Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.
Текучев А.В.
Одним из важных направлений в моей работе при проведении уроков русского языка является работа со словарными словами.
Методика организации словарной работы в начальной школе позволяет:
- обогатить словарный запас:
- узнать новые слова или новые знания о словах, найденных в словаре ;
- совершенствовать словарный запас;
- проводить словарную работу с целью развития умения выбирать точные слова в речи;
- активизировать словарный запас;
- развивать у детей навыки свободного использования словарного запаса в рассказах, в беседах.
При знакомстве со словарными словами в начальной школе я использую как можно больше наглядного, иллюстративного материала, основанного на зрении, слухе, эмоциях и воображении, т.к. мышление детей начальной школы этого возраста является наглядно - образным. Словарный запас необходим языку как строительный материал.
В настоящее время существует множество видов такой работы на уроках русского языка в начальной школе. Словарную работу провожу на каждом уроке.
Для того чтобы словарная работа была эффективной, я в своей работе использую разнообразные виды словарной работы.
Этапы знакомства с новым словарным словом.
- Представление слова (загадки, пословицы, поговорки, демонстрация образа с изображением предмета, решение ребуса, шифрование, шарады).
- Лексическое значение этого слова.
- Полезно знать…
- Выполни задание.
Этап 1. Представьте слово. Ребята могут самостоятельно определить новое слово: с помощью решения ребуса; шифрования; с помощью головоломки, отгадывания загадок; демонстрация изображения с изображением изучаемого слова.
Этап 2. Лексическое значение этого слова. Что отличает это слово от всех остальных. Ведь каждое слово имеет своё собственное звучание и своё собственное значение.
Этап 3. Это полезно знать... На этом этапе дети изучают загадочные, интересные, захватывающие факты.
В дальнейшем всю работу направляю на отработку написания словарного слова. Я использую различные виды работ: творческая работа, в игровой форме, задания на развитие внимания у детей.
Для закрепления грамотного написания широко использую различные виды словарных диктантов:
- Выборочный диктант: развивает умение выделять необходимые слова на слух. Он делает работу со словарными словами разнообразной, развивает внимание, слух, память, орфографическую зоркость, вырабатывает умение быстро анализировать слово.
- Комбинированный диктант: помогает увеличить материал для работы со словарными словами, повторить ранее изученные, закрепить вновь изученные орфограммы. Я диктую слова, учащиеся выбирают и записывают лишь те слова, которые необходимы по заданию. Такую же работу я провожу, используя текст. Читаю текст целиком, учащимся даю задание сосчитать количество словарных слов и записать количество в тетрадь. Во время проверки учащиеся устно называют эти слова. Такой вид диктанта позволяет сэкономить время на уроке, разнообразить виды работ со словарными словами, развивает внимание, слух, вырабатывает умение быстро и точно выбирать слова.
- Цифровой диктант: развивает память, учит кодировать информацию с помощью других знаков. Эта работа вызывает интерес у учащихся, не утомляет их.
- Письмо по памяти: цель этого вида работы со словарными словами « впитать» новую лексику, закрепить материал. Читаю слово целиком, потом по предложениям, давая повторить про себя. Затем закрываю материал и учащиеся записывают его так, как запомнили, в конце работы даю возможность проверить написанное.
- В игровой форме провожу работу со «Словарными квадратами» или «Словарной лесенкой». От учащихся требуется помнить слова по лексическому значению, даю первую и последнюю буквы слова, более сложный вариант по количеству клеточек.
- Зрительный диктант: можно чередовать со зрительно - слуховым диктантом, где учащиеся чередуя анализ и синтез слова, учатся предупреждать ошибки ещё до написания слова.
- Лексический диктант я провожу с целью формирования орфографической зоркости, расширения словарного запаса и закрепления навыков правописания слов, особенно тех, написание которых нельзя проверить. Он также способствует развитию любознательности, интереса к русскому языку и повышает языковую культуру учащихся.
- Картинный диктант я использую в своей работе для того, чтобы закрепить и проверить знания словарных слов, повысить интерес к уроку, развить внимание к деталям и сформировать навыки самоконтроля через анализ и запись слов по изображениям. Диктант помогает учащимся лучше запомнить трудные слова для написания, которые часто встречаются в речи. Учащиеся учатся замечать «трудные места» в словах, что повышает грамотность. Провожу данный вид диктанта разными способами. Самый простой вариант: слайд – картинка - слово. Вариант сложнее: одно изображение, на котором можно найти множество предметов, отмеченных в списке словарными словами. Слова на картинке могут быть даны по темам: школа, растения, животные, человек и его профессии. Этот вид работы развивает внимание, концентрацию, а также способность слушать собеседника (чтобы избежать повторений).
- Слуховой диктант (контрольный) я провожу после изучения и закрепления слов с целью выяснения, как слова усвоены. Затем, после выявления пробелов, я намечаю пути их устранения.
- Диктант с однокоренными словами я провожу с целью научить учащихся находить их, различать однокоренные слова от форм одного и того же слова, и применять это умение для проверки правописания слов с орфограммами в корне. Этот вид диктанта развивает орфографическую зоркость, обогащает словарный запас и совершенствует навыки анализа и самоконтроля.
Словарную работу я делаю разнообразной, для этого провожу такие игры, как «Испорченный телефон», «Словарный квест» «Помоги соседу», «Перевёртыши», лото «Словарные слова», «Справочное бюро», которые не только пробуждают интерес к работе, но и формируют умение применять полученные знания в новых ситуациях. Игра развивает познавательные навыки, формирует положительное отношение к учёбе и самообучению.
Словарный диктант проводится в виде соревновании, на основе загадок, с использованием сигнальных карточек, что обеспечивает обратную связь. Я контролирую деятельность всех учеников, помогая им осознать и исправлять ошибки.
Используя разнообразные виды словарных диктантов, игр я пришла к выводу, что такая работа не только способствует перерастанию знаний и умений по орфографии в прочные навыки, но и повышает интерес к работе, вносит элементы новизны.
В заключение статьи хочется сказать, что ежедневная, разнообразная, целенаправленная работа над усвоением словарного запаса орфографии приводит к успехам учащихся.