Цель урока |
Формирование у учащихся представления о Смутном времени в российской истории.
Первичное усвоение новых предметных знаний и умений, выработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе, в новых условиях |
Задачи урока |
Обучающая:
- раскрыть причины начала Смуты и появление самозванцев в России;
- показать неустойчивость власти периода Смутного времени;
- рассмотреть основные события первого этапа Смуты, социальный состав участников этих событий.
Развивающая:
- развивать навыки читательской грамотности через работу с документами;
- навыки коммуникации, участвовать в дискуссии;
- логическое мышление, обобщать полученную информацию;
- строить развернутый ответ, грамотно излагать свои мысли в устной речи;
- уметь анализировать события;
Воспитывающая:
- формировать мировоззренческую позицию событий Смутного времени;
- воспитывать нравственные качества личности, патриотизм, гражданственность, активную жизненную позицию учащихся через эмоциональное восприятие оценки событий прошлого. |
Планируемые результаты |
Личностные:
- овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
- формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;
- формирование представления о значимости личности в политических процессах для современного человека на примере эпохи Смутного времени;
- развитие познавательного интереса к истории, расширение кругозора учащихся;
- понимание значимости борьбы русского народа за суверенитет своего государства.
Метапредметные:
- развитие умений работать с учебной информацией и историческими источниками (анализировать и обобщать факты);
- раскрывать причинно-следственные связи событий; выявлять характерные признаки исторических явлений;
- развитие умения решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, таблица);
- развитие умения работать в коллективе, в паре.
Предметные:
- овладение историческими понятиями и их использование для решения учебных и практических задач;
- формирование умения проводить поиск информации в тексте письменного источника, систематизировать информацию;
- формирование умения работать с иллюстративным рядом династии Рюриковичей. |
Тип урока |
Урок открытия новых знаний. |
Форма обучения |
Индивидуальная, парная, фронтальная. |
Основные понятия |
Смутное время, восстание Хлопка, самозванец. |
Средства обучения |
Компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями |
Методы и приемы обучения |
по источнику знаний:
- словесные (объяснение, беседа);
- наглядные (демонстрация презентации);
- практические (работа с историческими документами)
по характеру познавательной деятльности:
- объяснительно-иллюстративный
по принципу распределения знаний:
- восприятие нового материала;
по характеру движения мысли:
- дедуктивный (от общего к частному).
методы мотивации:
- эмоциональные (поощрение, использование ярких наглядных образов).
- познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт).
- социальные (работа в группах).
На уроке использовались технологии: критического мышления, ИКТ-технология, сотрудничества |
Оборудование урока |
- ПК, мультимедиа, презентация
- учебник
- карта урока (приложение)
- карточки с заданиями |
Дополнительный материал |
Важнейшие даты:
- 1598-1605 – правление Бориса Годунова на царство
- 1601-1603 г – начало стихийных бедствий в России (голод)
- 1603 – восстание Хлопка
- 1604 – появление войска Лжедмитрия I в России
- 1605 – смерть Бориса Годунова
- 1605-1606 – правление Лжедмитрия I
- 17 мая 1606 – убийство Лжедмитрия I |
Предполагаемый результат |
Знать: причины Смуты; проблемы внутренней и внешней политики русского государства; основные события.
Уметь: определять место и роль основных событий Смуты; объяснять причины Смуты; давать оценку происходящим событиям; анализировать результаты политических действий; высказывать своё мнение о политических деятелях периода Смуты. |