Направленность: естественно-научная.
Возраст обучающихся: 11-12 лет.
Срок реализации: 1 год (144 часа).
Информационная карта образовательной программы
1. |
Учреждение |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр Детского Творчества «Радуга»» |
2. |
Полное название программы |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математическая логика» |
3. |
Направленность программы |
естественнонаучная |
4. |
Сведения о разработчиках |
|
5 |
Сведения о программе: |
|
5.1 |
Срок реализации |
1 год |
5.2 |
Возраст обучающихся |
11-12 лет |
5.3 |
Характеристика программы: |
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая одноуровневая |
5.4 |
Цель программы |
Через внедрение новых методик преподавания математических наук, развивать математические способности обучающихся, выявлять математически одаренных детей и развивать их интерес к математике и изучению математических наук. |
5.5 |
Образовательные модули |
Базовый уровень. Обучающиеся осваивают определенные виды деятельности на базе полученных математических знаний, расширяют спектр специальных знаний. |
6 |
Формы и методы образовательной деятельности |
Словесные: лекции, беседы, диалог; |
7 |
Формы мониторинга результативности |
- промежуточная аттестация: выполнение творческого проекта с последующей выставкой. |
Пояснительная записка
Направленность (профиль) программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математическая логика» имеет естественнонаучную направленность, профиль математика, является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии.
Нормативно-правовое обеспечение программы.
- Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678-р;
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках Национального проекта «Образование», утвержденного Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3.09.2018 №10;
- Приказ Минпроса России от 3.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Федеральный закон от 13 июля 2020 г. №189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 28.12.2022 г.)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28;
- Методические рекомендации по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных программ в новой редакции. / Сост. А.М.Зиновьев, Ю.Ю.Владимирова, Э.Г.Демина - Казань: РЦВР, 2023;
- Устав Муниципального бюджетного учреждения «Центр детского творчества «Радуга» НМР РТ;
- Положение о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы МБУ ДО «Центр детского творчества «Радуга» НМР РТ.
Актуальность программы
Актуальность программы состоит в необходимости внедрения новых методик преподавания математических наук, а также использовании при этом новых педагогических технологий при проведении занятий.
В то же время, через внедрение новых методик, необходимо развивать математические способности у воспитанников, выявлять математически одаренных детей и развивать их интерес к математике и изучению математических наук.
Целесообразность программы состоит в том, чтобы поддерживать интерес к получению математических знаний детьми, имеющих способности к изучению предмета, в рамках дополнительного образования уделять внимание детям, которые хотят овладеть знаниями за пределами школьной программы.
Отличительные особенности программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математическая логика» реализуется на базе МБОУ «Камскополянская СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов» НМР РТ с сентября 2025 года.
В основе курса «Математическая логика» лежит максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем нет теорем, строгих рассуждений, но присутствуют такие темы и задания, которые стимулировали бы учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Эта программа основана на активной игровой деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации.
Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребенка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности.
Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны всем учащимся.
Данная программа, способствует развитию творческих мыслительных способностей и преодолению стереотипов и шаблонов мышления. Оптимальным условием выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:
- познавательные задачи строятся на междисциплинарной, интегрированной основе и способствуют развитию памяти, внимания, мышления, логики;
- задания подобраны с учетом рациональной последовательности их предъявления;
- система познавательных задач ведёт к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы;
- освоение общих логических приемов, формирование и оперирование понятиями: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Например: выявление общих свойств объектов и их различий; выявление существенных и не существенных признаков предметов; классификация объектов;
- развитие навыков анализа суждений и построения правильных форм умозаключений через решение логических задач;
- развитие способностей к рисованию и художественного мышления, развитие творческого потенциала.
Цель программы. Главная цель программы – через внедрение новых методик преподавания математических наук, развивать математические способности обучающихся, выявлять математически одаренных детей и развивать их интерес к математике и изучению математических наук.
Заявленная цель предполагает достижение следующих результатов:
- развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, геометрической интуиции, развитие глазомера, памяти;
- формирование логического и абстрактного мышления;
- создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов.
Задачи программы:
Обучающие:
- вооружить обучающихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей действительности;
- познакомить обучающихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений;
- формировать умение определять адекватные способы решения задач на основе заданного алгоритма, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от шаблонных решений, искать оригинальные решения.
Развивающие:
- развивать мышление и исследовательские качества обучающихся;
- развивать внимание, память, математическое мышление, воображение, и т.д.;
- развивать познавательный интерес, интеллект, математический кругозор;
- формировать навыки применения математических знаний для решения различных жизненных задач;
- развивать математическую культуру обучающихся при активном применении математической речи и доказательной риторики.
Воспитывающие:
- Воспитывать личностные качества – самостоятельность, ответственность;
- Мотивировать к изучению математики и математических дисциплин.
- Формировать потребность в самопознании, саморазвитии.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение обучающихся к обмену информацией на занятиях, в ходе свободного общения.
Адресат программы.
Данная программа рассчитана на обучающихся 11-12 лет, желающих развить математические способности. Содержание программы отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности, не требует дополнительных математических знаний.
Объем и сроки освоения программы.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 144 часа.
Формы организации образовательного процесса.
- Формы занятий: игра, деловая игра, аукцион, исследование, практическая работа, творческая работа, творческая лаборатория, викторина, конкурс, беседа и др.
- Формы работы с обучающимися: сообщения учащихся, эвристическая беседа, экскурс в прошлое, изготовление моделей, опыты, соревнования, кроссворды, ребусы, творческие и практические работы, работа с дополнительной литературой; использование наглядности, дидактического и раздаточного материала.
- Методы, используемые в работе: наглядный, словесный, частично-поисковый, творческий.
- Проверка знаний проводится в виде практических занятий, игр, викторин, КВН, олимпиад, конкурсов.
Формы подведения итогов реализации программы.
Виды аттестации обучающихся:
- промежуточная;
- аттестация по завершении освоения программы.
Промежуточная аттестация проводится в декабре месяце с целью выявления уровня освоения программы обучающимися и корректировки процесса обучения. Форма проведения: выполнение творческого проекта с последующей выставкой.
Аттестация по завершении освоения программы проводится в конце учебного года. Форма аттестации: выполнение творческого проекта с последующей выставкой.
При реализации данной программы могут использоваться дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Связь с обучающимися осуществляется посредством системы мгновенного обмена текстовыми сообщениями для мобильных и иных платформ с поддержкой голосовой связи и видеосвязи – WhatsApp.