -
разводим руками
а червячков уж нет!
Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди.
Ход игры: педагог говорит ребенку: «Вот ведь ворона! Какая хитрая птица! Но мы не дадим ей съесть червячка, давай лучше насыплем ей вкусных зернышек?» Учит щипком захватывать зерна и сыпать их, как будто кормя птиц. Пальчики – это клювик птички, которая клюет зерна. «Вот ворона наелась, а теперь мя выроем для нашего червячка очень красивую и уютную норку, в которой он будет жить». Вместе роят норку и сажают в нее червячка.
Игровой сеанс № 4.
Тема: «Ищем клад».
Цели: нормализация мышечного тонуса посредством массажа рук; стимуляция тактильных ощущений; увеличение объема и амплитуды движений пальцев рук; формирование произвольных, координированных и дифференцированных движений пальцев рук.
Материалы: сухой пальчиковый бассейн в виде большой пластиковой миски, наполненной фасолью или горохом или банка с широким горлом наполовину наполненная крупой и водой; небольшая шкатулка или сундучок; красивые камешки или стеклянные фигурки марблс; небольшие фигурки морских обитателей (осьминог). Эту игру можно проводить как в сухом пальчиковом бассейне, так и с использованием воды.
Ход игрового сеанса:
Специалист приглашает ребенка сесть за стол и предлагает поиграть в забавную игру. Показывает, что сегодня они будут играть самым настоящим аквариумом! А кто живет в море? (дети отвечают). Да, а еще в нем живут забавные осьминоги!
Пальчиковая игра:
Всеми пальчиками, кроме больших, ребенок изображает щупальца осьминога.Восемь пальчиков для ног – Получился осьминог.
Сколько ног у осьминога? Много – Много! Много – Много!
Ход игры: вот такой осьминог живет в нашем аквариуме! Интересно, а что же он прячет на дне аквариума? Дети ищут клад, находят сундучок с марблс.
Педагог говорит: ох! Какие красивые драгоценные камни наши нашли детки! Но давайте подружимся с осьминогом и украсим дно его аквариума этими камнями, украшают и зовут осьминога.
IV ЭТАП: Итоговый мониторинг развития.
Цель повторного мониторинга – определение уровня актуального развития, прослеживание динамики развития детей, сбор данных о результативности проведенной работы. Итоговый мониторинг включает все те же методики, что и предварительный. Помимо обязательных методов оценки развития можно предложить родителями самостоятельно отслеживать новообразования и навыки, которые приобретает их ребенок, фиксировать их. Кроме того, родителям рекомендуется повторять дома все те же игры, что проводит с ребенком педагог-психолог в специально организованном пространстве. Общее время диагностической встречи: 1 час.
V ЭТАП: Аналитический.
Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение индивидуальной карты развития ребенка, которая является обязательным отчетным документом педагога-психолога, независимо от его места работы. На данном этапе происходит обработка, сопоставление и анализ полученных данных мониторингов, а также обобщение результатов проведенной работы. Полученные данные педагог-психолог приводит в творческом отчете о проделанной работе. Составляет отчетные сводные таблицы и диаграммы. Данный этап работы включает отчасти и такой важный этап, как прогностический. Прогностический этап – очень важное звено в системе психолого-педагогического сопровождения семьи, поскольку на основании имеющихся фактов и их осмысления специалистом определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, выясняются основные направления коррекционной работы с ним, решается вопрос о его индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте. При необходимости составляются индивидуально ориентировочные планы для закрепления достигнутых результатов в домашних условиях.
VI ЭТАП: Заключительный.
Задачей заключительного этапа является информирование родителей (законных представителей) о проделанной работе, ее результатах и итогах. На заключительном этапе работы по программе проводятся индивидуальные консультации для родителей. Родителям предоставляются результаты проведенной работы, раздаются соответствующие рекомендации по результатам мониторинга развития.
Предоставление результатов работы производится строго в индивидуальном режиме, поскольку специалист несет этическую ответственность за полученную информацию о семье и состоянии ребенка и обязан соблюдать принцип конфиденциальности. Также важно оставить примерно 15–20 минут для того, чтобы ответить на все вопросы родителей. Общее время беседы: 1 час.
Заключение.
Основная цель представленных в данной программе коррекционно-развивающих игр – это развитие тонкой моторики рук малыша и их функциональных возможностей, координации движений, стимулирование речевых зон коры головного мозга детей, эмоционально-личностное и познавательное развитие детей. В качества дополнительного побочного эффекта выделяются: развитие усидчивости и произвольности психических процессов, эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в их регуляции, обеспечение эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций при помощи различных игр и манипуляций с сыпучими материалами. Кроме того, развитие всех сторон психики ребенка, познавательного интереса, инициативности и творческое самовыражение.
Литература:
- Алейник О.В. Влияние развития мелкой моторики на речевые зоны коры головного мозга [Электронный ресурс] //nsportal.ru: Социальная сеть работников образования URL: http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/«uroven-razvitiya-melkoi-motoriki-–-odin-iz-vazhneishikh-pokazat (дата обращения: 19.09.2012).
- Барсукова О.В. Значение игр с песком и другими природными материалами для развития детей раннего возраста //Молодой ученый. – 2012. – № 5.
- Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М.: Мозаика–Синтез, 2007.
- Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Методическое пособие «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста»; Приложение к пособию. – М.: Просвещение, 2009.
- Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.