Конспект фронтального логопедического занятия по теме "Буква Ч, звук [ч]"

Разделы: Начальная школа


Цель занятия:

  1. закрепить навыки четкого произношения звука;
  2. учить выделять  звук  в слогах, словах, предложениях, фразах;
  3. развивать фонематические процессы;
  4. учить слоговому анализу, подбору слов к схемам;
  5. наблюдать за правописанием звукосочетаний ЧА и ЧУ;
  6. упражнять в подборе антонимов;
  7. учить работе с  деформированным предложением;
  8. наблюдать за многозначностью слова;
  9. развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышления.

Дыхательная гимнастика:

  •  упражнение по формированию правильного речевого дыхания;
  • 4х - тактное дыхание (с задержкой до 10, до 15);
  • Пение четверостишья  «Наша Таня громко плачет».

Организационный момент
Я произнесу цепочку слов, а вы назовите лишнее.
Сахар, конфеты, чайник,  печенье.
Пчёлы, ромашка, василек, тюльпан.
Печка, тарелка, ваза, поднос.
Шляпа, панама, перчатки, фуражка.
                                                                                                     
Введение в тему
Назовите звук в названии картинки, который стоит на месте, отмеченном цифрой.
Слайд 1
Можете  воспользоваться звуковыми линейками.
Кто догадался, какой звук будет сегодня главным на занятии?

Уточнение артикуляции звука, характеристика звука
Какое положение при произнесении звука Ч принимают органы артикуляции?
Слайд 2
Губы – «хоботочком»
Зубы – сближены
Язык – вверху за верхними зубами, при выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба
Ощутим, голосовые связки работают или нет? Не работают, разомкнуты.
Воздушная струя – теплая, воздух выходит толчком
Дать характеристику звука.
Звук Ч – согласный (есть преграда), глухой (голосовые связки не работают), мягкий всегда.

Развитие фонематического восприятия
Тренируем ушки. Пользуясь звуковой линейкой, определите место звука [Ч]  в словах.
Туча,  ученикстолик, кричит, бабочка, соловей, чемпион, учить, чум.
ЧУМ - переносное жилище народов Севера России. Конический остов из шестов покрывался оленьими шкурами или корой.
Слайд 3
Проверим вашу память.  Вспомните, какие слова со звуком [Ч] я диктовала?

Соотнесение звука с буквой
Какой буквой на письме мы обозначаем звук[Ч]?
На что похожа буква Ч?  Заглавная буква Ч  похожа на заглавную букву У. Чем отличается? Наклонная линия у буквы Ч внизу с закруглением  вправо, а у буквы У – влево.
А верхняя часть  строчной  буквы ч похожа на  чайку.
Повторяем написание заглавной  буквы Ч. Ставим ручку чуть ниже верхней границы рабочей строки. Пишу короткую линию вверху и внизу с закруглением, веду руку вверх и присоединяю длинную наклонную линию внизу с закруглением.
Повторяем написание строчной буквы ч. Ставим ручку чуть ниже  середины рабочей строки, веду линию вверх, делаю петелечку, веревочка провисает, и присоединяем короткую наклонную линию внизу с закруглением.

Запишите заглавную букву Ч столько раз, сколько звуков в названии второй  картинки.
Запишите строчную букву  ч столько раз, сколько звуков в названии третьей картинки.

Выделение звука на фоне слога
Слайд 4
1. Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.
А за ней цыплятки – малые ребятки
Цып-цып-цып! Сюда! Сюда! Я вам буковку нашла!
Прибежал весёлый  А, прочитали дети… ЧА
Прибежал задорный О, прочитали дети… ЧО
Прибежал упрямый  У, прочитали дети… ЧУ
Прибежал   милёнок И, прочитали дети… ЧИ 
Прибежал красавчик  Е, прочитали дети… ЧЕ
Прибежал  серьёзный  Ё, прочитали дети… ЧЁ 

2. Я диктую слова,  а вы записывайте только 1 слоги.
ЧУДО, ЧАСЫ.
А сейчас – только 2 слоги.
ТУЧА,  ХОЧУ. 
Прочитаем. Какие слоги записали?  Ещё раз повторим, правило написания звукосочетаний ЧА и ЧУ. (ЧА  пиши с гласной А, ЧУ  пиши с гласной У).

Работа на уровне слова
1. Игра «Лото».  В конвертах игровое поле с картинками и фишки с точками, которые определяют  местоположение   звука [Ч] в слове - отгадке: в начале, в середине, в конце. Я  прочитаю загадки, у кого-то  на игровом поле имеется картинка, название которой является отгадкой. Необходимо нужной фишкой  закрыть картинку. Выиграет тот, кто раньше других закроет фишками всё игровое поле.
Слайд 5

  •  Сам верхом, а ноги за ушами?   ОЧКИ.
  • В портфеле я  её ношу, ей в тетради я пишу.
  • Замечательная штучка – самопишущая …   РУЧКА.
  • Хвост во дворе, нос в конуре,
  • Кто его  повернет – тот и в дом войдет.   КЛЮЧ.
  • Сестра моя сова – умная голова. СЫЧ.
  • У солнышка их много-много.
  • Согреют поле, луг, дорогу.   ЛУЧИ.
  • Она нужна, чтоб сок налить или горячего чайку попить.   ЧАШКА.
  • Ног нет, а хожу,
  • Рта нет, а время скажу.   ЧАСЫ.

  • Если что болит – не плачь, тебе поможет мудрый …   ВРАЧ.
  • Висит груша, нельзя скушать.   ЛАМПОЧКА.
  • Горячий, с лимонным ароматом,
  • С вареньем и медом, а можно и с мятой!   ЧАЙ.
  • Белая птица над морем кружится.   ЧАЙКА.
  • Ударишь – не плачут, подбросишь – поскачут.   МЯЧИ.

2. Назовите свои картинки – отгадки. Есть ли среди названий картинок слово, которое подходит к данной схеме? Запишите  это слово в тетрадь. Следующая схема, запишите второе слово в тетрадь рядом с первым.   И последняя схема, после этого слова поставьте точку. Прочитайте  слова, которые записали.

Какое первое слово записала Аня? КЛЮЧ.
Скажите, что такое ключ?
(на доске картинки дверного ключа, скрипичного ключа и родника)
Ключ – специальный инструмент, необходимый для того, чтобы открыть какой – либо замок.
А что изображено на второй  картинке?
Это необычный ключ. Он называется скрипичный и открывает нотную строку.
Что изображено на третьей картинке?
И этот родник тоже называется ключом.
Много разных есть ключей: ключ  - родник среди камней.
Ключ скрипичный, завитой и  обычный ключ дверной.
Вот сколько значений имеет слово ключ. Слова, которые имеют несколько значений, называются многозначными.

Динамическая пауза
Игра с перекидывание мяча.  «Наоборот».
Напоминаю  правила игры. Возвращая мне мяч, назовите слово  противоположное по смыслу.

День – НОЧЬ,
Утро – ВЕЧЕР,
Говорить – МОЛЧАТЬ,
Включать – ВЫКЛЮЧАТЬ,
Белый – ЧЕРНЫЙ,
Грязный – ЧИСТЫЙ,
Редко – ЧАСТО,
Заканчивать – НАЧИНАТЬ.

   Работа на уровне предложения
У вас на партах карточки со словами. Из этих слов необходимо составить правильные предложения.  Прочитайте свои  предложения.
Слайд 6.
собирала лесу Анечка в  ягоды.
интересную Катя сочинила сказку.
купила чудесную  книгу Мама.
 весёлую Дети  частушку спели.
Найдите в своем  предложении слово с буквой Ч
Из найденных слов составьте новое предложение.  
Анечка сочинила чудесную частушку.
Запишите предложение в тетрадь с новой строки. Как напишем первое слово? Что поставим после последнего слова? Какое мы должны помнить  правило, чтобы правильно написать слова ЧУДЕСНУЮ и ЧАСТУШКУ.

Работа с текстом
Прочитаем текст. Вместо рисунков  в предложения необходимо вставить слова.
Слайд 7
Папа подарил девочке чудо.
Чудо посадили в аквариум с чистой водичкой.
Девочка кормила его червячками и чистила твердый панцирь.
Ночью чудо  прячется под листочками.
А днем греет  бочок на солнце.
Танечка   очень  любит своё чудо.
Давайте найдем в тексте слова с буквой Ч.
Догадались, какое животное подарил папа девочке? Правильно. ЧЕРЕПАХУ.
Черепахи бывают  разные. Одни живут в воде, другие на суше.
Показ видеоролика о жизни черепах.

Итог занятия
Есть ли в слове черепаха звук, который был главным на занятии?
Какой звук сегодня был главным на занятии? Давайте повторим.
Какое положение при произнесении звука Ч принимают органы артикуляции?
Гласный или согласный звук? Докажите.
Вы молодцы, отлично работали на занятии и у меня для вас сюрприз.

Показываю Кокоса – красноухую черепаху из живого уголка.

Фотография на память с гостями.

4.05.2009