Сценарий занятия для 2-го класса по Программе «Орлята России». Дружба как основа пути каждого Орлёнка

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: дружба, основа дружбы


Продолжительность: 40 минут.

«Код дружбы: вместе делаем совместный шаг навстречу друг другу»

Главная идея: Мы уже Орлята. Мы уже команда. А сегодня мы вместе раскрываем, что такое настоящая дружба — наш главный Код.

Цель: Закрепление ценностей дружбы через практику, обсуждение и личное участие каждого.

Оборудование (обновлённое, символичное):

    Мяч — «Мяч доверия»
  • Карточки с ситуациями — «Страницы из жизни Орлят»
  • Лента — «Пояс дружбы» (цветная лента, которую можно завязать)
  • Цветные листы — «Лист дружбы» (формат А4, на котором дети рисуют свои обещания)
  • Проектор — короткий ролик (2–3 мин): «Как начинается дружба» (дети помогают, играют, мирятся)
  • Плакат — «Код дружбы» (как свиток или книга)
  • Магниты / скотч — для крепления карточек
  • Небольшая шкатулка — «Шкатулка Кода» (для хранения листов)

Структура занятия как первое собрание Орлят.

1. Приветствие — «Привет, друг!» (3 мин)

(Ценность: Уважение)

Учитель (улыбается, голос тёплый, но энергичный): «Здравствуйте, мои маленькие Орлята!

Я — [имя], и я очень рада вас видеть!

Сегодня у нас не урок.

Сегодня у нас — игра друзей!

Вы уже стали частью большой семьи — Орлята России.

Вы уже носите своё имя с гордостью.

Но каждый Орлёнок знает: быть Орлёнком — это не только значок на груди.

Это — выбор каждый день:

    быть добрым,
  • быть честным,
  • быть рядом.

Сегодня мы откроем самое важное: Что такое Код дружбы Орлят России?

Готовы?

Тогда хлопнем в ладоши три раза и скажем хором девиз Орлят:

Орлята — дружно, честно, смело!»

(Хлопают, говорят девиз. Учитель запоминает несколько имён — потом использует их.)

Теперь можно начинать нашу игру!

2. Разминка — «Мяч доверия» (5 мин)

(Ценности: Дружба, Уважение)

Учитель: «В Орлятах важно уметь слышать друг друга. Поэтому начнём с игры — Мяч доверия.

Учитель: «Чтобы стать друзьями, нужно сначала познакомиться.

Я бросаю мяч и говорю: «Меня зовут… и мне нравится…»

Например: «Меня зовут Лена, и мне нравится рисовать»

(Игра идёт. Учитель помогает стесняющимся: «Как тебя зовут? Скажи нам!»)

Через 6–7 человек можно перейти к фразе: «Дружба — это когда…» — чтобы начать тему мягко.

3. Открытие Кода — «Страницы из жизни Орлят» (10 мин)

(Ценности: Честность, Ответственность, Уважение, Патриотизм)

Учитель: Работаем в парах («Повернитесь к соседу справа»).

«Посмотрите — у нас есть пять страниц из жизни настоящих Орлят. На них — не вымышленные истории.

Это то, что происходит с нами каждый день.

Ваша задача:

  1. Посмотреть на картинку.
  2. Рассказать, что делают дети.
  3. Сказать, какое качество Орлёнка здесь видно.

На доске карточки с ценностями: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, УВАЖЕНИЕ, ДРУЖБА, ВЗАИМОПОНИМАНИЕ.

У детей такие же карточки. На доске появляется картинка.

Ваша задача в группе:

    Посмотрите на картинку.
  1. Скажите: «Что делают дети?»
  2. Подбери одно слово — что это за качество?

Учитель выслушивает ответы детей и крепит к Коду дружбы карточку на доску. Надо сказать: «Это — [качество]!»

3 правила, которые вы будете соблюдать в классе»

(1. Не обижать. 2. Помогать. 3. Говорить «спасибо».)

После обсуждения — все вместе прикрепляют карточки к плакату «Код дружбы» и читают правила:

    Помогай другу
  1. Говори правду
  2. Уважай чувства других
  3. Делись и не жадничай
  4. Защищай слабого

«Вот он — наш Код дружбы! Эти правила — как крылья для орлёнка: без них ты не поднимешься высоко.

Каждое правило — это маленькое сокровище. И мы все — хранители этих сокровищ!»

А сейчас я предлагаю вам посмотреть короткий мультфильм, и подумать, какие правила ДРУЖБЫ там можно увидеть?

4. Физкультминутка — «Пояс дружбы» (3 мин)

(Ценности: Дружба, Уважение)

Учитель: «А сейчас Все встаём в круг!

Я даю вам ленту.

Каждый берёт её и передаёт соседу справа, говоря: Я дружу с тобой!»

Когда лента пройдёт весь круг — у нас получится Пояс дружбы!

Попробуем разорвать?

(Дети пытаются — не получается.)

Почему?

Потому что дружба — крепкая!

Повесим пояс рядом с Кодом пусть напоминает: мы можем быть одной командой, даже если только что встретились.

5. Творческая часть — «Мой обещанный поступок» (10 мин)

Работа в группах

(Ценности: Честность, Ответственность)

Учитель: «Теперь — самое важное.

Код дружбы — это не только то, что мы видим у других. Это — то, что мы сами решаем делать.

Возьмите Лист дружбы.

(На листе нарисовано солнышко, и даны лучики. Детям надо на лучиках написть один поступок, который вы обещаете совершить на этой неделе. Лучик приклеить к солнышку)

Например:

— «Я помогу Елене Леонидовне убрать класс после урока».

Учитель ходит, подбадривает: «Ты уже делаешь добро», «Какое хорошее обещание!», «Твой поступок изменит день!»

Листы с готовыми солнышками прикрепляются на доску к плакату КОД ДРУЖБЫ.

Учитель делает вид. Что читает поступки детей. Кто то поможет, кто то помирится, кто то подружится, а кто-то скажет спасибо!…

«Посмотрите — сколько добра у нас в классе!

Это вспышка дружбы. А когда добрых дел много — они становятся солнцем.

6. «Что бы ты сделал?» (5 мин)

(Ценность: Ответственность, Честность)

Формат: Мини-обсуждение в кругу.

Учитель быстро читает три короткие ситуации — дети поднимают руку и отвечают:

    «Ты видишь, как одноклассник уронил тетради. Что сделаешь?»
    → Ждать ответ: «Подниму и помогу», «Спрошу: нужна помощь?»
  • «Ты случайно сломал чужой карандаш. Что скажешь?»
    → Цель: услышать «Скажу „извини“», «Попрошу прощения»
  • «Новый ученик стоит один. Что сделаешь?»
    → Цель: «Познакомлюсь», «Приглашу поиграть», «Спрошу, как его зовут»

Учитель хвалит конкретно: Вот это и есть ответственность! Вот это — уважение!»

7. Завершение — «Наше общее слово» (4 мин)

(Ценности: Патриотизм, Дружба)

Учитель: «Орлята, вы сегодня были молодцы!

Вы быстро стали командой.
Вы узнали Код дружбы.
Вы написали целую галерею добра.

Теперь я хочу сказать: Спасибо вам за тепло, за улыбки, за вашу доброту!

Помните:
— Дружба начинается с улыбки,
— Правда делает сердце легче,
— А помощь — делает мир лучше.

А это — уже настоящий Код дружбы. Вы — настоящие Орлята России!

А в ПОДАРОК я вам дарю «ДНЕВНИК ДРУЖБЫ», в котором не будет оценок, а будут ваши добрые дела и поступки.

- В заключение предлагаю снова встать в Орлятский круг Дружбы и исполнить песню «Ты, да я, да мы с тобой».

- Спасибо вам за этот урок.

За ваш выбор быть добрыми.

За ваш шаг — быть вместе.