Педагогическое сопровождение эмоционального благополучия обучающихся старшего дошкольного возраста через реализацию учебно-методического комплекта «Формула успеха» как эффективные практики по коррекции речи

Разделы: Логопедия

Класс: д/с


Сохранение и укрепление здоровья – ведущая задача концепции модернизации Российского образования. На сегодняшний день, ежегодно наблюдаются обучающиеся с нарушениями эмоционального равновесия.

Особого внимания требуют обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи, так как коррекционно-развивающие занятия – это особый, специфический учебный процесс, требующий от любого ребенка усердия, напряжения и преодоления трудностей.

У детей с тяжелыми нарушениями речи чаще чем у других отмечаются: фобии, страхи, тревожность; переход эмоциональных переживаний в соматические расстройства; и другие последствия.

Поэтому особого внимания заслуживает проблема эмоционального комфорта обучающихся с нарушениями речи и создание условий для эмоционального благополучия каждого ребенка в группах компенсирующей направленности дошкольных образовательных организаций.

Перед педагогами стоит непростая задача – несмотря ни на что, сделать каждое занятие продуктивным, эффективным, создать эмоционально благополучные комфортные условия для каждого воспитанника.

В этом направлении создан многофункциональный учебно-методический комплект «Формула успеха» педагогическое сопровождение эмоционального благополучия воспитанников

Цель: охрана и укрепление эмоционального благополучия обучающихся, на основе создания условий эмоционального комфорта для эффективной практики по коррекции речи воспитанников старшего дошкольного возраста.

Учебно-методический комплект «Формула успеха» позволит любому практикующему учителю-логопеду, воспитателю, педагогу: познакомиться с методологической основой; раскрыть условия и узнать секреты эмоционально-комфортного сопровождения обучающихся на разных этапах коррекционно-развивающей деятельности; на основе комплексной диагностики научиться распознавать, классифицировать особенности эмоциональной депривации, помогать воспитанникам преодолевать агрессивность, формировать доброжелательное отношение к окружающим, повышать самооценку, снять эмоциональное напряжение; использовать в практике оригинальные дидактические, игровые материалы.

Учебно-методический комплект построен в соответствии с принципами ФГОС ДО, а также в соответствии с дидактическими и коррекционно-развивающими принципами.

На основе научной литературы, опираясь на работы Гребенщековой Т.В., Кошелевой А.Д, Перегуды В.И., Шаграевой О.А. и других авторов выделены базовые условия эмоционального благополучия ребенка в детском саду и 5 направлений педагогического сопровождения.

Учебно-методический комплект богат материально-техническими, методическими, дидактическимипособиями, играми, тренажерами для практического применения на протяжении всей коррекционной практики в ДОУ. У каждого направления есть цель, и наполнение методическими, дидактическими, игровыми материалами.

Направление «Ребенок-педагог». Направление сопровождения – обеспечение эмоционального благополучия ребенка через непосредственное общение педагога с каждым воспитанником, установление теплых, доверительных отношений, уважительное отношение к потребностям и чувствам детей, проявление заинтересованности и внимания к личности дошкольников со стороны всех специалистов детского сада.

Для достижения ощущения эмоционального комфорта ребенком важно, чтобы педагог уважительно относился к его человеческому достоинству, формировал и поддерживал положительную самооценку, уверенность в собственных возможностях и способностях, осуществлял защиту детей от всех форм физического и психического насилия.

Очень важным для формирования эмоционального благополучия дошкольников являются его отношения с окружающими людьми.

В детском саду педагог формирует взаимоотношения с подопечными так, чтобы их эмоциональное развитие протекало наиболее благополучно: формирует ситуацию успеха, всячески оказывает помощь, поддержку, сотрудничество.

В направление «Ребенок-педагог» разработаны и включены: методическое пособие к учебно-методическому комплекту «Формула успеха»; сборник диагностических материалов; методическое пособие «Банк помощи педагогам»; методические рекомендации «Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий».

В методическом пособии «Банк помощи педагогам» анализируются основные нарушения эмоциональных проявлений у дошкольников: страхи, тревожность, агрессия, фрустрационные состояния. В содержание вошли статьи знаменитых российских психологов, занимавшихся проблемами эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.

Направление «Ребенок-родитель». Огромнейшее значение в эмоциональном благополучии ребенка имеет его семья и детско-родительские отношения. Семейный климат и характер семейных отношений оказывают очень большое влияние на развитие эмоциональной сферы дошкольника.

Атмосфера доброты, заботы, внимания создают благоприятный эмоциональный фон для эмоционального развития. В то же время, игнорирование, постоянное отвергание, жесткость в обращении обучают ребенка по-иному реагировать, с целью адаптироваться в неблагоприятных условиях. Наблюдая за взрослыми, ребенок неосознанно копирует модель их эмоционального поведения и реагирования. Таким образом, эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста является важнейшим этапом становления полноценной личности дошкольников.

Вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада позволяет устанавливать преемственность в воспитании, единство ожиданий и требований к ребенку, согласованность режима дня дошкольника в семье и детском саду.

На протяжении всего периода работы с семьями воспитанников целесообразно осуществление педагогического просвещения, консультирования родителей, оказание им конкретной помощи по вопросам обеспечения и поддержания эмоционального благополучия ребенка в условиях семьи.

В направление «Ребенок-родитель» разработаны и включены: сборник диагностических материалов, методическое пособие «Банк помощи родителям. На страницах методического пособия раскрывается содержание понятия «эмоциональное здоровье», «эмоциональный комфорт», родители смогут познакомиться с особенностями эмоционального и речевого развития ребенка, освоить на практике приемы мотивации ребенка на занятия, получат действенные советы по снятию у ребенка речевого негативизма, раскроют для себя профессиональные рекомендации по устранению детских истерик, страхов и других негативных эмоций.

Направление «Ребенок-сверстник». Третье направление обусловлено значением роли сверстника в эмоциональном мироощущении ребенка. В центре внимания педагогического сопровождения в данном направлении становится поддержка взрослыми доброжелательных отношений между детьми (в том числе принадлежащим к разным национально-культурным, религиозным общностям, социальным слоям, имеющим различные возможности здоровья), их желания взаимодействовать в различных видах деятельности. К числу задач педагогического сопровождения в данном направлении относятся задачи развития коммуникативных способностей детей, позволяющих выстраивать конструктивные отношения, разрешать конфликтные ситуации; формирования умения работать в группе сверстников.

Для благоприятного эмоционального комфорта при соблюдении режимных, организационных моментов, для быстрого вхождения ребенка в правила, традиции группы разработаны пособия: сборники с авторскими стихами «Дидактический сборник стишков-мирилок: дружно жить и не грустить», «Картотека игр для сплочения детей в коллективе», дидактическое игровое пособие «Коврик примирения», «Полянка добрых слов».

Направление «Ребенок-внутренний мир». Работа над развитием эмоционального благополучия детей в детском саду, особенно во время коррекционных занятий, должна быть направлена на развитие эмпатии у воспитанников, коммуникативных навыков детей, на формирование их положительных поведенческих реакций, на принятие себя и формирование положительной самооценки. Необходимо выделять должное внимание развитию эмоционального благополучия детей на каждом занятии.

Принимая во внимание тот факт, что дошкольник в силу своих возрастных особенностей эмоционально нестабилен, находится в своеобразном плену эмоций, задача обеспечения эмоционального благополучия ребенка может быть решена не только и не столько за счет создания образовательных ситуаций, но и благодаря развитию у детей способности эффективно регулировать любые из своих эмоциональных проявлений (независимо от их знака).

Это определяет необходимость выделения еще одного направления педагогического сопровождения эмоционального благополучия ребенка – развитие эмоциональной сферы:

  • развитие способностей восприятия и понимания эмоций своих и чужих;
  • становление эмоционального регулирования поведения и общения, содействие овладению детьми способами адекватного реагирования на различные жизненные обстоятельства, произвольного управления эмоциями;
  • развитие социальных эмоций и чувств, позволяющих устанавливать конструктивное взаимодействие с окружающими.

Сказанное подчеркивает важность организации целенаправленной и систематической работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи, в том числе обеспечение эмоционального благополучия и создание комфортных условий во время всего коррекционно-развивающего процесса.

Работа над развитием эмоционального благополучия детей в детском саду, особенно во время коррекционных занятий, направлена на развитие эмпатии у обучающихся, коммуникативных навыков, на формирование их положительных поведенческих реакций, на принятие себя и формирование положительной самооценки.

Необходимо уделять должное внимание развитию эмоционального благополучия детей на каждом занятии. С этой целью разработаны дидактические игровые пособия и игрушки для каждого этапа коррекционной работы: дидактический сборник коротышей-присказок «Слушай стишок, улыбайся, дружок!»; «Веселые присказки-коротыши на каждый день»; дидактическое пособие «Пряники-жалейки»; игрушки «В трудную минуту помогушки» (куклы Говоруши «Со мной играй, быстрей звук запоминай»; шапка «Ума палата»; указки для чтения «Буквы запоминай, не волнуясь их читай»; набор колец и браслетов «Правая рука, где ты?».

Направление «Ребенок-развивающая среда». Реализация педагогического сопровождения эмоционального благополучия ребенка предусматривает организацию комфортной и безопасной развивающей предметно-пространственной среды, потенциально обеспечивающей как общение и совместную деятельность детей и взрослых, так и возможности для уединения. Важно отметить, что эмоциональное благополучие ребенка обеспечивается благодаря обогащенной развивающей предметно-пространственной среде, стимулирующей и поддерживающей различные виды активности (игровую, познавательную, исследовательскую, творческую, двигательную), создающей возможности самовыражения.

Развивающая предметно-пространственная среда оказывает значительное влияние для поддержки эмоционального благополучия любого ребенка на протяжении всей коррекционно-развивающей работы.

В данном направлении разработаны: учебно-игровые пособия серии «Учимся играя, говорить красиво»; игровые альбомы серии «Учимся играя, говорить красиво»; дидактическое пособие «Логопедические фокусы»; многофункциональные игровые пособия серии «Говорить я звук учусь, трудностей я не боюсь» (альбом «Совсем несложный звук»; объемные игрушки: «Слог повтори, цветок в вазу положи»; «Шарики цветные»; «Помоги мышкам добыть сыр»; «Слоговые рифмовки – чистоговорки»; «Закончи предложение»; «Стишки-чистоговорки»; альбом «Сборник текстов для пересказывания»); игровой рот-тренажер «Грусти не знай, с язычком играй!»; игровой тренажер-конфета «Радость детства»; игровое зеркало-тренажер «Улыбнись и зарядкою займись»; наглядно-дидактическая серия «Веселые стихотворения» и т.д.

В течение нескольких лет отмечается положительная динамика результативности коррекционной работы.

В результате коррекционно-развивающей работы отмечается эмоционально-комфортная атмосфера в группе обучающихся. По результатам мониторинга благоприятный климат в группе отмечается в хорошем настроении детей в течение всего дня, доброжелательности по отношению к сверстникам и взрослым, способности детей занять себя интересным делом, отсутствии давления и манипулирования детьми со стороны взрослых, высокой степени эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания.

Немаловажным фактором являются высокие показатели эффективности коррекции речи: постановка и автоматизация звуков, формирование грамматически правильной речи, активизация и расширение словарного запаса, связной речи, коммуникативных навыков. Все дети выпущены в школу с хорошими показателями и значительной динамикой развития.

Можно сделать вывод, что через реализацию учебно-методического комплекта «Формула успеха» и применения практических разработок в области педагогического сопровождения эмоционального благополучия обучающихся старшего дошкольного возраста, к педагогу приходит более глубокое понимание, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние на все сферы развития обучающихся. Полученные результаты представляют собой оценку профессиональной деятельности учителя-логопеда, воспитателя, успешности образовательных и воспитательных действий педагога.