Что такое одаренность
Обновленный ФГОС делает акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способность быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
В учительской среде распространен стереотип, что одаренные дети учатся легко и быстро. Да, легкая обучаемость относится к одаренности, но это лишь один из ее видов (далеко не самый продуктивный во взрослой жизни). Поэтому увидеть одаренного ребенка далеко не так просто, для этого нужна настоящая педагогическая интуиция, либо серьезная психологическая подготовка. Трудно увидеть творческую одаренность, но еще труднее ее развивать.
Что же вкладывается в понятие «одаренность»? Это высокий уровень развития каких-либо способностей, а одаренные дети, соответственно, дети с достаточно высоко развитыми способностями. Умственная активность, так ярко характеризующая любого одаренного ребенка, имеет непосредственное отношение к развитию способностей. Но способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии: деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями, приносить радость, удовольствие. Основой одаренности является развитая, устойчивая, не поддающаяся никакому давлению познавательная потребность.
Выявление одарённых детей, развитие их одарённости должно начинаться уже в начальной школе. Учитель должен организовывать учебный процесс, учитывая, что познавательная потребность стоит на «трех китах»: активности, потребности в самом процессе умственной деятельности и удовольствии от умственного труда.
Работа с одарёнными детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности.
Урочная деятельность в начальной школе должна включать в себя системно-деятельностный подход, проблемно-развивающее обучение, проектно-исследовательскую деятельность, игровые технологии, активные методы обучения, ИКТ.
Применение системно-деятельностного подхода в учебном процессе формирует у одаренных детей интерес к предмету и процессу обучения, а также развивает у них навыки самообразования. Технология проблемного обучения создает ситуацию познавательного затруднения, позволяет организовать активную самостоятельную деятельность, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и развитие мыслительных способностей. Использование проектно-исследовательской деятельности позволяет включать таких детей в активный познавательный процесс, учит их самостоятельно формулировать учебную проблему, осуществлять сбор необходимой информации, планировать возможные варианты решения проблемы, делать выводы, анализировать свою деятельность.
Внеурочная деятельность должна быть организована через факультативы, предметные недели, театрализованные праздники, олимпиады и конкурсы по предметам.
Одна из форм работы с одарёнными детьми – использование факультативов. Работая в малых группах, можно максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Использование различных факультативов позволяет учесть различные потребности и возможности одарённых детей.
Предметные недели дают возможность одаренным детям проявить себя, использовать творческий потенциал в полной мере.
Театрализованные праздники - особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей, сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.
Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад. В школе нужно создавать и постоянно пополнять банк заданий олимпиад по различным образовательным областям.
При выборе форм и методов работы с одаренными детьми в начальной школе необходимо руководствоваться несколькими аспектами, а именно: видом одарённости, возрастом ребёнка, социальным статусом семьи ребёнка, уровнем одарённости, активностью самого ребёнка, профессиональной подготовкой педагога.
Главная педагогическая задача учителя начальных классов должна смещаться с развития общих способностей одаренных детей к формированию у них высокой мотивации, к поиску адекватного способа реализации личности таких детей в определённых видах деятельности, к их социализации в будущем.
Основные типы одаренности
- Интеллектуальный тип одаренности(дети с высокими общими и интеллектуальными способностями);
- Академический тип одаренности(дети с признаками специальной умственной одарённости в той или иной области наук);
- Художественный тип одаренности (дети с высокими творческими способностями);
- Лидерская (социальная) одаренность (дети с высокими лидерскими способностями);
- Спортивная одаренность (дети со спортивными способностями).
Особо хочу остановиться на академическом типе одаренности.
Академически одаренные школьники — это всегда гении именно учения, это своего рода блестящие профессионалы школьного труда, великолепные мастера быстрого, прочного и качественного усвоения знаний.Именно этих учеников учителя называют «умными», «толковыми», сообразительными, «светлыми головами» и «надеждой школы». Эти школьникиобладают глубокими прочными знаниями, они умеют самостоятельно их получать — сами читают научную литературу, энциклопедии, справочники,анализируют, обобщают учебный материал, делают выводы.
В любом случае познавательная потребность является непременной характеристикой любого типа одаренности.
Признаки одаренности:
- высокие интеллектуальные способности;
- высокие творческие способности;
- способность к быстрому усвоению материала и отличная память;
- любопытство, любознательность, стремление к знаниям;
- высокая личностная ответственность;
- самостоятельность суждений;
- позитивная Я-концепция, связанная с адекватной самооценкой.
Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний.Именно в этом возрасте развивается воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, воспитывается активность, инициатива, самостоятельность, начинают складываться и дифференцироваться интересы и склонности.
Задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ученика, развить их, поддержать талантливого ребёнка, сохранить его неповторимость, подготовить к пониманию того, что его способности должны быть реализованы.
Этот процесс осуществляется совместно с психологом на основе наблюдений, изучения психологических особенностей речи, памяти, мышления, внимания, воображения. Кроме того, используется анкетирование и тестирование учащихся и их родителей, изучается медицинская карта ребёнка. Основная задача на этом этапе – собрать разнообразную информацию об учащихся. С помощью диагностических методик определяются уровни интеллектуального развития, творческого мышления, психосоциального развития, направленности личности. В результате выявляются дети с опережающим развитием и склонностями к той или иной сфере деятельности.
У одарённых детей проявляются такие способности, как высокая любознательность, овладение большим объёмом информации, богатый словарный запас, высокая концентрация внимания, богатое воображение, высокая продуктивность мышления, а также умение замечать тонкие различия, способность высказывать оригинальные идеи, критичность в мышлении, использование альтернативных путей поиска информации, умение строить гипотезы и предвидеть последствия.
При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений.
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения; Индивидуализация обучения является одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования одаренных. (На уроках использую карточки индивидуальных разноуровневых заданий по математике, русскому языку, разноуровневые контрольные работы, карточки с заданиями повышенной трудности, решение логических, комбинаторных задач).
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности (учебные пособия, информационно-коммуникативные технологии, развитие психических процессов через систему специально организованных диагностических занятий развивающегося характера)
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога.(Дети являются инициаторами проведения внеклассных мероприятий, социальных проектов, экологических акций, благотворительных конкурсов, творческих заданий).
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности: проведение предметных недель, олимпиад, конкурсов творческих работ, участие в конкурсах различного уровня.
Формы работы с одарёнными детьми
- индивидуальный подход на уроках, использование дифференцированного обучения (карточки для индивидуальной работы, разноуровневые контрольные работы, дифференцированные домашние задания, выполнение заданий повышенной трудности, тесты).
- участие в олимпиадах школьного, муниципального этапов;
- участие в дистанционных олимпиадах по предметам;
- проведение предметных недель;
- участие в конкурсах, фестивалях, акциях, соревнованиях;
- организация проектных и исследовательских работ;
- интеллектуальные марафоны, блиц-турниры
- работа с родителями (консультации для родителей, открытые уроки и внеклассные мероприятия, привлечение родителей к организации конкурсов, внеклассных мероприятий, проектной и исследовательской работе детей, творческие отчёты перед родителями).
- создание портфолио ученика.
Урочная и внеурочная работа строится таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Она направлена на развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
Урок - основная форма организации учебного процесса
Урок – это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся.
Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников. Работать с такими детьми интересно и сложно. На уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
Такая система урочной деятельности формирует у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Наиболее важным результатом работы, проводимой с одарёнными и способными детьми, считаю высокую мотивацию учебной деятельности, повышение степени самостоятельности учащихся в добывании знаний и совершенствовании умений, развитие навыков работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой, развитие творческих способностей учащихся.
Внеклассная работа
Одной из форм внеклассной работы, способствующей формированию познавательного интереса, является проведение предметных недель. Главная цель- привитие любви к изучаемому предмету, формирование умения самостоятельно добывать знания, логически и нестандартно мыслить. Организуется участие школьников в конференциях, олимпиадах, конкурсах и в социально значимых проектах.
Обучающиеся – активные участники и победители школьных, муниципальных олимпиад, всероссийских олимпиад.
Обучающиеся – активные участники и победители школьных, муниципальных, всероссийских конкурсов.
Эти обучающиеся с высокими интеллектуальными способностями, развитым логическим мышлением, воображением. Они умеют нестандартно мыслить и находить правильное решение из проблемных ситуаций.
Неизменными помощниками педагога в развитии способностей каждого одаренного ребенка становятся родители. Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет продуманная и четко организованная система сотрудничества. Педагогическое взаимодействие семьи и школы осуществляется по следующим направлениям:
Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики
- Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. С первых дней работы с детским коллективом я знакомлю родителей с перспективами его развития. Обсуждаем с родителями план воспитательной работы, при этом учитываю их предложения. Родители - активные помощники классного руководителя. Они проявляютинициативу и самостоятельностьв проведении внеклассных мероприятий, районных и всероссийских конкурсов, организации походов, выставок творческих работ. Сами находят нужный материал.
Коррекционная работа
Значимым направлением деятельности классного руководителя является индивидуальная коррекционная работа с семьями одаренных детей. Задача состоит в том, чтобы создать условия для максимального развития таланта и интеллектуальных способностей одаренных учеников.
Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьями одаренных учащихся являются классные и школьные родительские собрания, конференции, индивидуальные консультации, диспуты.
Тематика родительских собраний:
- Родителям о внимании и внимательности.
- Особенности памяти у младших школьников и ее развитие в условиях семьи.
- Привитие интереса у детей к чтению.
- Домашняя школа интеллектуального развития.
- Как подготовить ребенка к успешному обучению в пятом классе.
Данная педагогическая практика позволила создать наработки по развитию универсальных учебных действий у школьников:
- личностных (работа, направленная на повышение у ребят внутренней мотивации к учебе, привлечение учащихся к участию в социальных проектах);
- регулятивных (создание портфолио);
- познавательных (участие ребят в проектно-исследовательской деятельности);
- коммуникативных(групповая работа на уроке, сотрудничество во внеурочной деятельности, организация социальных проектов)
Учитель должен находиться в постоянном развитии и являться исследователем. Работа с одаренными детьми основана на тесной связи воспитания и образования, урочной и внеурочной деятельности учащихся: включение в их в интеллектуальную работу, что приводит к повышению интереса к предметам, к повышению качества знаний. Формируются умения организации и программирования эффективной деятельности учащихся основной школы через включение их в исследовательскую и творческую работу, учащиеся мотивируются на приобретение знаний.
«Одарённость человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
Особенности работы с одаренными детьми в школе
Обновленный ФГОС делает акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
Три основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми:
- отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;
- функционально-целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;
- ориентация школы на "уравнивание" под "среднего" без прогноза на индивидуальное развитие.
Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.
Следует сказать и о том, что одаренные дети доставляют неудобства не только другим, но, зачастую, и себе самим. Наиболее ярко это проявляется в общении, то есть возникают проблемы межличностной коммуникации одаренных детей. Беря на себя роль организатора, руководителя в раннем возрасте, они, тем самым, вызывают недовольство со стороны остальных участников общения или игры. Это недовольство тем сильнее, чем меньше понимание неординарности человека, взявшего власть в свои руки. Позже одаренные дети бывают склонны к командованию, управлению другими, становятся более жесткими и нетерпимыми.
Этот факт можно рассматривать с различных точек зрения: если талантливый ребенок приложит максимум усилий к привлечению внимания к своей личности, то он будет иметь высокий авторитет и уважение группы, в которой развивается; и, напротив, невостребованные управленческие таланты приводят к тому, что человек отвергается коллективом. В первом случае создается благоприятная психологическая обстановка для дальнейшего развития личности, во втором - конфликты могут привести к полной потере интереса к дальнейшему развитию.
Вышеперечисленные факты приводят к выводу о том, что одной из важнейших задач педагога при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций. Важно отметить, что гиперопека таланта может привести к печальным последствиям - обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования.
Некоторые педагоги полагают, что работать с одаренными детьми легко. Они считают, что одаренные дети – это подарок судьбы, делай из них, что хочешь. Но это далеко не так легко, как кажется. Легко может быть тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии.
Некоторые проблемы развития одаренных детей
Выявление одаренных детей и развитие их способностей является одной из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в ее практической реализации, так как найти одаренного человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно. Можно выделить две целевые установки процесса развития талантливых детей.
Первая
- создание возможности наиболее полной реализации способностей и склонностей одаренного ребенка. Чтобы достичь этой цели, необходимо провести целый ряд мероприятий, направленных на изучение начальных условий деятельности. К ним можно отнести: вычленение критериев одаренности, выявление детей по данным критериям, изучение их интересов и начального уровня развития. Дальнейшая работа с талантливыми учащимися будет включать в себя разработку теоретической основы и практических планов коллективных, групповых и индивидуальных занятий, а также действия по анализу и систематизации педагогической деятельности.
Вторая
- воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из его интересов. Данная цель предполагает изучение и развитие индивидуальных личностных качеств ребенка, а также создание определенных физических и психологических условий для его развития. Подобные действия могут создать благоприятную обстановку для формирования личности с заранее планируемыми качествами. Несмотря на то, что первая установка по некоторым положениям противоречит настоящей, их нельзя разделять или выделять одну за счет другой - они имеют равное значение для развития одаренного человека.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. Хотелось бы подробнее рассмотреть метод проектов.
Метод проектов
Метод проектов относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.
Психологические особенности одаренных детей
Есть одаренные ребята, в которых удачно сочетаются высокий интеллект, творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям. У одаренных ребят есть еще один стимул - побеждать. Хотя цена этих побед - долгая и трудная работа над собой. И здесь незаменима помощь учителей.
Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной, включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также придумывание ребенком своим, качественно новых идей.
Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что, как показывает опыт, возможно сделать на уроках. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком доступным для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество.
Сегодня в начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Они имеют более высокие, по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда. Отличаются умением чётко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому применению знаний. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.
Задача учителя начальных классов:
- во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации,
- во-вторых, умело их развивать и применять на практике.
Опытный педагог уже на первом этапе обучения может заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников.
Так, например, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, у другого - отличная долговременная память, у третьего – неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач. Кто-то обладает большей способностью абстрагироваться, а кто-то не имеет себе равных в воображении и фантазии. Такие ученики, как правило, имеют высокую мотивацию к изучению предмета. Учитель, наблюдая за учениками во время урока при выполнении различного рода учебных задач во всех видах речевой деятельности (монолог, диалог, письмо, чтение), постепенно замечает быстрое осмысление и переосмысление информации у одних; запоминание, удерживание в памяти и вспоминание полученной информации у других; а концентрация внимания и легкость усвоения материала свойственны третьим.