Цель урока: знакомство с произведением М.Зощенко «Не надо врать», формирование навыка работы с текстом.
Ход урока
I. Организация класса
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Вы читайте, размышляйте,
На вопросы отвечайте.
Вот, что всегда помнить вам нужно:
Помогайте друг другу,
Работайте дружно!
II. Подготовка к восприятию
II.1. Ввод в тему
Чтобы узнать с произведением какого автора мы сегодня познакомимся, вам надо выполнить следующее задание: зачеркнуть в карточке все буквы А, Ж, Л (карточка у каждого ребенка на парте).
Л Ж З А Л Ж А О Л Щ А Л Ж Е Н Ж А Л А К Л Ж А Л О А Л
Кто может назвать фамилию автора?
II.2. Работа по теме
Сегодня мы будем читать рассказ Михаила Михайловича Зощенко «Не надо врать» (рассматривание портрета, знакомство с автором, выставкой книг).
Писатель родился в дворянской семье у художника-мозаиста и актрисы, увлекавшейся литературой. У Михаила было 5 сестёр и 2 брата. С детства мальчик был застенчивым и замкнутым, страдал от отсутствия аппетита и депрессий. Зато ему передался литературный дар матери. Ещё в начальной школе Михаил писал юмористические стихи, которые зачитывал одноклассникам. Уже в 13 лет написал свой первый рассказ «Пальто». Прежде, чем стать писателем, Зощенко сменил много профессий: работал контролёром на железной дороге, телефонистом, помощником бухгалтера, сапожником, инструктором по птицеводству и кролиководству, и даже агентом уголовного надзора. Михаила Михайловича редко можно было увидеть улыбающимся. Всю жизнь он боролся с депрессией и приступами тоски. Но его короткие рассказы полны юмора и сатиры, переведены на многие языки и читаемы в разных странах.
II.3. Словарная работа
- Приготовительный класс – подготовительный – класс, в котором детям даются первые азы знаний.
- Гимназии – учебные заведения, сначала мужские, позже женские. Дети поступали туда в возрасте 9 лет.
- Вставочка – перьевая ручка со сменным пером.
- Лепетать – несвязно, неразборчиво говорить.
- Хронический – постоянный, длящийся много времени.
- Ходил буквально как в тумане – в забытье, ничего не понимая.
- Спрошенный – тот, кого спросили.
- Фотографический аппаратик – фотоаппарат.
III. Чтение и осмысление рассказа
Чтение до 1 остановки (до слов «После уроков моя сестрёнка Лёля зашла за мной…»)
- С каких слов начинается рассказ? Почему?
- Предположите, о ком рассказывает автор.
- Сколько лет было герою произведения, когда он поступил в гимназию?
- Почему первые три месяца мальчик ходил буквально как в тумане?
- Какой смешной случай произошел с главным героем и почему?
Чтение до 2 остановки (до слов «Я долго сидел в саду»)
- Предположите, Лёля была старшей сестрой мальчика или младшей. Ответ обоснуйте.
- Как отреагировала сестра на единицу в дневнике?
- Какое решение проблемы предложила Лёля главному герою?
- Как отреагировал мальчик?
- Почему ученик не пошел домой с сестрой, а пошел в городской сад?
Чтение до 3 остановки (до слов «Через два дня учитель, узнав, что у меня нет дневника…»)
- Как случилось, что Минька оставил дневник на скамейке? Предположи.
- Какие чувства испытал герой, когда не нашёл своего дневника в саду?
- Почему Лёля засмеялась и подмигнула мальчику, когда услышала его разговор с отцом?
- Что сделал учитель, когда узнал о потере дневника?
- Какие чувства испытал главный герой и что сделал, когда получил новый дневник?
IV. Динамическая пауза
Поднимите плечики,
Скачите, как кузнечики.
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко.
Повернитесь вправо, влево,
Приседайте: вниз и вверх.
Вдох и выдох. Тишина.
За работу нам пора.
Чтение до 4 остановки (до слов «Он не стал на меня кричать»)
- Что сделал учитель, заполняя третий дневник?
- Какой выход из создавшейся ситуации предложила Лёля?
- Согласился ли мальчик на предложение сестры?
- Увидел ли папа плохую отметку?
- Как выяснилась тайна Миньки?
- Предположите, как поступит папа узнав правду? (Запомните ваши версии).
Чтение до 5 остановки (до слов «И вот вечером, когда мы ложились спать…»)
- Совпали ли ваши предположения с рассказом?
- Почему папа сказал важные слова тихим голосом?
- Какие чувства испытал Минька и как это было заметно по нему?
- Как отреагировал папа на признание сына?
- Что сделал папа, когда услышал правду от Лёли?
Чтение до конца.
- Какой разговор состоялся между папой и учителем?
- Почему Минька, услышав слова учителя, горько заплакал?
- Какое обещание дал себе главный герой? Сдержал ли он его?
- Зачитайте строчки, которыми закончился рассказ.
- Почему бывает трудно говорить правду?
V. Самостоятельная работа
Соберите пословицы. Найдите лишнюю. Докажите свой выбор.
| Ветра не удержишь, | да о правду и разбилась. |
Всяк мастер на выучку берёт, |
чем сладкая ложь. |
Ложь в правду рядилась, |
правды не скроешь. |
Лучше горькая правда, |
да не всяк доучивает. |
VI. Итог урока
- С каким произведением сегодня познакомились?
- Понравился ли вам рассказ?
- Чему учит нас это произведение?
VII. Домашнее задание
Подумать, бывали ли с вами ситуации, описанные в рассказе. Рассказать об этом на следующем уроке.
Развивающие и занимательные задания к рассказу М.Зощенко «Не надо врать».
1. Запиши имена собственные, которые встретил в произведении М.Зощенко «Не надо врать» ______________
2. Расшифруй название рассказа, который мы будем сегодня читать:
| 1 | 2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ё |
Ж |
З |
И |
Й |
К |
Л |
М |
Н |
О |
П |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
|
Р |
С |
Т |
У |
Ф |
Х |
Ц |
Ч |
Ш |
Щ |
Ъ |
Ы |
Ь |
Э |
Ю |
Я |
|
15 |
6 |
|
15 |
1 |
5 |
16 |
|
3 |
18 |
1 |
20 |
30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Цифровой диктант. (Если считаете, что ответ верный, обозначаете его цифрой 1, если неверный – 0)
Этот рассказ о мальчике, который закончил школу.
Учителя гимназии ставили за ответ баллы – от пятёрки до единицы включительно.
Минька, из-за насморка, плохо слышал одним ухом подсказки ребят.
Учитель хотел поставить пятёрку мальчику за ответ.
Лёля предложила вырвать из дневника страницу с плохой отметкой.
Главный герой решил специально оставить дневник в городском саду на скамейке.
Учитель, узнав, что дневник утерян, выдал мальчику новый дневник с единицей.
Минька бросил второй дневник в лужу.
Папа узнав правду от сына схватил его на руки и стал целовать.
И когда Лёля призналась, что получила двойку по физике, папа тоже её похвалил за правду.
После этого случая главный герой старался никогда не врать.
Ответы: 01100010101
4. Тест.
1. Где учился главный герой?
В семинарии, в школе, в гимназии.2. За что Минька получил единицу?
За стихотворение, за сочинение, за задачу.3. Что произошло с первым дневником мальчика?
Сгорел, упал в лужу, остался в саду.4. Что сделал Минька со вторым дневником?
Выбросил в окно, спрятал под кровать, бросил за шкаф.5. Кто нашел первый дневник мальчика в городском саду?
Дворник, женщина, сам Минька.6. Как отреагировал папа, когда сын сказал правду?
Поставил мальчика в угол, схватил на руки и стал целовать, лишил на неделю сладкого.