Продолжительность: 40 минут.
«Код дружбы: вместе делаем совместный шаг навстречу друг другу»
Главная идея: Мы уже Орлята. Мы уже команда. А сегодня мы вместе раскрываем, что такое настоящая дружба — наш главный Код.
Цель: Закрепление ценностей дружбы через практику, обсуждение и личное участие каждого.
Оборудование (обновлённое, символичное):
-
Мяч — «Мяч доверия»
- Карточки с ситуациями — «Страницы из жизни Орлят»
- Лента — «Пояс дружбы» (цветная лента, которую можно завязать)
- Цветные листы — «Лист дружбы» (формат А4, на котором дети рисуют свои обещания)
- Проектор — короткий ролик (2–3 мин): «Как начинается дружба» (дети помогают, играют, мирятся)
- Плакат — «Код дружбы» (как свиток или книга)
- Магниты / скотч — для крепления карточек
- Небольшая шкатулка — «Шкатулка Кода» (для хранения листов)
Структура занятия как первое собрание Орлят.
1. Приветствие — «Привет, друг!» (3 мин)
(Ценность: Уважение)
Учитель (улыбается, голос тёплый, но энергичный): «Здравствуйте, мои маленькие Орлята!
Я — [имя], и я очень рада вас видеть!
Сегодня у нас не урок.
Сегодня у нас — игра друзей!
Вы уже стали частью большой семьи — Орлята России.
Вы уже носите своё имя с гордостью.
Но каждый Орлёнок знает: быть Орлёнком — это не только значок на груди.
Это — выбор каждый день:
-
быть добрым,
- быть честным,
- быть рядом.
Сегодня мы откроем самое важное: Что такое Код дружбы Орлят России?
Готовы?
Тогда хлопнем в ладоши три раза и скажем хором девиз Орлят:
Орлята — дружно, честно, смело!»
(Хлопают, говорят девиз. Учитель запоминает несколько имён — потом использует их.)
Теперь можно начинать нашу игру!
2. Разминка — «Мяч доверия» (5 мин)
(Ценности: Дружба, Уважение)
Учитель: «В Орлятах важно уметь слышать друг друга. Поэтому начнём с игры — Мяч доверия.
Учитель: «Чтобы стать друзьями, нужно сначала познакомиться.
Я бросаю мяч и говорю: «Меня зовут… и мне нравится…»
Например: «Меня зовут Лена, и мне нравится рисовать»
(Игра идёт. Учитель помогает стесняющимся: «Как тебя зовут? Скажи нам!»)
Через 6–7 человек можно перейти к фразе: «Дружба — это когда…» — чтобы начать тему мягко.
3. Открытие Кода — «Страницы из жизни Орлят» (10 мин)
(Ценности: Честность, Ответственность, Уважение, Патриотизм)
Учитель: Работаем в парах («Повернитесь к соседу справа»).
«Посмотрите — у нас есть пять страниц из жизни настоящих Орлят. На них — не вымышленные истории.
Это то, что происходит с нами каждый день.
Ваша задача:
- Посмотреть на картинку.
- Рассказать, что делают дети.
- Сказать, какое качество Орлёнка здесь видно.
На доске карточки с ценностями: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, УВАЖЕНИЕ, ДРУЖБА, ВЗАИМОПОНИМАНИЕ.
У детей такие же карточки. На доске появляется картинка.
Ваша задача в группе:
-
Посмотрите на картинку.
- Скажите: «Что делают дети?»
- Подбери одно слово — что это за качество?
Учитель выслушивает ответы детей и крепит к Коду дружбы карточку на доску. Надо сказать: «Это — [качество]!»
3 правила, которые вы будете соблюдать в классе»
(1. Не обижать. 2. Помогать. 3. Говорить «спасибо».)
После обсуждения — все вместе прикрепляют карточки к плакату «Код дружбы» и читают правила:
-
Помогай другу
- Говори правду
- Уважай чувства других
- Делись и не жадничай
- Защищай слабого
«Вот он — наш Код дружбы! Эти правила — как крылья для орлёнка: без них ты не поднимешься высоко.
Каждое правило — это маленькое сокровище. И мы все — хранители этих сокровищ!»
А сейчас я предлагаю вам посмотреть короткий мультфильм, и подумать, какие правила ДРУЖБЫ там можно увидеть?
4. Физкультминутка — «Пояс дружбы» (3 мин)
(Ценности: Дружба, Уважение)
Учитель: «А сейчас Все встаём в круг!
Я даю вам ленту.
Каждый берёт её и передаёт соседу справа, говоря: Я дружу с тобой!»
Когда лента пройдёт весь круг — у нас получится Пояс дружбы!
Попробуем разорвать?
(Дети пытаются — не получается.)
Почему?
Потому что дружба — крепкая!
Повесим пояс рядом с Кодом пусть напоминает: мы можем быть одной командой, даже если только что встретились.
5. Творческая часть — «Мой обещанный поступок» (10 мин)
Работа в группах
(Ценности: Честность, Ответственность)
Учитель: «Теперь — самое важное.
Код дружбы — это не только то, что мы видим у других. Это — то, что мы сами решаем делать.
Возьмите Лист дружбы.
(На листе нарисовано солнышко, и даны лучики. Детям надо на лучиках написть один поступок, который вы обещаете совершить на этой неделе. Лучик приклеить к солнышку)
Например:
— «Я помогу Елене Леонидовне убрать класс после урока».
Учитель ходит, подбадривает: «Ты уже делаешь добро», «Какое хорошее обещание!», «Твой поступок изменит день!»
Листы с готовыми солнышками прикрепляются на доску к плакату КОД ДРУЖБЫ.
Учитель делает вид. Что читает поступки детей. Кто то поможет, кто то помирится, кто то подружится, а кто-то скажет спасибо!…
«Посмотрите — сколько добра у нас в классе!
Это вспышка дружбы. А когда добрых дел много — они становятся солнцем.
6. «Что бы ты сделал?» (5 мин)
(Ценность: Ответственность, Честность)
Формат: Мини-обсуждение в кругу.
Учитель быстро читает три короткие ситуации — дети поднимают руку и отвечают:
-
«Ты видишь, как одноклассник уронил тетради. Что сделаешь?»
- «Ты случайно сломал чужой карандаш. Что скажешь?»
→ Цель: услышать «Скажу „извини“», «Попрошу прощения» - «Новый ученик стоит один. Что сделаешь?»
→ Цель: «Познакомлюсь», «Приглашу поиграть», «Спрошу, как его зовут»
→ Ждать ответ: «Подниму и помогу», «Спрошу: нужна помощь?»
Учитель хвалит конкретно: Вот это и есть ответственность! Вот это — уважение!»
7. Завершение — «Наше общее слово» (4 мин)
(Ценности: Патриотизм, Дружба)
Учитель: «Орлята, вы сегодня были молодцы!
Вы быстро стали командой.
Вы узнали Код дружбы.
Вы написали целую галерею добра.
Теперь я хочу сказать: Спасибо вам за тепло, за улыбки, за вашу доброту!
Помните:
— Дружба начинается с улыбки,
— Правда делает сердце легче,
— А помощь — делает мир лучше.
А это — уже настоящий Код дружбы. Вы — настоящие Орлята России!
А в ПОДАРОК я вам дарю «ДНЕВНИК ДРУЖБЫ», в котором не будет оценок, а будут ваши добрые дела и поступки.
- В заключение предлагаю снова встать в Орлятский круг Дружбы и исполнить песню «Ты, да я, да мы с тобой».
- Спасибо вам за этот урок.
За ваш выбор быть добрыми.
За ваш шаг — быть вместе.