В современном обществе одним из направлений развития детей дошкольного возраста является раннее развитие. Малышей теперь принято обучать чтению, счету, рисованию, верховой езде, плаванию, и этот список можно продолжать. Методика Стнити Судзуки (1898-1998) создана для раннего обучения детей игре на скрипке.
Синити Судзуки – известный японский скрипач, талантливый педагог, основатель и президент всемирно известного Института воспитания талантов. Он считал, что музыкальный дар это не врожденный талант, а способность, которую можно развить, если с раннего детства целенаправленно заниматься с ребенком.
Судзуки прославился тем, что его трех-четырехлетние воспитанники уже владели блестящей игрой на скрипке. Свои принципы и методы воспитания Синити Судзуки изложил в книге «Взращенные с любовью». В ней он доказывает, что каждый ребенок рождается потенциально талантливым. В настоящее время методикой Судзуки пользуются десятки тысяч людей.
Будущий японский скрипач и музыкальный педагог Синити (Шиничи) Судзуки родился в 1898 году в многодетной семье. Его отец был владельцем скрипичной фабрики, и мальчик со временем начал помогать в изготовлении скрипок. Музыку он любил, всегда ее слушал, но ею не занимался.
Все изменилось, когда он услышал игру знаменитого скрипача Миши Эльмана. В 17 лет юноша начал занятия по игре на скрипке. В 22 года он поступил в Берлинскую консерваторию, где проучился с 1921-го по 1928-й годы. Вернувшись в Японию, молодой музыкант организовал со своими братьями струнный ансамбль, гастролировал и начал преподавать в Императорской музыкальной школе в Токио. Вторая мировая война спутала все планы виртуоза. Многие учебные заведения закрылись, отменялись гастрольные поездки, американская бомбежка полностью уничтожила фабрику отца. Судзуки не на что стало жить. Тогда ему пришлось давать платные уроки детям по желанию их родителей. Одним из первых таких учеников стал 3 летний малыш. Работая с ним и последующими учениками, педагог "нащупывал" основы своей методики раннего музыкального развития для детей от 3 лет.
Принципы методики Судзуки
- Талант, будь то в области музыки или в других сферах человеческой деятельности, не передается по наследству. Человек - дитя своего окружения.
- В каждом ребенке можно развить невероятные таланты, если этим заниматься с самого детства.
- Совместное совершенствование - залог радости и удовольствия для всех: детей, родителей, педагогов.
- Обучение игре на скрипке должно происходить в атмосфере великодушия, сотрудничества и радости.
- Музыка учит восприимчивости, дисциплине и настойчивости.
- Способности — это такая вещь, которую мы должны сами воспитать в себе трудом. Это означает, что действие надо повторять и повторять до тех пор, пока оно не станет частью нашей натуры.
- Многократные повторения направлены не на заучивание определенной мелодии, а на точность самовыражения и раскрытия смысла музыки.
- Если ребенку «медведь на ухо наступил», т.е. он уже приобрел привычку неправильно воспроизводить, например, ноту «фа», ему нужно услышать правильное звучание «фа» столько раз, чтобы оно начало превалировать над неправильным. В результате ребенок обретет новое умение и у него разовьется музыкальный слух.
- Любое достижение — это продукт энергии и терпения, а эти качества точно так же поддаются тренировке, как и любые другие способности.
- Сначала характер, потом способности. Задача родителей и педагогов - воспитывать в детях благородство духа, честность, прививать им высокие ценности.
- Любовь дается только тому, кто сам любит. Жизнь стоит того, чтобы ее прожить, только в том случае, если мы любим и заботимся друг о друге.
- Человек может строить умозаключения и создавать новые идеи только на базе сведений, накопленных в его памяти. Лишь при наличии памяти можно говорить об опыте, а если есть опыт, то перед человеком открывается множество путей для развития.
Судзуки опирался в своей практической деятельности на огромные возможности и пластичность психики каждого ребенка, использовал его способность к подражанию. Сначала он предлагал освоить несколько приемов игры на скрипке мамам детей. Наблюдая за мамой, подражая ее действиям, малыш становился готовым и сам взять в руки сначала скрипку, потом и смычок. Занятия были индивидуальными и групповыми. На групповых у ребенка была возможность поиграть рядом с детьми, которые уже чему-то научились. Это влияние имеет огромное значение для обучения: слушая более технически совершенную и сложную игру своих старших товарищей, малыши стремятся как можно скорее достичь их уровня.
Как только ребенок осваивал способ звукоизвлечения на открытых струнах, занятия переводились в формат малых групп. Все ученики разучивали на память без нот одни и те же простые музыкальные пьесы и играли их под руководством преподавателя в унисон. Использовался метод постоянных повторений. Детям были понятны их одинаковые действия, возникала возможность сравнить свои и чужие движения, мелодии пьес для всех были знакомы.
Постепенно мелодии плавно усложнялись и строились уже не только на открытых струнах. Репертуар обучающихся по-прежнему был общим для всех. Знакомство с нотами вводилось гораздо позднее, когда ученик свободно владел инструментом и знал на память большое число пьес. Тогда вводились индивидуальные занятия.
Объясняя такие богатые возможности детей, Судзуки приводил в пример освоение ими родного языка. Находясь в конкретной речевой среде и постоянно слыша слова родного языка, ребенок неминуемо овладевает им. Подобное происходит и при освоении музыкального языка: ребенок слышит и запоминает мелодии, учится, подражая взрослым, исполнять их на скрипке. Более раннее начало занятий с детьми Судзуки считал наиболее благоприятным.
В 1955 году в Токио состоялся грандиозный скрипичный концерт, в котором приняли участие 1200 маленьких скрипачей. Посетители были поражены, что дети в возрасте 5-6 лет мастерски исполняли серьезные произведения Вивальди, Баха, Моцарта и другие скрипичные пьесы.
Этот концерт и его неслыханный успех всколыхнули всемирный интерес к методике раннего музыкального развития Синити Судзуки. Педагогом-скрипачом была основана Международная Академия раннего обучения музыке его имени. Судзуки не считал своей целью сформировать из детей музыкантов-профессионалов высокого уровня; главное он видел в воспитании "благочестивого и благородного человека". Он хотел, чтобы, став взрослыми, они стремились к гармонии и красоте во всех сферах свой жизни.