Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

Разделы: Русский язык

Класс: 4

Ключевые слова: словарная работа


Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.
Текучев А.В.

Одним из важных направлений в моей работе при проведении уроков русского языка является работа со словарными словами.

Методика организации словарной работы в начальной школе позволяет:

  • обогатить словарный запас:
  • узнать новые слова или новые знания о словах, найденных в словаре ;
  • совершенствовать словарный запас;
  • проводить словарную работу с целью развития умения выбирать точные слова в речи;
  • активизировать словарный запас;
  • развивать у детей навыки свободного использования словарного запаса в рассказах, в беседах.

При знакомстве со словарными словами в начальной школе я использую как можно больше наглядного, иллюстративного материала, основанного на зрении, слухе, эмоциях и воображении, т.к. мышление детей начальной школы этого возраста является наглядно - образным. Словарный запас необходим языку как строительный материал.

В настоящее время существует множество видов такой работы на уроках русского языка в начальной школе. Словарную работу провожу на каждом уроке.

Для того чтобы словарная работа была эффективной, я в своей работе использую разнообразные виды словарной работы.

Этапы знакомства с новым словарным словом.

  1. Представление слова (загадки, пословицы, поговорки, демонстрация образа с изображением предмета, решение ребуса, шифрование, шарады).
  2. Лексическое значение этого слова.
  3. Полезно знать…
  4. Выполни задание.

Этап 1. Представьте слово. Ребята могут самостоятельно определить новое слово: с помощью решения ребуса; шифрования; с помощью головоломки, отгадывания загадок; демонстрация изображения с изображением изучаемого слова.

Этап 2. Лексическое значение этого слова. Что отличает это слово от всех остальных. Ведь каждое слово имеет своё собственное звучание и своё собственное значение.

Этап 3. Это полезно знать... На этом этапе дети изучают загадочные, интересные, захватывающие факты.

В дальнейшем всю работу направляю на отработку написания словарного слова. Я использую различные виды работ: творческая работа, в игровой форме, задания на развитие внимания у детей.

Для закрепления грамотного написания широко использую различные виды словарных диктантов:

  1. Выборочный диктант: развивает умение выделять необходимые слова на слух. Он делает работу со словарными словами разнообразной, развивает внимание, слух, память, орфографическую зоркость, вырабатывает умение быстро анализировать слово.
  2. Комбинированный диктант: помогает увеличить материал для работы со словарными словами, повторить ранее изученные, закрепить вновь изученные орфограммы. Я диктую слова, учащиеся выбирают и записывают лишь те слова, которые необходимы по заданию. Такую же работу я провожу, используя текст. Читаю текст целиком, учащимся даю задание сосчитать количество словарных слов и записать количество в тетрадь. Во время проверки учащиеся устно называют эти слова. Такой вид диктанта позволяет сэкономить время на уроке, разнообразить виды работ со словарными словами, развивает внимание, слух, вырабатывает умение быстро и точно выбирать слова.
  3. Цифровой диктант: развивает память, учит кодировать информацию с помощью других знаков. Эта работа вызывает интерес у учащихся, не утомляет их.
  4. Письмо по памяти: цель этого вида работы со словарными словами « впитать» новую лексику, закрепить материал. Читаю слово целиком, потом по предложениям, давая повторить про себя. Затем закрываю материал и учащиеся записывают его так, как запомнили, в конце работы даю возможность проверить написанное.
  5. В игровой форме провожу работу со «Словарными квадратами» или «Словарной лесенкой». От учащихся требуется помнить слова по лексическому значению, даю первую и последнюю буквы слова, более сложный вариант по количеству клеточек.
  6. Зрительный диктант: можно чередовать со зрительно - слуховым диктантом, где учащиеся чередуя анализ и синтез слова, учатся предупреждать ошибки ещё до написания слова.
  7. Лексический диктант я провожу с целью формирования орфографической зоркости, расширения словарного запаса и закрепления навыков правописания слов, особенно тех, написание которых нельзя проверить. Он также способствует развитию любознательности, интереса к русскому языку и повышает языковую культуру учащихся.
  8. Картинный диктант я использую в своей работе для того, чтобы закрепить и проверить знания словарных слов, повысить интерес к уроку, развить внимание к деталям и сформировать навыки самоконтроля через анализ и запись слов по изображениям. Диктант помогает учащимся лучше запомнить трудные слова для написания, которые часто встречаются в речи. Учащиеся учатся замечать «трудные места» в словах, что повышает грамотность. Провожу данный вид диктанта разными способами. Самый простой вариант: слайд – картинка - слово. Вариант сложнее: одно изображение, на котором можно найти множество предметов, отмеченных в списке словарными словами. Слова на картинке могут быть даны по темам: школа, растения, животные, человек и его профессии. Этот вид работы развивает внимание, концентрацию, а также способность слушать собеседника (чтобы избежать повторений).
  9. Слуховой диктант (контрольный) я провожу после изучения и закрепления слов с целью выяснения, как слова усвоены. Затем, после выявления пробелов, я намечаю пути их устранения.
  10. Диктант с однокоренными словами я провожу с целью научить учащихся находить их, различать однокоренные слова от форм одного и того же слова, и применять это умение для проверки правописания слов с орфограммами в корне. Этот вид диктанта развивает орфографическую зоркость, обогащает словарный запас и совершенствует навыки анализа и самоконтроля.

Словарную работу я делаю разнообразной, для этого провожу такие игры, как «Испорченный телефон», «Словарный квест» «Помоги соседу», «Перевёртыши», лото «Словарные слова», «Справочное бюро», которые не только пробуждают интерес к работе, но и формируют умение применять полученные знания в новых ситуациях. Игра развивает познавательные навыки, формирует положительное отношение к учёбе и самообучению.

Словарный диктант проводится в виде соревновании, на основе загадок, с использованием сигнальных карточек, что обеспечивает обратную связь. Я контролирую деятельность всех учеников, помогая им осознать и исправлять ошибки.

Используя разнообразные виды словарных диктантов, игр я пришла к выводу, что такая работа не только способствует перерастанию знаний и умений по орфографии в прочные навыки, но и повышает интерес к работе, вносит элементы новизны.

В заключение статьи хочется сказать, что ежедневная, разнообразная, целенаправленная работа над усвоением словарного запаса орфографии приводит к успехам учащихся.