Проект по экологии "Юные экологи"

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология

Класс: д/с

Ключевые слова: экология, экологическое воспитание, мусор, вода, «Мусор и отходы»


Актуальность

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение расширяет больше возможностей для формирования экологической культуры, что влияет на развитие нравственных, патриотических чувств.

Актуальность поднимаемой проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из этого катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Мир природы таит в себе больше возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействиями на ребят в семье.

Таким образом, в ознакомлении дошкольников с природой, формирование основ экологического сознания, культуры есть еще много нерешенных проблем.

Тип проекта: краткосрочный, групповой.

Участники: дети группы, воспитатели, родители.

Срок реализации: краткосрочный с 16.06.2025 по 20.06.2025.

Тип проекта: информационно-познавательный.

Цель проекта: создание условий для формирования у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

Задачи проекта:

  • Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
  • Развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы.
  • Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания; любознательность, наблюдательность.
  • Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда.
  • Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

Принципы:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
  • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
  • принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Методы проекта

  • Наблюдение
  • Совместные творческие игры
  • Экспериментирование
  • Обучающие проектные игры
  • Познавательная деятельность
  • Презентации

Предполагаемый результат

  • Дети наблюдают за объектами живой и неживой природы и умеют делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы.
  • Сопереживают и имеют желание помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

Этапы реализации проекта

I этап. Подготовительный этап

  • Составление перспективного плана проведения проекта и наблюдений по развитию экологической грамотности воспитанников.
  • Подбор программно-методического материала по направлению работы.
  • Совершенствование развивающей среды (подобрать материалы; игрушки; атрибуты для игровой, театрализованной деятельности).

II этап. Основной

Реализация плана проекта

16.06. 2025: «Мы хотим, чтоб от народа не страдала природа»

Беседа: «Мусор Земле не к лицу…»

Цели: организовать деятельность детей на исследование проблемы, сравнение, анализ полученных результатов опытов и практическое освоение знаниями некоторых свойств предметов окружающего мира; развивать умения вести наблюдения, сравнивать, делать выводы, оформлять результаты; воспитывать культуру поведения в окружающем мире.

Составление правил для сохранения чистоты природы.

Цель: предложить детям ответить на поставленные вопросы и придумать свои вопросы. Учить оценивать свои ответы. Формировать умение выявлять ошибочные суждения, пояснять суть ошибки.

Игры по интересам.

Цель: учить детей объединяться для совместной игры, поддерживать дружеские отношения.

17.06.2025 г: «Вода источник жизни»

Беседа: «Что мы знаем о воде?»

Цели: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); уточнить значение её для всего живого; развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная; воспитывать бережное отношение к воде.

Опытно-экспериментальная деятельность: «Как вытолкнуть воду?», «Для чего нужна вода?» и т.д.

Цель: уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы;

Просмотр презентации «Вода - это жизнь»

Малоподвижная игра «Море волнуется»

Цель: Учить детей находить выразительный образ. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать выдержку.

18.06.2025 г. «Лес богатство и краса! Береги свои леса!»

Викторина «Знатоки природы»

Цель: формирование экологической грамотности

Чтение произведения Д.Мамина-Сибиряка «Лесная сказка».

Цель: активизировать и дополнить знания о лесе, его обитателях. Формировать умение пересказывать содержание сказки с опорой на вопросы, иллюстрации. Поддерживать интерес к чтению, познавательный интерес.

Презентация «Правила поведения в лесу»

Цели: помочь детям осознать свое отношение к природе, правила поведения в лесу, на природе, помочь понять, как и почему надо к ней бережно относиться.

23.04.24-24.04.24г. «Птицы наши друзья»

Беседа: «Что мы знаем о птицах»

Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах, перелетных. развивать познавательный интерес у детей к жизни птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных условиях.

Пословицы и загадки о птицах

Цель: закрепление пословиц и поговорок птицах и пояснение смысла пословиц.

Дидактическая игра «Угадай, что за птица, по словам-описаниям»

Цель: закрепление признаков птиц, формировать умение образовывать сложные слова (красногрудый, длиннохвостая и т.д.).

Раскраска «Птицы».

Цель: закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, учить раскрашивать силуэты птиц, не выходя за границы контура

Заучивание стихотворения А.Барто «Снегири».

Цель: научить запоминать стихотворение по схемам-рисункам.

«Мусор Земле не к лицу»

Экологический праздник в подготовительной к школе группе

Цель – расширение и углубление знаний детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной.

Задачи:

  • закрепить знания детей о свойствах различных материалов;
  • уточнить знания детей о причинах возникновения мусора; - формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;
  • активизировать словарь (сортировать, бросовый материал, бытовые отходы, компостная куча);
  • стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;
  • воспитывать бережное отношение к чистоте улиц города;
  • мотивировать к раздельному сбору ТБО.

Дети входят под музыку в зал и встают перед гостями.

Музыка продолжает звучать.

Воспитатель: Ребята, давайте возьмемся за руки и через рукопожатие передадим друг другу хорошее настроение

Воспитатель: Ну а сейчас давайте присядем на стульчики. Все внимание на меня, нас ждет очень много важных дел.

Каждый день, всегда, везде
В сквере, в парке, во дворе,
И в саду, и даже дома,
Где нам все уже знакомо,
Поздним вечером и днем
Мы о чем-то узнаем.

На экране меняются картинки с изображением природы.

Воспитатель рассказывает и показывает.

Окружает нас среда:
Солнце, воздух, лес, вода,
И ромашковое поле,
Окружает нас с тобою
Синь небес, трава, цветок,
Ветра свежего глоток…

Видеоряд заканчивается стоп-кадр.

Чтоб все это сохранить,
Чтоб природе чистой быть,
Нужно нам ее ценить,
Заботой нежной окружать,
Всячески оберегать.

Воспитатель: Я предлагаю вам закрыть глазки и послушать.

Раздается тревожная музыка.

Ребята, внимательно послушайте звучащую мелодию, и попробуйте почувствовать, какое она передает настроение?

Ответы детей.

Это так! Словно это сигнал бедствия, словно где-то произошла беда, и кто-то взывает о помощи. Это планета Земля просит у нас поддержки и помощи. Но я не могу понять, почему этот сигнал прилетел сквозь эфир к нам. Может быть, вы что-то знаете об этом?

Дети рассуждают:

  1. На Земле построено много заводов и фабрик и из их труб опасный дым загрязняет воздух.
  2. Очень много людей пользуются машинами, а они тоже загрязняют воздух.
  3. Многие люди только спиливают деревья для строительства, и не подсаживают новых. От этого погибает растительность Земли.
  4. Люди бросают везде мусор, и Земля становится грязной.

Воспитатель: верно вы рассуждаете. Я предлагаю вам помочь Земле и стать защитниками природы. Если вы справитесь со всеми поручениями, то вы получите от меня удостоверение защитников природы. Но вы должны мне помочь разобраться, какой бывает природа. Кто помнит – ответит по памяти, кто забыл – тому помогут предметные картинки. Вот они здесь на столике перед вами.

На мольберте дети вывешивают картинки и надписями

Живая природа

Неживая природа

Растения

Солнце

Грибы

Воздух

Животные

Вода

Бактерии

Горы

Человек

Песок

 

Звезды

А теперь подумайте, может ли процветать живая природа, если неживая природа на планете уже загублена? Например, может ли в плохой загрязненной хламом и мусором земле вырасти растения и грибы (НЕТ)

Смогут ли люди и животные дышать, если воздух загрязнен химическими веществами? (НЕТ)

Можно ли людям использовать загрязненную воду (НЕТ)

Ребенок:

Мы пользуемся дарами природы безумно,
Бываем к мольбе ее равнодушны.
Пилим леса, рушим скалы и горы,
В мусорных свалках все наши просторы.
Послушайте, как сердце земное тревожно стучит:
«Спасите меня!» - планета кричит.

Звучит сердцебиение. Входит планета Земля в темной одежде.

Земля:

Здравствуйте! Я ваша планета
Зовусь я Землей.
Еще величают природной средой.
Моря, океаны, леса и поля,
Ветра и туманы, дожди и снега
Все это вплелось в завитки моих кос,
Похожих на ветви российских берез.

Ребенок:

Тебя мы узнали, знакомы с тобой
Но тайну свою нам сегодня раскрой.
Отчего так тревожно сердечко стучит,
И от чего такой больной вид?

Земля:

Скажу свою боль,
Терпеть нет уж сил,
Поверхность мою
Мусор укрыл…

Звучит тревожная музыка. Убирает покрывало с мусора.

Гляньте вокруг, на реке берега,
На них горы мусора, словно стога.
Под кустик в лесу загляните и там
Горой оставляют туристы свой хлам.
Поля не цветут, а чернеют там свалки,
Бутылки, колеса, бетонные балки…
Я в ранах смертельных, спасать меня надо!
Я помощи вашей, друзья, буду рада.

Ребенок:

Но как же помочь тебе добрая Мать.
Скажи нам Земля, как тебя нам спасать.

Земля:

Нельзя дети медлить
Ни часа, ни дня…
Вы мусор быстрей
Уберите с меня.

Земля присаживается в центре круга из мусора.

Воспитатель: Давайте, непременно, поможем Матушке-Земле, если каждый человек наведет порядок около своих домов и впредь не будет где попало разбрасывать мусор, то Земля выздоровеет и зацветет. Ребята, давайте с вами всем покажем, как нужно выполнять такое трудовое поручение. Чтобы не заболеть при такой грязной работе люди должны надевать перчатки (дети надевают), взять корзин и ведра для мусора и выйти на уборку территории.

Физкультминутка

Мы по улице идем,
На которой мы живем,
Мы бумажки и стекляшки
Осторожно соберем.
Что в ведро, а что в корзину. встают
Наклоняем дружно спину. наклоняются
Будем дружно мы трудиться,
Не привыкли мы лениться.

Земля в это время меняет наряд на светлый. Звучит музыка.

Земля:

Вот спасибо, угодили,
Хоть чуть-чуть, но подлечили.
Изменился внешний вид
Он не черный и гнетущий,
А зеленый и цветущий.

Воспитатель: Да, теперь Земля чистая, цветущая. Посмотрите (воспитатель показывает на Землю). Это все благодаря вам.

А я вам предлагаю пройти к этому столу и рассортировать мусор по контейнерам, приготовить его для утилизации, а кое-что вернуть Матушке Земле. Ребята, вы услышали незнакомое слово утилизация, т.е. это переработка мусора, хлама, различных отходов. Одним словом утиль. Запомните это, пожалуйста. Если где-то оно вам повстречается, то вы будете знать, что оно обозначает.

Сейчас поставьте ваши корзиночки на пол около своих ног и будьте очень внимательны.

Вот посмотрите что у меня в ведерке. Эти отходы называются пищевыми. Давайте сложим их в это контейнер (контейнер «Пищевые отходы») Они, конечно, не нужны человеку, поэтому их выбрасывают, возвращают Матушке Земле.

Земля: Я приму пищевые отходы с благодарностью. Крошки склюют птицы, кое-что съедят животные. А что останется – сгниет в почве.

Воспитатель: Это бумага и дерево. Попробуйте их вернуть Земле. Это уже бытовые отходы.

Земля: Я тоже все это приму с благодарностью. И бумагу, и дерево можно сжечь, а золой посыпать землю. Зола это удобрение, а удобренная земля дает людям хороший урожай овощей, фруктов, ягод, но чтоб сжечь этот мусор его нужно отправить на перерабатывающий завод. Всё это мы положим в отдельный контейнер.

Дети складывают в контейнер «Бумага. Дерево».

Воспитатель: А это стекло. Интересно примет ли его Матушка Земля?

Земля: нет, нет, я боюсь стекло. Оно губит мою природную среду, ранет. Стекло не гниет и не горит и будет в качестве мусора в земле лежать века вечные, создавая опасность всему живому. Оно мне не нужно. Сложим его в отдельный контейнер и отправим на специальный мусороперерабатывающий завод, туда же мы отправим пластиковый бутылки и контейнеры, пакеты. Они тоже не гниют в земле и не горят, а плавятся и выделяющийся дым ядовит и очень опасен. Давайте разложим этот мусор по отдельным контейнерам. И дальше на мусороперерабатывающем заводе всё это используют во второй раз.

Дети складывают в контейнеры «Стекло», «Пластик».

Воспитатель: А эти губки я, пожалуй, приберегу, они нам еще пригодятся. Зачем, вы узнаете чуть позже. Ребята, давайте снимем перчатки, положим их в корзины.

Дети снимают перчатки, корзины складываются одна в другую, все убираем.

Я предлагаю вам пройти на свои места.

Дети садятся.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, что решили стать защитниками природы.

Приятно природа смотреть на тебя,
Когда ты здорова и силы полна.

Земля: Ребята, а вы знаете, что такое пейзаж? А хотите нарисовать?

Дети: Это изображение природы.

Воспитатель: Мы сегодня займемся необычным творчеством. Давайте пройдем на рабочее место.

Дети проходят на рабочее место.

Нам не нужны ни кисти, ни карандаши. Из бросового материала - из губок я сделала штампики для рисования и красивые заготовки бабочек для аппликации. Используя, все это у нас получится красивая картина. Перед вами фон нашей картины. Я предлагаю это пространство заполнить живой природой. Посмотрите на верхнюю полосу. Какого она цвета? (голубого) Что она может означать? (это небо)

Небес воздушное сиянье,
Плывут куда-то облака,
И солнце землю, освещая
Сияет людям свысока.

Я предлагаю вам взять эти заготовки, которые сделаны из бросового материала, и посмотреть, на что они похожи (на облака). Верно, воздушные, белые, легкие, невесомые. Давайте выберем на небе местечко, аккуратно обмакнем в клей и приклеим их.

Идет работа.

А сейчас опустите свой взгляд на нижнюю часть картины. Как вы думаете, почему она зеленого цвета? (это трава). Верно, ребята, какого цвета могут быть цветы? (разного цвета). А я предлагаю вам нарисовать цветок белого цвета. Он растет в наших полях и садах. А как он называется, вы сейчас догадаетесь.

Дети: Этот цветок называется ромашка (рассматривают картинку).

Дети рисуют.

Воспитатель: А чтобы оживить нашу прекрасную природу, давайте в небеса запустим легких, разноцветных очень красивых бабочек. И картина сразу оживет.

Звучат звуки природы на фоне спокойной музыки. Дети берут бабочек и приклеивают их.

Воспитатель и Земля показывают картину. Дети рассматривают.

Воспитатель:

Ребята, вы очень старались и не ленились,
Цветы, облака на холсте появились.
И взмахом волшебным наших стараний
Бабочки в небе воздушном летают.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам пройти на свои места.

Дети садятся.

Воспитатель: Ребята, я не перестаю восхищаться нашими картинами. А давайте одну картину оставим в д/с и будем ею любоваться, а вторую - подарим Матушке-Земле.

Земля:

Ребята, спасибо вам за все.
Если будите Землю беречь,
Смогу вас тогда накормить, обогреть.

«Что мы знаем о воде»

Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы

Анкета для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»