«Игра забывается, результат остается».
В.В.Лобановский
Класс: 10 класс.
Название раздела: «Деньги и финансы».
Роль и место данного раздела в курсе: раздел «Деньги и финансы» изучается в курсе «Экономика» 10 класс по учебнику Хасбулатов Р.И. «Экономика. Базовый и углубленный уровни 10-11 кл.».
Цели и задачи урока:
- Активизировать познавательный интерес учащихся к изучению экономики и финансовой грамотности.
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о роли денег и финансов в жизни человека.
- Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся (высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов).
Тип урока: обобщение, систематизация и контроль знаний.
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные:
- Научатся: организовывать свою трудовую деятельность в цифровой среде; определять свои отношения с одноклассниками.
- Получат возможность научиться:обобщать и систематизировать материал по экономике и финансовой грамотности; приобретут опыт анализа конкретных экономических ситуаций; высказывать собственное мнение, суждения.
2. Метапредметные УУД:
- Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
- Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
3. Личностные УУД:
- Понимают значение экономических и финансовых знаний для человека и принимают их.
- Оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причины неудач.
Оборудование урока:
- мультимедийная презентация «Экономический калейдоскоп»;
- выставка книг «Экономика и жизнь»;
- магнитные пазлы с изображением картины В.Е.Маковского «Крах банка»;
- магнитные пазлы с изображением картины Б.М.Кустодиева «Купец, считающий деньги»;
- аудиозапись куплетов Мефистофеля из оперы «Фауст» Ш.Гуно («Люди гибнут за металл…»);
- аудиозапись песни «Money, Money, Money» в исполнении группы ABBA;
- грамоты и сувениры для награждения команд;
- многофункциональная интерактивная панель с сенсорным экраном, планшеты.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы обучения (по классификации Ю.К.Бабанского): словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, познавательная игра, самоконтроль.
Основные понятия и термины: экономика, деньги, ликвидность, финансы, банк, акция, облигация, депозит, кредит, валюта, инвестиции, инфляция.
Форма проведения урока: дидактическая интерактивная игра.
Подготовка к уроку:
За две недели до урока класс делится на команды, в каждой из них определяется капитан. Команды придумывают свое название, готовят девиз, эмблему и получают домашнее задание.
Домашнее задание:
- Прочитайте произведения русской и мировой художественной литературы о деньгах, богатстве, инвестировании и финансовых рисках. Подумайте, можно ли понять эти произведения без знания основ экономики и финансовой грамотности? Докажите вашу точку зрения конкретными примерами из текста.
- Подготовьте видеоролик на тему «Что значат для вас деньги?» продолжительностью 2-3 мин., используя сюжет одной из прочитанных вами книг.
Этапы интерактивной игры:
- Представление команд.
- Конкурс «Страны и валюты».
- Конкурс «Финансовая мозаика» («Найди слово!»).
- Конкурс «Умные финансы» (Решение задач).
- Физкультминутка.
- Конкурс капитанов.
- Конкурс «Что значат для вас деньги?» (Домашнее задание).
- Конкурс «Деньги в живописи» («Пазлы»).
Ход интерактивной игры
Вступительное слово учителя: Сегодня мы проведем повторительно-обобщающий урок в форме интерактивной игры «Экономический калейдоскоп», где будет выявлена лучшая команда и награждены победители.
Объяснение правил игры: в игре принимают участие учащиеся 10 класса, разделенные на две команды. Каждая из команд в ходе игры будет работать над общими для всех заданиями, либо над специальными заданиями, объединенными общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности.
Выявляется победитель (команда).
Ученики, активно принимавшие участие в интерактивной игре, получают оценки.
Жюри ведет подсчет баллов по пятибалльной системе за каждое задание, подводит итоги в конце игры и называет победителя.
Состав жюри интерактивной игры: администрация школы, родители учеников, учащиеся старших классов.
Интерактивная игра приобретает характер общественного смотра знаний.
Этапы дидактической игры
Звучит аудиозапись куплетов Мефистофеля из оперы «Фауст» Ш.Гуно («Люди гибнут за металл…»);
Представление команд (название, эмблема, девиз).
За две недели до урока класс делится на две команды, в каждой из них определяется капитан. Команды придумывают свое название, готовят девиз и эмблему, используя инструменты образовательного ресурса LearningApps.org – «Доска объявлений» (текст, картинки, аудио, видео).
Конкурс «Страны и валюты»
(Для оформления задания используется модуль «Найти пару» конструктора мультимедийных интерактивных заданий LearningApps.org.)
Задание для команд А и Б: На Чемпионат мира по футболу ФИФА в 2018 в Россию приезжали гости из разных стран. Соотнесите флаг страны и ее национальную валюту.
Ответ:
Конкурс «Финансовая мозаика» («Найди слово!»)
(При подготовке этого конкурса используется модуль «Кроссворд» LearningApps.org. Фон для кроссворда – картина Б.М.Кустодиева «Яблоко и сторублевка»).
Задание для команд А и Б: Найди слово, означающее залог недвижимого имущества с целью получения долгосрочной денежной ссуды (Ипотека) (по вертикали).
По горизонтали:
- Долгосрочные вложения капитала в различные отрасли с целью получения прибыли (Инвестиции).
- Все виды денежных средств, переданные их владельцами на временное хранение в банк с предоставлением ему права использовать эти деньги для кредитования (Депозит).
- Денежные средства и материальные ценности, получаемые юридическими и физическими лицами в виде комиссионных за оказание услуги (Доход).
- Доход, получаемый владельцем от использования капитала без его участия в предпринимательской деятельности, имущества, сдаваемого в аренду (Рента).
- Сумма затрат, выраженных в денежной форме и осуществленных для производства и реализации продукции и оказания услуг (Издержки).
- Крупное кредитное учреждение (Банк).
- Ценная бумага, удостоверяющая право на получение части прибыли в виде дивидендов (Акция).
Конкурс «Умные финансы» (Решение задач)
Решите финансовые задачи.
Задание команде А:
1. Несколько лет тому назад мастер Самоделкин решил воплотить в жизнь свою мечту: познакомиться с репертуаром Государственного академического Большого театра России.
Для этого в банке Самоделкин открыл депозит со следующими условиями: первоначальная сумма вклада равна 30 000 рублей, срок вклада – 4 года, процентная ставка – 6% годовых, капитализация – ежегодная, расчет по схеме сложных процентов. Если цена абонемента на спектакли будет равна 33 000 рублей, сколько средств на покупку либретто опер и балетов останется у Самоделкина? Обоснуйте свой ответ.
Ответ: у Самоделкина останется 4 875 руб. на покупку либретто опер и балетов.
Задание команде Б:
2. Белоснежка мечтала заниматься в фитнес-клубе. Для реализации своей мечты она открыла депозит со следующими условиями: первоначальная сумма вклада равна 50 000 рублей, срок вклада – 4 года, процентная ставка – 8% годовых, капитализация – ежегодная, расчет по схеме сложных процентов. В 2019 году Белоснежка узнала, что цена спортивного абонемента в фитнес-клуб будет равна 66 000 рублей, сколько средств на покупку спортивной сумки останется у Белоснежки? Обоснуйте свой ответ.
Ответ: у Белоснежки останется 2 025 руб. на покупку спортивной сумки.
Физкультминутка
Физкультминутка «Здоров буду и денег добуду!».
Конкурс капитанов
(При подготовке этого конкурса используется модуль «Простой порядок» LearningApps.org.).
Задание для капитана команды А: Соберите из рассыпавшихся слов цитату Б.Дизраэли и раскройте смысл высказывания. («Два величайших стимула в мире – это молодость и долги»).
Задание для капитана команды Б: Соберите из рассыпавшихся слов цитату Б. Франклина и раскройте смысл высказывания. («Кто покупает лишнее, в конце концов, продаёт необходимое»).
Конкурс «Что значат для вас деньги?» (Домашнее задание)
Задание для команд А и Б:
1. Прочитайте произведения русской и мировой художественной литературы о деньгах, богатстве, инвестировании и финансовых рисках. Подумайте, можно ли понять эти произведения без знания основ экономики и финансовой грамотности? Докажите вашу точку зрения конкретными примерами из текста.
2. Подготовьте видеоролик на тему «Что значат для вас деньги?» продолжительностью 2-3 мин., используя сюжет одной из прочитанных вами книг.
Учащиеся демонстрируют свои видеоролики.
Конкурс «Деньги в живописи» («Пазлы»)
Соберите из магнитных пазлов известные картины о деньгах и назовите их авторов.
Ответ:
(В.Е. Маковский «Крах банка»;Б.М. Кустодиев «Купец, считающий деньги»).
Звучит аудиозапись песни «Money, Money, Money» в исполнении группы ABBA.
Рефлексия
(Для проведения рефлексии используется инструмент «Голосование» LearningApps.org).
Пройдите экспресс-опрос участников интерактивной игры «Экономический калейдоскоп».
Ответьте на вопрос: ваше отношение к интерактивной игре «Экономический калейдоскоп»?
- Ответ 1: Урок понравился.
- Ответ 2: Не могу определиться.
- Ответ 3: Урок не понравился.
Результаты голосования выводятся на многофункциональную интерактивную панель.
Домашнее задание: составьте тест по экономике (раздел «Деньги и финансы»). При выполнении домашнего задания используйте модуль «Кто хочет стать миллионером?» конструктора мультимедийных интерактивных заданий LearningApps.org).
Жюри подводит итоги интерактивной игры.
Команда-победитель в интерактивной игре награждается почетной грамотой и сувенирами.
Библиографический список
- Гурьянова С.Ю. Познавательный квест по финансовой грамотности «Для тех, кто не боится мечтать и действовать». – М.: ИД «Первое сентября». – 2019. [сайт]. URL: https://urok.1sept.ru/статьи/672746/ (дата обращения: 16.04.2019).
- Гурьянова С.Ю. Игровая деятельность в цифровую эпоху. // Чешский научный журнал «Aktuální pedagogika». – №1. – 2018. – с. 15-20.
- Гурьянова С.Ю. Финансовое просвещение молодежи: актуальный опыт. // Чешский научный журнал «Aktuální pedagogika». – №2. – 2017. – с. 29-39.
- Гурьянова С.Ю. Программа элективного курса по финансовой грамотности «Финансы: просто о сложном». // Научно-методический и теоретический журнал «Социосфера». – №2. – 2017. – с. 61-66.
- Дихтяр Т.Л. Экономика: 10 – 11 классы: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2018. – 202 с.
- Жичкин А.М., Гурьянова С.Ю. Экономика предприятия. Учебное пособие. – МИЭМ, 2010. – 144 с.
- Зайцев Н.Л. Краткий словарь экономиста. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 224 с.
- Хасбулатов Р.И. Экономика. Базовый и углубленный уровни. 10-11 кл.: учебник. – М.: Дрофа, 2019.
- Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации: [сайт]. URL: http://cbr.ru (дата обращения: 16.04.2019).
- Официальный сайт Министерства финансов РФ: [сайт]. URL: http://minfin.ru/ (дата обращения: 16.04.2019).
- Официальный сайт Федеральной налоговой службы: [сайт]. URL: http://www.nalog.ru/ (дата обращения: 16.04.2019).
- Официальный сайт Пенсионного фонда РФ: [сайт]. URL: http://www.pfrf.ru/ (дата обращения: 16.04.2019).
- LearningApps.org: [сайт]. URL: https://learningapps.org/ (дата обращения: 16.04.2019).
- Сайт Музея Банка России: [сайт]. URL: https://www.cbr.ru/museum/ (дата обращения: 16.04.2019).
- Сайт Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей: [сайт]. URL: http://muzeum.me/ (дата обращения: 16.04.2019).