Технологическая карта урока – Приложение 1.
Все карточки, заготовка интеллект-карты – Приложение 2.
В КТП курса информатики в 9 классе тема урока №10 (Раздел 2 «Теоретические основы информатики». 2.1 Моделирование как метод познания) сформулирована так, что обучающиеся сразу видят, какие понятия и задачи будут разобраны.
С другой стороны, хочется построить урок так, чтобы, получив задачи, сформулированные в виде примеров из жизни (дети, отправляясь на прогулку, выбирают путь), обучающиеся или вспомнили сами про информационную модель граф (тема курса «Вероятность и статистика», 7—8 класс), или с помощью учителя поняли, как использование графа помогает решать такие задачи.
Таким образом, пришла идея сформулировать тему только в конце урока, как итог проделанной работы, пройденного пути.
К уроку разработана презентация, с помощью которой на уроке реализуется эта идея, технологическая карта, набор карточек с задачами, интеллект-карта.
Хочу отметить, что одного урока в базовом курсе на изучение этой темы недостаточно. Особенно, если использовать системно-деятельностный подход, дать возможность обучающимся сначала самим решить задачи, самостоятельно выбирая способ решения, без подсказок вспомнить графы («Вероятность и статистика. 7–8 классы»), и только после этого разобрать решение, показать, до чего они «дошли сами», а каких знаний не хватило, и «встроить» недостающие знания. Так в углублённом курсе на эту тему выделено три урока (практически при тех же планируемых результатах). А в ОГЭ по информатике включены обе разбираемые задачи (№4 и №9). Причём для разбора второй нужно будет дополнительное время, например, на факультативе.
Представленного материала достаточно для двух уроков, с учётом того, что тема «Графы» изучена в курсе «Вероятность и статистика» в 7 классе и повторена в 8 классе. В углублённом курсе третий урок можно посвятить разбору эффективного способа решения задачи на количество путей в ациклическом орграфе.
Ниже приведены смысловые части, на которые разбито занятие (пара уроков).
- Тема как путь, который нужно пройти. Слайды 1, 2.
- Организация решения задачи на нахождение кратчайшего пути (вводная задача № 1). Слайды 3—6.
- Разбор решения задачи №1 с помощью представления информации в виде весовой матрицы, построения графа, актуализация знаний о графах (курс «Вероятность и статистика, 7—8 классы», основные понятия и применение графов). Слайды 7—22.
- Организация решения задачи на вычисление количества путей (вводная задача № 2). Слайды 23—27.
- Разбор решения задачи № 2 на ориентированном графе путём обхода графа, актуализация и новые знания: орграф (направленный граф), ациклический граф, дуга, источник, сток. Слайды 28—36.
- Первичное закрепление полученных умений через организацию взаимотренажа в парах. Слайды 37—39.
- Закрепление актуализированных и новых знаний о графах через индивидуальную или парную (на выбор) работу с заготовкой интеллект-карты. Слайды 40—42.
- Тема урока как пройденный путь. Рефлексия: чему научились, что вспомнили, как оцениваете свою работу. Слайды 43—45.
- Домашнее задание. Слайд 46.
- Вдохновляющая цитата. Слайд 47.