Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математическая логика»

Разделы: Математика

Класс: 6


Направленность: естественно-научная.

Возраст обучающихся: 11-12 лет.

Срок реализации: 1 год (144 часа).

Информационная карта образовательной программы

1.

Учреждение

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр Детского Творчества «Радуга»»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

2.

Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математическая логика»

3.

Направленность программы

естественнонаучная

4.

Сведения о разработчиках

 

5

Сведения о программе:

 

5.1

Срок реализации

1 год

5.2

Возраст обучающихся

11-12 лет

5.3

Характеристика программы:
- тип программы
- вид программы
- принцип проектирования программы
- форма организации содержания и учебного процесса

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая одноуровневая

5.4

Цель программы

Через внедрение новых методик преподавания математических наук, развивать математические способности обучающихся, выявлять математически одаренных детей и развивать их интерес к математике и изучению математических наук.

5.5

Образовательные модули
(в соответствии с уровнями сложности содержания и материала программы)

Базовый уровень. Обучающиеся осваивают определенные виды деятельности на базе полученных математических знаний, расширяют спектр специальных знаний.

6

Формы и методы образовательной деятельности

Словесные: лекции, беседы, диалог;
Проблемного обучения: эвристическая беседа, создание проблемных ситуаций;
Проектные и проектно-конструкторские: практические занятия, самостоятельные работы Психологические: математические соревнования.

7

Формы мониторинга результативности

- промежуточная аттестация: выполнение творческого проекта с последующей выставкой.
- аттестация по завершении освоения программы: выполнение творческого проекта с последующей выставкой.

Пояснительная записка

Направленность (профиль) программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математическая логика» имеет естественнонаучную направленность, профиль математика, является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии.

Нормативно-правовое обеспечение программы.

  • Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678-р;
  • Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках Национального проекта «Образование», утвержденного Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3.09.2018 №10;
  • Приказ Минпроса России от 3.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
  • Федеральный закон от 13 июля 2020 г. №189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 28.12.2022 г.)
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28;
  • Методические рекомендации по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных программ в новой редакции. / Сост. А.М.Зиновьев, Ю.Ю.Владимирова, Э.Г.Демина - Казань: РЦВР, 2023;
  • Устав Муниципального бюджетного учреждения «Центр детского творчества «Радуга» НМР РТ;
  • Положение о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы МБУ ДО «Центр детского творчества «Радуга» НМР РТ.

Актуальность программы

Актуальность программы состоит в необходимости внедрения новых методик преподавания математических наук, а также использовании при этом новых педагогических технологий при проведении занятий.

В то же время, через внедрение новых методик, необходимо развивать математические способности у воспитанников, выявлять математически одаренных детей и развивать их интерес к математике и изучению математических наук.

Целесообразность программы состоит в том, чтобы поддерживать интерес к получению математических знаний детьми, имеющих способности к изучению предмета, в рамках дополнительного образования уделять внимание детям, которые хотят овладеть знаниями за пределами школьной программы.

Отличительные особенности программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математическая логика» реализуется на базе МБОУ «Камскополянская СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов» НМР РТ с сентября 2025 года.

В основе курса «Математическая логика» лежит максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем нет теорем, строгих рассуждений, но присутствуют такие темы и задания, которые стимулировали бы учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Эта программа основана на активной игровой деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации.

Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребенка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности.

Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны всем учащимся.

Данная программа, способствует развитию творческих мыслительных способностей и преодолению стереотипов и шаблонов мышления. Оптимальным условием выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

  • познавательные задачи строятся на междисциплинарной, интегрированной основе и способствуют развитию памяти, внимания, мышления, логики;
  • задания подобраны с учетом рациональной последовательности их предъявления;
  • система познавательных задач ведёт к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы;
  • освоение общих логических приемов, формирование и оперирование понятиями: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Например: выявление общих свойств объектов и их различий; выявление существенных и не существенных признаков предметов; классификация объектов;
  • развитие навыков анализа суждений и построения правильных форм умозаключений через решение логических задач;
  • развитие способностей к рисованию и художественного мышления, развитие творческого потенциала.

Цель программы. Главная цель программы – через внедрение новых методик преподавания математических наук, развивать математические способности обучающихся, выявлять математически одаренных детей и развивать их интерес к математике и изучению математических наук.

Заявленная цель предполагает достижение следующих результатов:

  • развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, геометрической интуиции, развитие глазомера, памяти;
  • формирование логического и абстрактного мышления;
  • создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов.

Задачи программы:

Обучающие:

  • вооружить обучающихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей действительности;
  • познакомить обучающихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений;
  • формировать умение определять адекватные способы решения задач на основе заданного алгоритма, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от шаблонных решений, искать оригинальные решения.

Развивающие:

  • развивать мышление и исследовательские качества обучающихся;
  • развивать внимание, память, математическое мышление, воображение, и т.д.;
  • развивать познавательный интерес, интеллект, математический кругозор;
  • формировать навыки применения математических знаний для решения различных жизненных задач;
  • развивать математическую культуру обучающихся при активном применении математической речи и доказательной риторики.

Воспитывающие:

  • Воспитывать личностные качества – самостоятельность, ответственность;
  • Мотивировать к изучению математики и математических дисциплин.
  • Формировать потребность в самопознании, саморазвитии.

Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • освоение эвристических приемов рассуждений;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности;
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  • привлечение обучающихся к обмену информацией на занятиях, в ходе свободного общения.

Адресат программы.

Данная программа рассчитана на обучающихся 11-12 лет, желающих развить математические способности. Содержание программы отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности, не требует дополнительных математических знаний.

Объем и сроки освоения программы.

Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 144 часа.

Формы организации образовательного процесса.

  • Формы занятий: игра, деловая игра, аукцион, исследование, практическая работа, творческая работа, творческая лаборатория, викторина, конкурс, беседа и др.
  • Формы работы с обучающимися: сообщения учащихся, эвристическая беседа, экскурс в прошлое, изготовление моделей, опыты, соревнования, кроссворды, ребусы, творческие и практические работы, работа с дополнительной литературой; использование наглядности, дидактического и раздаточного материала.
  • Методы, используемые в работе: наглядный, словесный, частично-поисковый, творческий.
  • Проверка знаний проводится в виде практических занятий, игр, викторин, КВН, олимпиад, конкурсов.

Формы подведения итогов реализации программы.

Виды аттестации обучающихся:

  • промежуточная;
  • аттестация по завершении освоения программы.

Промежуточная аттестация проводится в декабре месяце с целью выявления уровня освоения программы обучающимися и корректировки процесса обучения. Форма проведения: выполнение творческого проекта с последующей выставкой.

Аттестация по завершении освоения программы проводится в конце учебного года. Форма аттестации: выполнение творческого проекта с последующей выставкой.

При реализации данной программы могут использоваться дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Связь с обучающимися осуществляется посредством системы мгновенного обмена текстовыми сообщениями для мобильных и иных платформ с поддержкой голосовой связи и видеосвязи – WhatsApp.

Учебный (тематический) план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Математическая логика»

См. продолжение программы