Образовательное событие "Снег и лёд" в средней группе (4–5 лет)

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: снег, средняя группа, лёд


Цели:

  • Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда;
  • Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы;
  • Активация словаря: опыт, гололёд, снегопад, оттепель.

Задачи:

  • Анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания;
  • Развивать память, мышление, речь, воображение;
  • Расширять словарный запас.

Оборудование: два стакана (один со льдом, другой со снегом), картинки с изображением снега и льда, картинки (серый, белый, голубой), картинки с изображением зимних забав.

Ход образовательного события

Ребята на участке находят в коробке белого медвежонка. Он рассказал, что строил домики со своим другом, но они получились разные. У медвежонка был домик из снега, а у его друга из льда.

Задача детей: понять, чем отличается домик медвежонка от домика его друга?

Воспитатель: для начала, мы вспомним, что снег и лёд бывают только зимой. Давайте подумаем, чем же они похожи между собой. Как вы думаете? (Ответы детей). Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лёд, а чем они отличаются.

Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их свойств.

Воспитатель: посмотрите, на столе стоят два стакана: в одном снег, а в другом – лёд.

Опыт № 1. «Определение цвета»

  1. Какого цвета снег? (белый)
  2. Какого цвета лёд (бесцветный)

Если дети называют: белый, голубой, серый показывать им эти цвета на карточках и сравнивать их со льдом.

Опыт № 2. «Определение прозрачности»

Воспитатель: положим под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где нет. (Под снегом не видно, значит лёд прозрачный, а снег – непрозрачный).

Опыт № 3. «Хрупкость – сыпучесть»

Воспитатель: давайте возьмём горсть снега и высыпем её. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лёд? Я случайно уронила лёд, что же с ним случилось? (он раскололся, он – хрупкий).

Физминутка: дети имитируют движение катания на коньках и игры в снежки.

Опыт № 4. «Воздействие температуры»

Воспитатель: посмотрите на снег и лёд, которые были в стаканах. Что с ними случилось, пока мы играли? (Они растаяли). Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под действием мороза.

Выводы

Воспитатель: а теперь, попробуем объединить всё, что мы узнали о снеге. Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду. А лёд – бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.

Теперь мы можем ответить, чем отличается домик изо льда и снега.

Вопросы для обобщения

  1. Что общего между снегом и льдом (состоят из воды).
  2. Как из воды получить лёд? (заморозить воду).
  3. Во что ещё превращается вода зимой? (сосульки, изморозь). Показать картинки.
  4. В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (в морозную).
  5. В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный? (во время оттепели).