Тема занятия: Тренировка зрительной, слуховой памяти. Работа с шифрами. Задания, основанные на языковом материале (антонимы, фразеологизмы, пословицы, многозначные слова).
Материально-техническое обеспечение урока:
- карточки с заданиями,
- мультимедийное оборудование,
- пособие «Юным умникам и умницам» А.О.Холодова,
- письмо с заданием, ключ к шифру.
Цель занятия:
- создать условие для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывать у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, для становления у детей развитых форм самосознания и самоконтроля.
- развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, воображение, зрительную память и мышление)
Задачи, направленные на развитие универсальных учебных действий:
- Познавательные: развитие познавательной активности, формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
- Регулятивные: формирование умения принимать задачу, планировать, контролировать и оценивать результаты своих действий. определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя, учиться отличать верно выполненное задание от неверного, учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- Коммуникативные: формирование умения работать в парах, группах, воспитывать толерантность, уважительное отношение к другому мнению. слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения, учиться выполнять различные роли в группе.
- Личностные: развитие мотивации к учебной деятельности, определять и высказывать общие для всех правила поведения, делать выбор, как поступить.
Ожидаемые результаты: Развитие у детей познавательных интересов, возникновение и закрепление интереса к учёбе; снижение тревожности
Источники информации
- Юным умникам и умницам, Задания по развитию познавательных способностей, 1 класс, Рабочая тетрадь, Часть 1, 2 Холодова О.А., 2012.
- Программа "Гимнастика Мозга" http://hippo.narod.ru/5_5_7.html
- Гимнастика для глаз детей http://womanadvice.ru/gimnastika-dlya-glaz-dlya-detey
Ход занятия
1. Организационный момент
- Добрый день! Давайте весёлыми стихами начнём работу
Гулять сегодня некогда,
Мы заняты другим.
Пришли сегодня гости к нам
И мы их удивим.
Наш самый дружный 1-й класс
Вам покажет сейчас,
То, чего достигли мы
Находясь в пути.
- А вы, ребята, на каком пути? (учимся быть умниками и умницами)
- Что вы ждёте от сегодняшнего занятия? (интересных заданий, новых открытий, новых знаний, много нового, интересного, споров, обсуждений, ловушек)
- Какие умения нужно взять в путь? (умения наблюдать, слушать, быть внимательным, думать)
- Эти умения, несомненно, важны нам всегда: на уроках, в жизни, а особенно сегодня, ведь у нас открывается … ШКОЛА СЫЩИКОВ!
- А кто такой сыщик?
- Каких сыщиков - героев книг, фильмов, мультфильмов вы знаете? (Шерлок Холмс)
- Когда станете постарше и подружитесь с книгами, то обязательно прочтёте книги о мисс Марпл, Эркюле Пуаро и других гениальных сыщиках. Такие книги называются детективы. Самих сыщиков тоже часто называют «Детективами».
- А где может пригодиться нам в жизни быть сыщиком?
- А вы хотите стать настоящими сыщиками?
-Ваше желание сегодня уже начнёт сбываться.
- А для этого начинаем занятие в нашей школе!
2. Задания для развития интеллектуальных качеств
- Поможет нам в обучении вот этот маленький предмет ИГЛА (показывает педагог)
- Странно, как же это она может нам помочь?
- Предлагаю поделиться мыслями, которые возникают при произнесении слова ИГЛА.
(ребята рассказывают всё, что можно сказать о слове ИГЛА)
- Вот какое это интересное слово.
(педагог укалывается иглой)
- Ой, больно! Почему это произошло?
- Игла острая.
- Что значит острая? (у неё есть тонкий колющий конец)
- Слово “ОСТРАЯ” здесь употреблено в прямом значении.
- Оказывается, его можно употребить и в переносном значении.
ОСТРЫЙ УМ
ОСТРЫЙ СЛУХ
ОСТРОЕ ЗРЕНИЕ
ОСТРЫЙ ЯЗЫК
- Как понять эти выражения?
- Как вы считаете, нужны сыщику такие качества?
- Давайте поставим цель на наше занятие.
-Давайте решим, с чего начнём.
(дети сами выбирают качества)
А) «ОСТРЫЙ ЯЗЫК» - задание на развитие речи.
- Почему важно для сыщика иметь острый язык?
- Народная мудрость: «Острый язык - дарование, длинный язык - наказание»
Объясните смысл пословицы.
- Иметь острый язык - уметь метко и к месту употреблять слова.
Следующее задание вас этому научит
Сидеть, как на иголках не может спокойно сидеть |
|
Искать иголку в стоге сена невыполнимое задание |
|
Иголку негде воткнуть |
очень много, тесно |
Куда иголка, туда и нитка |
вместе, дружно |
- Здесь написаны фразеологизмы, которые мы применяем в переносном значении. Они служат нам для того, чтобы речь была более выразительной, интересной.
- Соедините фразеологизм с его значением.
- Когда мы можем использовать их в речи?
Б) «ОСТРОЕ ЗРЕНИЕ» - задания для снятие напряжения глаз, улучшение зрения, внимания.
Разминка для глаз:
- Тёплые ладошки
- Близко-далеко
- Гимнастика для глаз
- А теперь - для настоящих сыщиков- примените свои зоркие глазки на деле:
В) «ОСТРЫЙ СЛУХ» - задания на развитие слуховой памяти, внимания
- Сейчас мы потренируем наш слух и проверим вашу слуховую память.
- На парте у вас лежит картинка. (Приложение 1)
Нужно её раскрасить.
Как я сейчас прочитаю. Вам нужно очень внимательно слушать. Затем дружно приступить к раскрашиванию картинки.
Работа в группах.
У меня много игрушек. Этот паровозик подарил мне папа. Сама паровоз красный, с черной крышей, а вагончик зеленый. На паровозе я часто катаю куклу моей сестренки. Когда кукла едет на поезде, ее желтые волосы развеваются по ветру. Правда один раз я нечаянно порвал ее фиолетовое платье, и мне пришлось его зашивать.
Когда я иду купаться, то беру с собой оранжевого утенка и парусник. Мне нравится смотреть, как синяя лодка качается на волнах, а на ней развеваются голубой парус и красный флажок.
Во дворе мы с ребятами часто играем в футбол большим зеленым мячиком с желтыми полосками. А моя самая любимая игрушка — это плюшевый коричневый медведь Тедди, он по ночам спит в моей кровати.
- Проверим вашу работу.
- Похвалите самого внимательного.
- Где в жизни вам пригодится умение внимательно слушать и запоминать?
Г) «ОСТРЫЙ УМ» - задания для развитие концентрации внимания, мышления, активизации работы полушарий.
- А что такое ум?
Выступление ученика:
Ум – это удивительная способность человека. Мы не можем его потрогать, увидеть, услышать, но он всегда с нами. Чтобы быть умным надо выполнять умственные операции для массажа своего мозга. Мозг – это мышцы, а они должны двигаться, чтобы не быть вялыми и дряблыми.
- Ребята, любой человек может повысить или понизить свои интеллектуальные способности. И наши занятия направлены как раз на то, чтобы их повышать.
Оказывается, ум можно развивать не только решая мудрёные задачки, но и с помощью физических упражнений.
1. Танцующие пальцы»
Упражнение помогает усилению концентрации внимания, активизации работы полушарий. Соединяем указательный палец правой руки с большим пальцем левой. Плавно поворачивая кисть, приходим к соединению большого пальца правой руки и указательного левой. Затем разрываем первые пальцы поворотом кисти и соединяем их вверху (то есть опять указательный правой и большой левой). Доводим движения до максимальной скорости.
2. Упражнение «Сова»
Схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Вдохните глубоко и разверните плечи. Посмотрите через левое плечо и распрямите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы. Повторите то же самое, схватив левое плечо правой рукой.
А теперь – разминка для ума
Вопрос-ответ
- Жидко, а не вода, бело, а не снег. Что это?
- Как зовут самого смешного артиста цирка?
- Как называется книжка с чистыми листами для рисования?
- Что ожидает нашалившего ребёнка?
- Кто становится выше, когда садится?
- Какого цвета средний сигнал у светофора?
- Кто лучший в мире крокодил?
Работа с шифрами.
(на двери прикреплён конверт) (Приложение 3)
- Ребята, какая я невнимательная, я только сейчас заметила на двери какой- то конверт. А вы его заметили? Значит, из вас могут получиться хорошие сыщики, ведь внимание - его первый помощник.
- От кого бы это? Кажется я его знаю… Да это же главный межгалактический злодей, а письмо адресовано не нам, а такому же злодею, как и он сам.
- Возможно, сейчас он находится среди людей, ведь он умеет менять свой облик. Где-то я видела его…
- Пришла пора применить наши сыщицкие умения – найдите его по описанию.
Индивидуальная работа.
- Посмотрите, вот его письмо. Что это? Да, мы перехватили шифровку! Зачем он это сделал?
- Значит, он хотел что-то от нас скрыть. А вдруг это что-то очень плохое! Что делать?
- Давайте для начала попробуем его расшифровать. Вот где пригодится наш острый ум!
- Используем для этого ключ для шифра (заранее заготовлен на карточке)
- Задание трудное - одна голова – хорошо, а три лучше - работаем в группах.
- Похвалите активных дешифровщиков (ответственные всё время меняются)
Расшифровывают –
Научим детей драться.
Заставим детей прогуливать уроки.
Разрушим добрые отношения.
- И что делать? Если письмо не отправим- он поймёт, и напишет новое, ещё более злое.
- А давайте изменим письмо. Злые слова - на добрые- противоположные по смыслу. И отправим. Возможно, мы сумеем предотвратить коварные замыслы злодеев.
Драться - дружить
Прогуливать - посещать
Разрушим - наладим Работаем в группах - похвалите активных шифровальщиков
3. Рефлексия
- Мы справились! Теперь мир и дружба будут спасены! И для этого мы применили все свои полученные в нашей школе способности - какие?
- А в жизни они вам пригодятся? Как вы думаете, где?
- За что бы вы похвалили себя на занятии?
- Что у вас не получается, но очень хочется научиться?
- Чему бы вам хотелось научиться на следующих занятиях?
- Вы - молодцы! Настоящие юные сыщики!