Актуальность, проблема |
Дошкольное детство – это период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Определенное направление развития получают все стороны речи (формирование словаря, грамматический строй речи, связная речь, ознакомление с художественной литературой), но более интенсивно идет развитие звуковой культуры речи, а, следовательно, и развитие фонематического слуха. По данным Т.А.Ткаченко, развитие фонематического слуха представляет собой элемент языкового чутья. Развитие фонематического слуха и восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов. |
Адресат/ целевая аудитория |
Дети дошкольного возраста |
Цель и задачи, планируемые результаты |
Цель: развитие фонематического слуха и восприятия. Задачи: |
Используемые формы, методы и/или приемы, технологии; |
Формы: специально организованная учебная деятельность (занятие), индивидуальная работа с детьми. |
Средства обучения и оборудования |
Средство обучения – игра. |
Перспективы использования |
Пособие может быть использовано как в младших, так и в старших группах ДОУ. Работу с игрой в младших группах развивает слуховое внимание, здесь работа идет с неречевыми звуками. Дети учатся дифференцировать звуки по громкости и силе голоса (как лает большая собака и как тявкает щенок, как мычат корова и теленок и т.д.), на слух называть звучащий предмет (скрип снега, шум дождя, ветра). |
Состав дидактического материала |
Макет распашного окошка, два поля, предметные картинки, плоскостные фигурки, липучки, аудиодорожки со звуками. |
Основная часть
Игровое дидактическое пособие по развитию фонематического слуха и восприятия условно можно разделить на два этапа или две игры:
«Что я слышу за окном?», «Что я вижу за окном?».
Игра «Что я слышу за окном?»
Цель: развитие навыков слухового восприятия неречевых звуков;
Задачи:
- формировать умение узнавать голоса животных по звукоподражанию, называть их;
- формировать умение различать звуки по высоте и силе;
- развивать звуковое восприятие, внимание, сосредоточенность.
Описание: педагога/учитель-логопед включает аудио звуки и просит ребенка назвать/описать звук природы, который он услышал. Далее ребенок открывает окошко и проверяет правильно ли он угадал услышанный за окном звук. При воспроизведении звуков животных за одной створкой окошка прячется большое животное (мама), за другой створкой маленькое (детеныш).
Игра «Что я вижу за окном?»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Задачи:
- формировать умение находить картинки на заданный звук;
- закрепить автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков;
- развивать связную речь;
- развивать внимание, наблюдательность, ориентировку в пространстве.
Ребёнок смотрит в окно и называет предметы или действия на определенный звук (можно складывать на окошко звуки (буквы)
Описание: ребенок открывает окошко, после чего описывает, что он видит за окном (время года, погода, люди, животные и их действия). Далее педагог предлагает ребенку собрать все картинки на заданный звук или на этапе дифференциации звуков – разделить по створкам картинки на заданные звуки (справа собираем картинки на звук С, а слева на звук Ш).
Заключение
Игровое дидактическое пособие «Что я слышу/вижу за окном?» используется в работе учителя-логопеда уже более пяти лет. За это время можно отметить, что пособие всегда вызывает большой интерес у детей как младшего, так и старшего дошкольного возраста. Занятие приобретает положительный фон, становится увлекательным и интересным, а процесс обучения становится увлекательным и эффективным, что повышает мотивацию ребенка к обучению и улучшает усвоение материала.
Список источников и литературы
-
Дурова Н.В. Развитие фонетико-фонематического слуха у детей 3–7 лет. 260 игр и упражнений. – М.: Школьная Книга, 2020. – 72 с.
- Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза в играх и упражнениях. – М.: Гном, 2022 – 48 с.
- Ткаченко Т.А. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Феникс, 2021. – 54с.