Интегрированный урок (технология + ИЗО) по теме "Жизнь сквозь Дымку"

Разделы: Начальная школа


Народное искусство несет о себе огромную информацию о жизни наших предков. Русские глиняные игрушки можно рассматривать не только как памятники искусства, но и истории. Некогда они были ритуальными фигурками, связанными с обрядами земледельческих календарных праздников. Особенно интересны игрушки-свистульки, которые делались для весеннего праздника “Свистунья”, знаменовавшего начало полевых работ. К ХIХ веку магическое содержание свистульки утратилось, и она превратилась в обычную детскую забаву. В ряде центров производство игрушки получило самостоятельное значение. Дымковская игрушка – игрушка городская, исстари ее делали в слободе Дымково города Вятки (ныне – Киров). Для дымки традиционны такие персонажи как барыня, кормилица, фантастическая птица с большим хвостом и другие. Наглядность, праздничность игрушкам придают как лепные детали, так и цветовое оформление глиняной поверхности. На белом фоне–грунте ярче вспыхивают звучные цвета: красный, желтый, оранжевый, синий. И невозможно не согласиться с теми, кто, глядя на любую из них, восклицает: «Глазам – радость, душе – отрада!»

Жизнь сквозь «Дымку» (3 занятия)

1 занятие

Вид занятия: лепка

Тема урока: «Дымковская игрушка»

 Цель: Способствовать эстетическому воспитанию младших   школьников средствами народного искусства.

Словарь:

  • Гончар – мастер, который работает с глиной.
  • Скульптур – мастер, который   высекает или вырезает свои произведения из твердого материала.

Задачи:

  • познакомить детей с народным промыслом – глиняная Дымковская (вятская) игрушка (Кировская область);
  • познакомиться с новыми приемами лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
  • развивать умение видеть форму;
  • воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, бережное отношение к традициям народа.

Сегодня на занятии мы будем работать с глиной. Узнаем новые приемы работы с глиной.

Скульптура — один из самых древних видов искусства. Слово «скульптура» придумали древние римляне. «Скулпо» по латыни — вырезаю, высекаю. «Искусством отсекать лишнее» называл скульптуру великий итальянский мастер Микеланджело Буонаротти. Способ работы, когда скульптор высекает или вырезает свои произведения из твердого материала (мрамора, гранита, дерева), называется ваянием. Другой способ работы — лепка, его также называют греческим словом «пластика». Лепить можно из мягких материалов (глина, пластилин, воск, соленое тесто). Эти материалы более послушны, чем камень и дерево, но не такие прочные.

Народное искусство несет о себе огромную информацию о жизни наших предков. Русские глиняные игрушки можно рассматривать не только как памятники искусства, но и истории. Некогда они были ритуальными фигурками, связанными с обрядами земледельческих календарных праздников

Способы и приемы лепки

Используя мягкие пластичные материалы, надо знать, что не следует лепить все мелкие детали выбранного объекта. Необходимо передать то главное, что отличает один предмет от другого, или нечто характерное для человека, животного, птицы — движение, настроение.

Чтобы верно передавать форму и строение предмета, надо обучиться определенным способам и приемам лепки. Существует три способа лепки.

Конструктивный является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепится по частям.

Пластический предполагает, что все изделие выполняется из целого куска без деления на части.

Комбинированный включает в себя как пластический, так и конструктивный способы при лепке одного изделия.

Приемы лепки можно разделить на две группы: в одних работает ладонь, в других — пальцы.

Как называют мастера, который работает с глиной? (Такого мастера называют гончар.)

Для того чтобы начать работу гончара, давайте вспомним правила рабочего человека

Правила рабочего человека:

  1. Работай за своим рабочим местом.
  2. Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.
  3. Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после работы.
  4. Береги инструменты, экономь материалы, всегда думай, как сделать работу лучше.
  5. Кончил работу — убери рабочее место быстро и аккуратно.

Главное правило: Работать надо дружно!

Для учителя:

  • модели глиняных дымковских игрушек
  • таблицы

Учитель делает вместе с детьми.

Дымковская курица (Приложение 1)

Разделить глину на четыре части и скатать шары. Вылепить основные части, оставив самый большой кусок для отделки.

Чтобы вылепить гузно — так в дымковских птицах называют тело, — надо придать шару форму яйца.

Хвост. Придать шару форму яйца, а затем в тряпочке расплющить его подушечкой ладони (у основания большого пальца) в диск. Диск должен быть не очень толстым и большим, овальной формы. Края диска тщательно выровнять влажными пальцами.

Третий кусок глины разделить на две части. Из одной вылепить ступочку — так в дымке называют подставку, основу. Раскатать шар в невысокий, но широкий конус. Из другой части раскатать длинный валик в виде морковки с тупым тонким концом — это будет шея и голова.

Собрать изделие: толстый конец шеи расплющить наискосок, смочить и примазать к туловищу. Определить на глаз размер головы — она должна быть небольшая. Придерживая спереди шею указательным пальцем левой руки, правой рукой сзади нажать. Вытянуть клюв. Смочить другой конец гузна и прикрепить и примазать хвост. Чтобы хвост держался, со спины примазать небольшой валик стульчик. Хвост должен быть спереди слегка выпуклым.

Узкий конец ступочки расплющить, смочить и посадить на него курицу, найдя центр тяжести, прочно примазать.

Отделка изделия.

Крылья. Раскатать толстый недлинный валик, разрезать его на две части, положить рядом на середину смоченной и хорошо отжатой тряпки. Накрыть валики тряпкой так, чтобы один их край приходился точно на сгиб тряпки. Расплющить валики в широкую ленточку, чтобы внешний край ленточки был плоским, тонким, а край на сгибе тряпки — толстым, округлым. Ленточку взять в руки тонким концом к себе. Толстый край собрать слева направо (Приложение 1). Смочить место прикрепления крыльев и плотно их примазать.

На голове сделать гребешок в виде шапочки таблетки и две сережки-капельки. По краю хвоста тоже можно сделать оборку.

Дымковская барышня (Приложение 2)

Раскатайте глину на шарики разной величины и сделайте лепешки. Игрушку лепите по частям, как делают народные мастера. Возьмите большую лепешку и сверните ее так. Чтобы получился конус. Это юбка. Колокол-юбку вертите в руках, чтобы выровнять стенки. Примажьте к юбке остальные части куклы так, как показано на рис 1, 2, 3 (Приложение 2).

А чтобы следы примазки не были не заметны, обрежьте стекой лишнюю глину и мокрой тряпочкой сгладьте все неровности.

Дымковский конь (Приложение 3)

Фигура коня, как и фигурку барыни, народные мастера лепят по частям. На рисунке показано, какие заготовки надо слепить, чтобы получился конь. Цифрами обозначена последовательность соединения и примазывания частей игрушки (Приложение 3).

2 занятие

Сушка, обжиг, побелка.

  1. Посушите вылепленную игрушку несколько дней.
  2. После того, как игрушка высохла нужно покрасить раствором мелкомолотого мела, разведенного на молоке. (старинный способ)

3 занятие

Вид занятия: декоративная  роспись

Тема урока: «Дымковская игрушка» (народные промыслы)

Цели:

  • способствовать эстетическому воспитанию младших   школьников средствами народного искусства;
  • закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушке.

Сегодня мы будем расписывать геометрическим орнаментом Дымковскую игрушку, которую сделали сами на прошлых занятиях.

Программные задачи:

  • продолжать знакомить детей с народным промыслом – глиняная Дымковская (вятская) игрушка (Кировская область);
  • развивать умение видеть форму, цвет, декор игрушки и посильно передавать единство этих качеств в рисунках;
  • развивать художественный вкус учащихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленного прошлого и современности;
  • воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, бережное отношение к традициям народа.

Оборудование: поделки из глины

Для учителя:

  • модели глиняных дымковских игрушек;
  • образцы рисунков-упражнений – «Геометрический орнамент на дымковской игрушке»;
  • таблицы на доске – «Цвет и форма».

Для учащихся:

  • раздаточный материал: «Фрагменты узора Дымковской игрушки» (Приложение 4).

Ход урока

1. Вводная часть урока

Ласково и нежно называют эту игрушку – Дымка.

– Почему эти игрушки называют Дымковские? (По месту их рождения – они из слободы Дымково)

С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково.

– Почему же назвали слободу Дымково, а игрушки Дымковские?

Зимой, когда топятся печи и летом в пасмурные дни, слобода вся будто в дымке. Здесь в далекой старине и зародилась Дымковская игрушка.

Много лет назад придумали люди лепить из глины игрушки. И до сих пор люди не забыли гончарное ремесло.

2. Из истории дымковской игрушки

Много различных глиняных игрушек делают мастера в разных уголках нашей огромной страны, но Дымковскую игрушку ни с какой не спутать.

Дымковская игрушка монолитна, а силуэт игрушек отличается мягкой плавностью и округлостью. Лепные детали оборок, косичек, жгутиков делают игрушку более выразительной (демонстрация игрушки).

– Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки? (Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)

– Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера? (Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии)

– Какие цвета брали для росписи игрушек? (Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный).

В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.

3. Закрепление материала

Работа по таблице «Цвет и форма» (на доске).

– Какие основные элементы геометрического орнамента чаще встречаются на игрушках? (Круги, овалы, клетка, полоска, точки, штрихи)

– Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга.

  • в ряд;
  • в шахматном порядке;
  • в клетке между линиями.

– Обратите внимание на точки:

  • между кольцами;
  • на кольцах;
  • по краю колец.

– На цветовое сочетание элементов в узорах.

Сегодня вы приобщитесь к мастерицам Дымковской игрушки. Мы будем  украшать игрушку узорами.

Для того чтобы начать работу художника-оформителя, необходимо:

  1. Выберите рисунок-шаблон, с которым вы будете работать: Дымковская барышня или лошадка.
  2. Вспомните элементы узоров при росписи Дымковских игрушек и продумайте свой узор, состоящий из шаблонных элементов.
  3. Выполните рисование орнамента графическим способом: Для подбора цветовой гаммы воспользуйтесь таблицами на доске

4. Практическая работа

Задание: Оформить геометрическим узором

5. Заключительная часть

Анализ работ учащихся.

– Какие замечательные работы получились у всех!

– Давайте выберем, чьи работы получились самыми интересными?

У  Павлика красивая барышня с яркими узорами на юбке.

У  Никиты лошадка в кружочках и с пышной гривой, как в сказке.

Мы оформим все работы выставкой и пригласим  гостей посмотреть на искусство. Им будет очень приятно, что вы помните народные ремесла наших предков и продолжаете их искусство в современной жизни.

А научили вас Дымковскому искусству украшать игрушки вятские мастерицы.

Не зря говорят в народе:

«Умелец да рукодельник себе и другим людям радость приносит».

Оттого и любим мы народные игрушки, что столько в них доброты и веселья.