Формирующее оценивание в практической деятельности учителя английского языка по реализации проектной методики

Разделы: Как это делаю я: приёмы преподавания сложных тем учебной программы

Класс: 8


Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.[1]

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) актуализирует умение учителя проектировать эффективный урок, обеспечивающий достижение наилучших образовательных результатов максимальным количеством учеников на уроке. Качество реализации нового стандарта во многом зависит от способности учителя переосмыслить традиционную оценочно-отметочную шкалу. Становится очевидным, что требования ФГОС к образовательным результатам актуализируют необходимость изменений в системе их оценивания.[2]

Соответственно для учителя современной школы актуальна проблема оценивания не только конечного результата, но и самого процесса обучения. Поэтому оценивание должно проводиться не только с целью итоговой проверки достижений учащихся, а также и с целью формирования и развития предметных и метапредметных навыков и умений. Неотъемлемой частью становится оценка достижения планируемых результатов освоения образовательной программы, которая должна управлять качеством образования, обеспечивать комплексный подход к оценке результатов обучения и оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся.[5 с.3]

Для того чтобы учащиеся могли достичь качественных результатов в процессе учебной деятельности, современное оценивание должно быть понятным всем участникам образовательного процесса, гибким, объективным, многоинструментальным, психологически комфортным, многосоставным. С целью эффективного оценивания учебных достижений учащихся учитель должен умело использовать различные виды оценивания: формирующее (текущая внутренняя оценка) и суммирующее (внешняя оценка образовательного результата).

Формирующее оценивание, или обучение для обучения, с начала 2000-х годов стало преобладающим направлением в мировом образовании. Оно пришло в образовательную практику, как реакция на массовую эксплуатацию тестирования в образовательном процессе.[2]

Формирующее оценивание – это умение ученика оценить личностные достижения, умение одноклассников увидеть достижения друг друга, умение ставить индивидуальные цели и стремиться к их достижению по индивидуальной траектории и в своём собственном темпе. Это оценивание в ходе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, коммуникативные умения.

Данный вид оценивания называется формирующим потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся образовательной программы с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Формирующее оценивание проводится самими учащимися так часто, как необходимо учителю и учащимся для достижения образовательных целей. Шкала оценивания при формирующем оценивании может быть разработана учителем или группой учителей.[5]

Принципы формирующего оценивания:

  • критерии оценивания разрабатываются на основе поставленных учебных целей;
  • нет открытого сравнения результатов оценивания разных учащихся, результаты сравниваются с предыдущими результатами данного ученика;
  • оценивание проводят сами учащиеся;
  • оцениваются не только продукты учебной деятельности, но и сам процесс обучения;
  • использование электронных инструментов для оценивания
  • документирование достижений учащихся.[3]

Реализация названного способа оценивания возможна при соблюдении принципов «прибавления» и «уровневого подхода» в контрольно-оценочной деятельности ученика и учителя. Это предполагает, что решение школьником даже простой учебной задачи, части задачи оценивается как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться. Как следствие, возникает вопрос о структуре урока, каждый этап которого методически обоснован и работает на «приращение» к познаваемому у каждогоученика.

Важным является целеполагание. Согласно концепции ФГОС постановка цели должна быть уровневой: для необходимого (базового), повышенного (программного) и максимального (необязательного) уровней. А для этого учителю необходимо подготовить задания урока и контрольно- измерительный инструментарий согласно этим уровням. В этом существенную помощь может оказать таблица педагогической таксономии целей (Б.Блум, И.Я.Лернер, В.П.Симонов, М.Н.Скаткин), представленная ниже в сокращенном варианте (Таблица 1). С полным составом универсальных типовых заданий данной таксономии можно познакомиться в материалах В.В.Пикан [5] с опорой на материалы ФГОС, в которых по каждому предмету есть перечни учебных умений, представленные в рубриках «Выпускник научится» (базовый уровень) и «Выпускник получит возможность научиться» (повышенный уровень). Пользуясь таблицей таксономии задания на знание, понимание, применение по образцу и в измененной ситуации можно отнести к заданиям базового уровня, а задания на применение в новой ситуации, обобщение и систематизацию, ценностного отношения к повышенному уровню.[2]

Таблица 1.

Педагогическая таксономия целей Познавательные уровни и критерии оценки

Примерные образцы заданий

Знание – 1 балл

Назовите…
Когда…?
Выберите правильный ответ…

Понимание -2 балла

Почему…?
Объясните …

Применение – по образцу 3 б.
в измененной ситуации - 4 б.
в новой ситуации – 5 б.

Сравните…
Аргументируйте…
Ваши действия, если…

Обобщение и систематизация
6-7 б.

Разработайте план (проект)…
Дайте аргументы за и против…

Актуальность выбора данной практики обусловлена изменившейся потребностью общества и личности обучающегося в новой, объективной системе оценивания учебных и внеучебных достижений в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта.

На уроке ученик получает оценку. Нужна ли она? Да, несомненно, и это доказано психологами. Однако успешность обучающихся должна определяться не только конечным результатом, но и их желанием учиться, в котором он и педагог должны видеть личную динамику в продвижении к успеху. Формирующее оценивание является альтернативой обычной (традиционной) системе оценивания достижений учащегося.

Под формирующим оцениванием понимается оценивание в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, устанавливается обратная связь об успехах и недостатках учащегося; когда учащегося ориентируют и вдохновляют на дальнейшую учебу, а также планирование целей и путей ее продвижения.

Формирующее оценивание сосредоточено на сравнении успехов учащегося с его прежними достижениями. Обратная связь своевременно и по возможности точно описывает сильные и слабые стороны учащегося, а также содержит предложения о дальнейшей деятельности, поддерживающей развитие учащегося. Другими словами, формирующее оценивание – это своего рода диагностирование, как идет процесс обучения, не только на его конечном этапе, но и на начальном и промежуточном. На основе анализа процесса обучения необходимо внести необходимые корректировки для успешного продолжения или окончания учебной деятельности.

Для реализации данного вида оценивания необходимы определенные условия:

  • знание учащимися целей обучения и понимание их;
  • налаженная эффективная обратная связь с учащимися;
  • активное собственное участие школьников в процессе познания;
  • знание учащимися критериев оценки (предварительно);
  • собственная рефлексия участников деятельности;
  • возможность и необходимость корректировки работы.

Использование деятельностного подхода к обучению и учебного проекта как формы организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся – наиболее эффективно для решения поставленных задач.

Эффективность проектной деятельности обучающихся легко определяется применением методик и инструментов формирующего оценивания. Каковы же они?

Можно выделить 4 показателя, которые формируют алгоритм оценивания в проектной деятельности детей,  легко переносимых на разные предметы и формы работы:

  1. Посмотреть, что получилось хорошо;
  2. Определить места корректировки (исправлений);
  3. Дать рекомендации о необходимых исправлениях;
  4. Самостоятельная работа школьников по исправлению неточностей.

В своей практической деятельности учителя английского языка я использую методы критериального самооценивания и оценивания как инструменты формирующего оценивания в работе над проектом, основной смысл которых заключается в том, что оценивается не только результат работы, но и сам процесс, который привел к этому результату.

Работа над учебным проектом начинается уже в начальной школе. Как правило, проекты индивидуальны («My family», «My pet», «My room» и т.д.) Уходя с урока готовить данный учебный проект, ученик знает, что будет оценивать учитель. Иногда критерии оценивания озвучены устно, иногда есть рекомендации в учебнике. Чаще всего критерии можно найти в разделе «Learn to learn» на стенде кабинета.

Следующим этапом должно стать подробное ознакомление учащихся с балльной шкалой, по которой будет проводиться оценивание. Можно порекомендовать провести несколько проб совместного оценивания, когда на примере чьей-либо работы ученики потренируются в применении критериев и показателей оценки и убедятся в том, что понимают их сходным образом.

Зная критерии оценивания, периодически обсуждая работы, указывая на их недостатки и положительные стороны, у ученика складывается навык самоооценки. Это не только экономит время, но и ведет к формированию анализа проделанной работы как своей, так и работ одноклассников. Что же дает правильно и систематически проводимое критериальное оценивание и самооценивание?

  • Формируют у ученика возможность построить план дальнейших действий по собственному продвижению.
  • Дают учителю и ученикам и родителям объективные критерии оценки, пригодные для непосредственного использования во взаимодействия друг с другом.
  • Дают возможность сотрудничества учителей-предметников.
  • Дают основания для оценки достижений учащихся на разных этапах учебного процесса применительно к разным задачам и ситуациям.
  • Формируют и поддерживают заинтересованность участия учеников, учителей и родителей в учебном процессе*.

_____________

* https://nsportal.ru/USER/667/PAGE/UCHEBNYY-PROEKT

С переходом в среднее и старшее звено увеличивается количество проектов и их качество, а также растет степень трудности. Здесь активно включается внеурочная деятельность и происходит расширение тематики и видов проекта. Так, например, ученик сам может выбрать тип проекта в зависимости от личных интересов и предлагать свой путь решения задач и реализации цели проекта. Он же выбирает форму организации работы (индивидуальная, парная, групповая). Именно так строится работа с обязательной проектировочной деятельностью учащихся 9-х классов. Каждый из девятиклассников самостоятельно (или по рекомендации педагога или родителей) выбирает интересную область исследования, определяет тему и приступает к работе над проектом. Нужно отметить повышенный интерес учащихся к социально значимым темам современного общества (алкоголизм, курение, наркотики и т.д.). Обсуждая темы, я наблюдала, как проблемы, выбранные подростками, иллюстрировались примерами из личной жизни, жизни семьи или личного окружения.

Особенно сложно, но результативно и интересно работать с научно- исследовательскими проектами. В таких проектах формируются и углубляются не только предметные, но и надпредметные знания (постановка целей и задач, стратегия поиска и правильно выстроенная доказательная линия и т.д.), рефлексия и обратная связь – все это тесно связано с формирующим оцениванием.

Приведенная в Приложении 1 схема служит примером, на каком этапе работы над проектами можно использовать формирующее оценивание.

Правильно выбранная тема, систематические консультации и определения дальнейшего пути во время подготовки проекта, как правило, обеспечивало его позитивную реализацию. При этом участники проекта всегда знали, что и как будет оцениваться (сам проект и его защита).

Ученики самостоятельно ищут и анализируют информацию, выбирают нужную и переводят ее на английский язык. Это является процессом учения на определенной стадии проекта, и за это также можно поставить оценку.

Завершая проект, автор получает готовый продукт (статья, брошюра, изделие, буклет и т.д.), что представляет один из этапов работы. Данные «продукты» возможно также оценить в ходе работы над проектом. Оценивание исполнителя проекта на разных этапах работы является не только мотивирующим фактором, но и вызывает эмоциональное позитивное отношение ученика к проекту.

Итак, использование методик и инструментов формирующего оценивания при работе над проектом решает следующие задачи:

  • повышение интереса к предмету;
  • приобретение опыта работы над проектом;
  • наличие опыта представления своей работы сообществу учащихся и
  • педагогическому сообществу, а в дальнейшем всем заинтересованным;
  • развитие навыков работы в различных социальных группах и формах организации труда;
  • получение дополнительных предметных знаний;
  • формирование метапредметных универсальных учебных действий;
  • формирование адекватной самооценки;
  • формирование умения оценивать своих оппонентов;
  • повышение качества образования.

В Приложении 2 приведена диаграмма среднего балла учащихся, полученного на традиционных уроках и уроках-проектах, из которой видно, что формирующее оценивание во время работы над проектом дает более высокий результат во время оценивания различных этапов урока и общей оценки как результата.

Таким образом, в ходе подготовки, реализации и представления различных видов и форм проектировочной деятельности идет плодотворная работа по формированию мотивации и создании ситуации успеха у обучающегося, а правильно спланированное оценивание помогает ученикам восполнять учебные дефициты и самостоятельно добиваться требуемого результата.

Список использованной литературы

  1. Бородкина Н.В., Тихомирова О.В. Формирующее оценивание в школе. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016.
  2. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся. – СПб.: Учебная литература, 2012.
  3. Закон об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, № 273-ФЗ, ст 2. [Электронный ресурс] режим доступа http://www.consultant.ru/.
  4. Печерица Э.И. Формирующее оценивание как ресурс эффективности урока [Электронный ресурс] режим доступа https://toipkro.ru/.
  5. Пинская, М.А. Материалы курса «Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта»: курс на 36 часов. – М.: педагогический университет «первое сентября», 2013. – 96 с. [Электронный ресурс] режим доступа https://pedportal.net/.
  6. Современная оценка образовательных достижений /под ред. Муштавинской И.В. Лукичевой Е.Ю.// / Методическое пособие: КАРО, СПб., 2015. – 304 с.
  7. Технология вариативного обучения / под. ред. Пикан В.В./ Учебно-методическое пособие: УЦ Перспектива, 2008. – 144 с.