Кризис империи. Урок в 11-м классе

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (865,5 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Учебник – Загладин Н. В., Козленко С. И., Минакова С. Т., Петров Ю. А. История Отечества. XX – начала XXI века: Учебник для 11 класса средних общеобразовательных учебных заведений. – М.: “ТИД “Русское слово – РС”, 2007.

Дополнительная литература

  1. Баранов. П.А. Тесты по истории России XX — начала XXI века: 11-й кл.: к учебнику Н.В. Загладина, С.Т. Минакова, С.И. Козленко, Ю.А. Петрова “История Отечества. XX — начало XXI века. 11 класс” / П.А. Баранов. — М.: Экзамен, 2006.
  2. Пазин Р. В. История России. 10 – 11 классы. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания высокого уровня сложности (С 4 – С7). Ростов н/Д, 2010.
  3. Пазин Р. В. История России. Подготовка к ЕГЭ: анализ исторического источника (задания С 1 – С3). 10 – 11 классы. Ростов н/Д, 2011.
  4. Саяпин В. В. История России. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ – 2010. Базовый уровень. 10 – 11 классы. Ростов н/Д, 2009.

Форма урока: комбинированный. На уроке используются технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, проблемного обучения и информационно – коммуникационная технология.

Цель урока: Охарактеризовать политику правительства России в начале ХХ века. Определить одно из направлений внешней политики страны.

Задачи:

1) Образовательная: ознакомить учащихся с причинами, ходом и результатами русско – японской войны; выявить причины и основные события (1905 г.) революции 1905 – 1907 гг.

2) Развивающая: продолжить формирование умений работать с ОК ( опорными конспектами), историческими документами и картой, анализировать и делать выводы. Создать условия для дальнейшего развития общеучебных интеллектуальных умений: классификации, обобщения и самоконтроля. Развивать понятийный аппарат. Способствовать развитию творческих способностей учащихся посредством выполнения творческих домашних заданий. Формировать навыки работы с заданиями КИМов ЕГЭ (части А, В, С).

3) Воспитательная: прививать любовь и уважение к родной истории.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, карта, карточки. Тест и задания из дополнительной литературы, учебник.

Ход урока

I. Организационный момент (0,5 минуты).

II. Опрос (10 минут).

1.Карточки (отвечают трое учащихся у доски, раскрывают смысл понятий и дат, дают определения и характеристику личностей).

а) 1897, 1864, 1881, выкупные платежи, малоземелье, “Земля и воля”, поликонфессиональное, инвестиции, Витте, рентабельный.

б) 1897, 1870, 1855, временнообязанные, отрезки, “Народная воля”, промышленный переворот, протекционизм, Бунге, интенсивный.

в) 1861, 1874, 1894, круговая порука, надел, “Черный передел”, монополия, винная монополия, Горчаков, сословие.

2.Тест по ранее изученным темам. Два человека выполняют на своих местах во время опроса (цель – подготовка к ЕГЭ).

3. Один учащийся отвечает письменно на вопросы на своем месте во время опроса.

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. Воцарение Александра III было поворотным событием в истории России. В “Манифесте о восшествии на престол” Александра III говорилось: “Глас Божий повелевает Нам стать… на дело правления с верою в силу и истину Самодержавной власти…”

Какое название получила внутренняя политика Александра III? Приведите примеры не менее двух мероприятий, связанных с названной внутренней политикой Александра III. Что предопределило характер внутренней политики Александра III? Приведите не менее двух положений.

4.Работа с документом. Три человека отвечают письменно на вопросы к документу на своих местах во время опроса

№ 71. Из официального документа XIX в.

“1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население без различия состояний подлежит воинской повинности.

2. Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускаются...

10. Поступление на службу по призывам решается жребием, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого ими жребия не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение...

17. Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жребию определяется в 15 лет, из коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе...

20. Указанные в ... статьях сроки службы устанавливаются собственно для мирного времени; во время же войны состоящие в сухопутных войсках и во флоте обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность”.

С1. Как называлась реформа, о которой говорится в приведенном отрывке из документа? Укажите фамилию автора реформы и дату появления документа.

С2. Используя информацию источника и знание курса истории, укажите, какие новшества в порядке прохождения военной службы вводились этой реформой. Назовите не менее трёх новшеств.

СЗ. Применяя знания по курсу истории, укажите, как называлась война, поражение России в которой способствовало осознанию необходимости проведения этой реформы. Назовите хронологические рамки этой войны.

5. Двое учащихся выполняют задания № 186, 187 на доске. Проверка и анализ которых проводится после устных ответов учащихся.

№ 186. (С5)

Ниже приведены две точки зрения об экономическом развитии России в начале XX в.:

  1. В начале XX в. Россия была среднеразвитой страной с развивающейся экономикой, а отечественный капитал занимал лидирующее положение в народном хозяйстве страны.
  2. Россия в начале XX в. была глубоко отсталой страной и находилась в полуколониальной зависимости от стран Запада.
  3. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

№ 187. (С5)

Ниже приведены две точки зрения о влиянии государства на развитие экономики России в начале XX в.:

  1. Государственное вмешательство имело решающее значение в индустриализации царской России, позволив патриархальной империи в короткий срок войти в число развитых индустриальных держав.
  2. Государственное вмешательство не имело решающего значения. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

6. Вопрос для устного ответа.

Укажите цели, которые ставило перед собой царское правительство в 1894–1903 гг. в экономической политике. Приведите примеры действий, мероприятий царского правительства, направленных на их реализацию.

Проверка выполнения заданий вопросов № 2,3,4 проводится после урока.

III. Изучение нового материала. (24–26 минут).

Определение темы урока и цели учениками (2 минуты).

К началу ХХ в. в российском обществе накопилось много противоречий, которые требовали немедленного решения. Были предприняты попытки их преодоления снизу. О каком методе изменения общества идет речь? Это была первая Российская революция. Одной из её причин был проигрыш в войне на Дальнем Востоке. Что это за война?

Об этих событиях мы будем говорить сегодня на уроке. Сформулируйте тему урока (слайд № 1). Определите цель урока (слайд № 2).

Проблемный вопрос классу: Л. Н. Толстой точно подметил суть назревшего конфликта власти и общества. “Для России есть только два выхода: первый (..) – кровавая революция; второй – признание правительством их обязанности не идти против закона прогресса, не отстаивать старого (…), а поняв направление пути по которому идет человечество, вести по нему свои народы” Докажите, что конфликт назрел? Определите особенности пути выхода из него, который избрали власти?

(слайд № 3)

1. Внутренняя политика правительства в начале ХХ в. (8-9 минуты).

Работа по ОК, размещенному в презентации ( учитель рассказывает, учащиеся делают соответствующие записи в своих тетрадях и отвечают на вопросы). (слайд № 4)

2. Русско-японская война 1904 – 1905 гг. (7-8 минут)

Учащиеся знакомятся с текстом на с. 27 – 30 и составляют самостоятельно ОК, освещая в нем вопросы плана.

План. (Слайд № 9)

  1. Причины W.
  2. Ход W.
  3. Итог W.
  4. Название договора.
  5. Условия договора.

Затем сверяют свои записи с ОК, размещенным в презентации (ученики, корректируют записи в тетрадях и отвечают на вопросы, раскрывают подпункты плана). (слайд № 7 – 8)

Какой вопрос нами не раскрыт? (причины поражения России). Это одно из заданий на дом.

Вопрос. Оправдались планы Плеве на “Маленькую победоносную W”? Как вы думаете, к чему привело поражение в ней?

3. Революция 1905 – 1907 гг. (4-5 минуты).

4. События 1905 г. в Краснодарском крае. Сообщения учащихся (2 минуты)

* При наличии свободного времени. Просмотр видеофильма “История Кубани” (1 минута)

IV. Закрепление (3 минуты).

1. Ответьте на проблемный вопрос урока (слайд № 16). Запишите вывод.

2*. При наличии свободного времени. Дополнительное задание. Выполните тест по материалу, изученному на уроке (тест у каждого на парте). Сверьте свои ответы с ответами на доске (слайд № 17) Учащийся сам выбирает, какой тип заданий выполнять. Тестовое задание № 1 – задания из КИМов ЕГЭ части А, тестовое задание № 2 – части В. (Приложение №1)

V. Домашнее задание (1 – 2 минуты) (слайд № 15)

  1. Учить § 3 – 4, даты, термины.
  2. Выписать в тетрадь причины поражения России в войне 1904 – 1905 гг.
  3. * Сравнить русско – японскую войну с Крымской.
  4. *Подготовить сообщения “Белоглинцы – участники войны 1904 – 1905 гг., революции 1905 – 1907 гг.
  5. * Изобразить революционные события 1905 г. графически

VI. Подведение итогов урока (0,5 – 1 минута). (Слайд № 18)

Приложение 2