Урок литературного чтения в 3-м классе по произведению М.М.Зощенко "Не надо врать"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: литературное чтение, М.М. Зощенко, М.М.Зощенко "Не надо врать"


Цель урока: знакомство с произведением М.Зощенко «Не надо врать», формирование навыка работы с текстом.

Ход урока

I. Организация класса

Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Вы читайте, размышляйте,
На вопросы отвечайте.
Вот, что всегда помнить вам нужно:
Помогайте друг другу,
Работайте дружно!

II. Подготовка к восприятию

II.1. Ввод в тему

Чтобы узнать с произведением какого автора мы сегодня познакомимся, вам надо выполнить следующее задание: зачеркнуть в карточке все буквы А, Ж, Л (карточка у каждого ребенка на парте).

Л Ж З А Л Ж А О Л Щ А Л Ж Е Н Ж А Л А К Л Ж А Л О А Л

Кто может назвать фамилию автора?

II.2. Работа по теме

Сегодня мы будем читать рассказ Михаила Михайловича Зощенко «Не надо врать» (рассматривание портрета, знакомство с автором, выставкой книг).

Писатель родился в дворянской семье у художника-мозаиста и актрисы, увлекавшейся литературой. У Михаила было 5 сестёр и 2 брата. С детства мальчик был застенчивым и замкнутым, страдал от отсутствия аппетита и депрессий. Зато ему передался литературный дар матери. Ещё в начальной школе Михаил писал юмористические стихи, которые зачитывал одноклассникам. Уже в 13 лет написал свой первый рассказ «Пальто». Прежде, чем стать писателем, Зощенко сменил много профессий: работал контролёром на железной дороге, телефонистом, помощником бухгалтера, сапожником, инструктором по птицеводству и кролиководству, и даже агентом уголовного надзора. Михаила Михайловича редко можно было увидеть улыбающимся. Всю жизнь он боролся с депрессией и приступами тоски. Но его короткие рассказы полны юмора и сатиры, переведены на многие языки и читаемы в разных странах.

II.3. Словарная работа

  • Приготовительный класс – подготовительный – класс, в котором детям даются первые азы знаний.
  • Гимназии – учебные заведения, сначала мужские, позже женские. Дети поступали туда в возрасте 9 лет.
  • Вставочка – перьевая ручка со сменным пером.
  • Лепетать – несвязно, неразборчиво говорить.
  • Хронический – постоянный, длящийся много времени.
  • Ходил буквально как в тумане – в забытье, ничего не понимая.
  • Спрошенный – тот, кого спросили.
  • Фотографический аппаратик – фотоаппарат.

III. Чтение и осмысление рассказа

Чтение до 1 остановки (до слов «После уроков моя сестрёнка Лёля зашла за мной…»)

- С каких слов начинается рассказ? Почему?

- Предположите, о ком рассказывает автор.

- Сколько лет было герою произведения, когда он поступил в гимназию?

- Почему первые три месяца мальчик ходил буквально как в тумане?

- Какой смешной случай произошел с главным героем и почему?

Чтение до 2 остановки (до слов «Я долго сидел в саду»)

- Предположите, Лёля была старшей сестрой мальчика или младшей. Ответ обоснуйте.

- Как отреагировала сестра на единицу в дневнике?

- Какое решение проблемы предложила Лёля главному герою?

- Как отреагировал мальчик?

- Почему ученик не пошел домой с сестрой, а пошел в городской сад?

Чтение до 3 остановки (до слов «Через два дня учитель, узнав, что у меня нет дневника…»)

- Как случилось, что Минька оставил дневник на скамейке? Предположи.

- Какие чувства испытал герой, когда не нашёл своего дневника в саду?

- Почему Лёля засмеялась и подмигнула мальчику, когда услышала его разговор с отцом?

- Что сделал учитель, когда узнал о потере дневника?

- Какие чувства испытал главный герой и что сделал, когда получил новый дневник?

IV. Динамическая пауза

Поднимите плечики,
Скачите, как кузнечики.
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко.
Повернитесь вправо, влево,
Приседайте: вниз и вверх.
Вдох и выдох. Тишина.
За работу нам пора.

Чтение до 4 остановки (до слов «Он не стал на меня кричать»)

- Что сделал учитель, заполняя третий дневник?

- Какой выход из создавшейся ситуации предложила Лёля?

- Согласился ли мальчик на предложение сестры?

- Увидел ли папа плохую отметку?

- Как выяснилась тайна Миньки?

- Предположите, как поступит папа узнав правду? (Запомните ваши версии).

Чтение до 5 остановки (до слов «И вот вечером, когда мы ложились спать…»)

- Совпали ли ваши предположения с рассказом?

- Почему папа сказал важные слова тихим голосом?

- Какие чувства испытал Минька и как это было заметно по нему?

- Как отреагировал папа на признание сына?

- Что сделал папа, когда услышал правду от Лёли?

Чтение до конца.

- Какой разговор состоялся между папой и учителем?

- Почему Минька, услышав слова учителя, горько заплакал?

- Какое обещание дал себе главный герой? Сдержал ли он его?

- Зачитайте строчки, которыми закончился рассказ.

- Почему бывает трудно говорить правду?

V. Самостоятельная работа

Соберите пословицы. Найдите лишнюю. Докажите свой выбор.

Ветра не удержишь,

да о правду и разбилась.

Всяк мастер на выучку берёт,

чем сладкая ложь.

Ложь в правду рядилась,

правды не скроешь.

Лучше горькая правда,

да не всяк доучивает.

VI. Итог урока

- С каким произведением сегодня познакомились?

- Понравился ли вам рассказ?

- Чему учит нас это произведение?

VII. Домашнее задание

Подумать, бывали ли с вами ситуации, описанные в рассказе. Рассказать об этом на следующем уроке.

Развивающие и занимательные задания к рассказу М.Зощенко «Не надо врать».

1. Запиши имена собственные, которые встретил в произведении М.Зощенко «Не надо врать» ______________

2. Расшифруй название рассказа, который мы будем сегодня читать:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

 

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

 

 

15

6

 

15

1

5

16

 

3

18

1

20

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Цифровой диктант. (Если считаете, что ответ верный, обозначаете его цифрой 1, если неверный – 0)

Этот рассказ о мальчике, который закончил школу.

Учителя гимназии ставили за ответ баллы – от пятёрки до единицы включительно.

Минька, из-за насморка, плохо слышал одним ухом подсказки ребят.

Учитель хотел поставить пятёрку мальчику за ответ.

Лёля предложила вырвать из дневника страницу с плохой отметкой.

Главный герой решил специально оставить дневник в городском саду на скамейке.

Учитель, узнав, что дневник утерян, выдал мальчику новый дневник с единицей.

Минька бросил второй дневник в лужу.

Папа узнав правду от сына схватил его на руки и стал целовать.

И когда Лёля призналась, что получила двойку по физике, папа тоже её похвалил за правду.

После этого случая главный герой старался никогда не врать.

Ответы: 01100010101

4. Тест.

1. Где учился главный герой?
В семинарии, в школе, в гимназии.

2. За что Минька получил единицу?
За стихотворение, за сочинение, за задачу.

3. Что произошло с первым дневником мальчика?
Сгорел, упал в лужу, остался в саду.

4. Что сделал Минька со вторым дневником?
Выбросил в окно, спрятал под кровать, бросил за шкаф.

5. Кто нашел первый дневник мальчика в городском саду?
Дворник, женщина, сам Минька.

6. Как отреагировал папа, когда сын сказал правду?
Поставил мальчика в угол, схватил на руки и стал целовать, лишил на неделю сладкого.