Комплексный анализ текста. Подготовка к ОГЭ
ВАРИАНТ 1
(1)Ровно сто лет минуло с тех пор, как на дуэли, на закате дня, в снегу он был смертельно ранен красивым тупицей по имени Жорж Дантес, приволокнувшимся за его женой; молодым авантюристом, полным ничтожеством, который, возвратившись во Францию, пережил его на полвека, чтобы затем со спокойной душой умереть восьмидесятилетним стариком и сенатором. <…>(2)А какое наслаждение для мечты русского проникнуть в мир Пушкина! (3)Вот он, этот невысокий живой человек, маленькая смуглая рука которого написала первые и самые прекрасные строки нашей поэзии; вот он, взгляд голубых глаз, составляющий резкий контраст с темными кудрявыми волосами. (4)В то время, т. е. к 1830 году, в мужском костюме еще отражалась необходимость пользоваться лошадью, мужчина был все еще всадник, а не похоронный агент, т. е. практический смысл одежды еще не исчез (когда со смыслом исчезла и красота). (5)Лошадью пользовались всерьез, и действительно были необходимы сапоги с отворотом и широкий плащ.(6) Отсюда и определенная элегантность, которой воображение наделяет Пушкина. (7)Впрочем, он, следуя капризу времени, любил наряжаться цыганом, казаком или английским дэнди. (8)Не будем забывать, что любовь к маскараду, действительно, характерная черта поэта.
(В.Набоков «Пушкин, или Правда и правдоподобие»)
ЗАДАНИЕ
1. Замените слова МИНУЛО из предложения 1, ПРИВОЛОКНУВШИМСЯ из предложения 1, ЖИВОЙ из предложения 3 и ЭЛЕГАНТНОСТЬ из предложения 6 синонимами.
2. Выпишите слова с явлением полногласия в корне.
3. Выпишите слова с приставками, написание которых определяется их смыслом.
4. Выпишите слова, в котором правописание суффикса определяется тем, что этот суффикс используется в относительных прилагательных.
5. В приведенном ниже отрывке из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Лошадью пользовались всерьез(1), и действительно были необходимы сапоги с отворотом и широкий плащ. Отсюда и определенная элегантность,(2) которой воображение наделяет Пушкина. Впрочем,(3) он,(4) следуя капризу времени,(5) любил наряжаться цыганом,(6) казаком или английским дэнди. Не будем забывать,(7) что любовь к маскараду,(8) действительно,(9) характерная черта поэта.
6. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.
В то время(1), т. е. к 1830 году,(2) в мужском костюме еще отражалась необходимость пользоваться лошадью,(3) мужчина был все еще всадник(4), а не похоронный агент,(5) т. е. практический смысл одежды еще не исчез (когда со смыслом исчезла и красота). Лошадью пользовались всерьез,(6) и действительно были необходимы сапоги с отворотом и широкий плащ.
7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
Ровно сто лет минуло с тех пор,(1) как на дуэли,(2) на закате дня,(3) в снегу он был смертельно ранен красивым тупицей по имени Жорж Дантес,(4) приволокнувшимся за его женой,(5) молодым авантюристом,(6) полным ничтожеством(7), который,(8) возвратившись во Францию,(9) пережил его на полвека,(10) чтобы затем со спокойной душой умереть восьмидесятилетним стариком и сенатором.
8. Замените словосочетание В МУЖСКОМ КОСТЮМЕ из предложения 4, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
9. Выпишите грамматическую основу предложения 7.
10. Среди предложений 4 – 8 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
11. Найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
12. Укажите количество грамматических основ в предложении 1.
13. Найдите предложение с бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.
14. Найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных главному. Напишите номер этого предложения.
ВАРИАНТ 2
(1)Одно другим сменяются видения: вот он на набережной Невы, мечтатель, облокотившийся о гранитный парапет, искрящийся при луне и инее; в театре, с моноклем, в розоватом свете, под звуки скрипок расталкивающий с модной заносчивостью соседа, чтобы занять свое место; потом в деревенской усадьбе, сосланный из столицы за несколько вольнолюбивых строк, в ночной рубашке, взъерошенный, марающий стихи на серой бумаге (в которую оборачивали свечи), жующий яблоко. (2) Я вижу его идущим по проселочной дороге, листающим книги в лавке, целующим стройную ножку возлюбленной, или в серебристый крымский полдень перед скромным маленьким фонтаном, струящимся во дворе старинного татарского дворца, с летающими ласточками под его сводами. (3)Эти видения столь мимолетны, что подчас я не успеваю различить, держит ли он в руке трость или чугунную палку, с которой ходил специально для того, чтобы тренировать кисть для стрельбы, имея склонность к пистолетам, как все его современники. (4)Пытаюсь следить за ним глазами, но он от меня постоянно убегает, чтобы вновь появиться. (5) Вот он: рука заложена за полу редингота, рядом со своей женой, красивой женщиной выше его ростом, в черной бархатной шляпе с белым пером. (6)И, наконец, сидящий на снегу, с простреленным животом, он долго целится в Дантеса, так долго, что тот больше не может терпеть и медленно прикрывается пистолетом.
(В.Набоков «Пушкин, или Правда и правдоподобие»)
ЗАДАНИЕ
1. Замените слова ВИДЕНИЯ из предложения 1, СТАРИННОГО из предложения 2 и ПЫТАЮСЬ из предложения 4 синонимами.
2. Выпишите из предложений 2 – 5 выпишите слова с сомнительной согласной в корне.
3. Из предложений 1 — 2 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «В приставках на -3 и -С перед звонкими согласными пишется 3, а перед глухими согласными — С».
4. Из предложений 2 – 4 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого оканчивается на -Н, пишется НН».
5. В приведенном ниже отрывке из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обособленном приложении.
Вот он: рука заложена за полу редингота(1), рядом со своей женой,(2) красивой женщиной выше его ростом,(3) в черной бархатной шляпе с белым пером. И,(4) наконец,(5) сидящий на снегу,(6) с простреленным животом,(7) он долго целится в Дантеса,(8)так долго,(9) что тот больше не может терпеть и медленно прикрывается пистолетом.
6. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.
Пытаюсь следить за ним глазами,(1) но он от меня постоянно убегает,(2) чтобы вновь появиться. Вот он: рука заложена за полу редингота, (3)рядом со своей женой(4), красивой женщиной выше его ростом,(5) в черной бархатной шляпе с белым пером. И,(6) наконец,(7) сидящий на снегу,(8) с простреленным животом,(9) он долго целится в Дантеса,(10) так долго,(11) что тот больше не может терпеть и медленно прикрывается пистолетом.
7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
Одно другим сменяются видения: вот он на набережной Невы,(1) мечтатель,(2) облокотившийся о гранитный парапет,(3) искрящийся при луне и инее; в театре,(4) с моноклем(5), в розоватом свете,(6) под звуки скрипок расталкивающий с модной заносчивостью соседа,(7) чтобы занять свое место; потом в деревенской усадьбе,(8) сосланный из столицы за несколько вольнолюбивых строк,(9) в ночной рубашке(10), взъерошенный.(11) марающий стихи на серой бумаге (в которую оборачивали свечи),(12) жующий яблоко.
8. Замените словосочетание В БАРХАТНОЙ ШЛЯПЕ из предложения 5, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
9. Выпишите грамматическую основу предложения 2.
10. Среди предложений 2 – 4 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
11. Найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
12. Укажите количество грамматических основ в предложении 3.
13. Найдите предложение с бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.
14. Найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных главному. Напишите номер этого предложения.
ОТВЕТЫ
ВАРИАНТ 1
- ПРОШЛО, ПРИУДАРИВШИМ, ПОДВИЖНЫЙ, ИЗЯЩЕСТВО.
- ПРИВОЛОКНУВШИМСЯ, ПОХОРОННЫМ, ОТВОРОТОМ.
- ПРИВОЛОКНУВШИМСЯ, ПРЕКРАСНЫЕ, ОПРЕДЕЛЕННАЯ.
- РУССКОГО, АНГЛИЙСКИЙ.
- 3,8,9.
- 6.
- 1,7,10.
- В КОСТЮМЕ МУЖЧИНЫ.
- ОН ЛЮБИЛ НАРЯЖАТЬСЯ.
- 4,5,7.
- 1,4.
- 4.
- 3.
- 1.
ВАРИАНТ 2
- КАРТИНЫ, ДРЕВНЕГО, СТАРАЮСЬ (ПРОБУЮ).
- ЛАВКЕ, НОЖКУ, ВНОВЬ.
- РАСТАЛКИВАЮЩИЙ, ВОЗЛЮБЛЕННОЙ.
- ЧУГУННУЮ.
- 2.
- 1.
- 7.
- В ШЛЯПЕ ИЗ БАРХАТА.
- Я ВИЖУ.
- 3.
- 6.
- 5.
- 1,5.
- 3.
Комплексный анализ текста. Подготовка к ОГЭ
ВАРИАНТ 1
(1)Жалко, что Иисус Христос не читал латинских поэтов. (2)Теоретически, он мог бы знать их язык, поскольку жил на территории Римской империи. (3)Так что возможность у него была. (4)С другой стороны, Понтий Пилат тоже был не большой любитель поэзии. (5)Если бы он читал стихи и прочёл бы, в частности, вергилиевы эклоги*, которые вышли на добрых семьдесят лет раньше событий в Иерусалиме, он наверняка внимательней отнёсся бы к сказанному Иисусом. (6)Пилат мог бы признать в приведённом к нему человека, чьё явление было предсказано, как полагают некоторые учёные, в четвёртой эклоге вергилиевых “Буколик”. (7)В любом случае, если бы он знал это стихотворение, то мог бы усомниться настолько, чтобы спасти человека. (8)С другой стороны, Иисус, знай он это стихотворение, мог бы добиться для себя лучшей участи. (9)Но так уж повелось, что те, кому следует читать, не читают, тогда как те, кто читает, ничего не значат. (10)Ни Иисус, ни Пилат не знали четвёртой эклоги, и это отчасти объясняет наше нынешнее безотрадное положение.
(Иосиф Бродский «Вергилий». Пер с англ. Е.Касаткиной)
*Эклога - стихотворение, в котором изображалась сцена из пастушечьей жизни (обычно любовная).
ЗАДАНИЕ
1. Замените слова ПРЕДСКАЗАНО И ПОЛАГАЮТ из предложения 6 синонимами.
2. Из предложений 5–7 выпишите слова с чередующейся гласной в корне.
3. Из предложений 5–6 выпишите слова с неизменяемыми на письме приставками.
4. Из предложений 4–7 выпишите слово с НН в суффиксе страдательного причастия прошедшего времени, образованного от бесприставочного глагола совершенного вида.
5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.
Пилат мог бы признать в приведённом к нему человека,(1) чьё явление было предсказано,(2) как полагают некоторые учёные,(3) в четвёртой эклоге вергилиевых “Буколик”. В любом случае,(4) если бы он знал это стихотворение,(5) то мог бы усомниться настолько,(6) чтобы спасти человека. С другой стороны,(7) Иисус,(8) знай он это стихотворение,(9) мог бы добиться для себя лучшей участи.
6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.
Но так уж повелось,(1) что те,(2) кому следует читать,(3) не читают,(4) тогда как те,(5) кто читает,(6) ничего не значат. Ни Иисус,(7) ни Пилат не знали четвёртой эклоги,(8) и это отчасти объясняет наше нынешнее безотрадное положение.
7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчинённого предложения.
Если бы он читал стихи и прочёл бы,(1) в частности,(2) вергилиевы эклоги,(3) которые вышли на добрых семьдесят лет раньше событий в Иерусалиме,(4) он наверняка внимательней отнёсся бы к сказанному Иисусом. Пилат мог бы признать в приведённом к нему человека,(5) чьё явление было предсказано,(6) как полагают некоторые учёные,(7) в четвёртой эклоге вергилиевых “Буколик”.
8. Замените словосочетание ВЕРГИЛИЕВЫ ЭКЛОГИ (предложение 5), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
9. Выпишите грамматическую основу предложения 4.
10. Найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
11. В предложенном тексте найдите предложение с вводными словами. Напишите номера этих предложений.
12. Укажите количество грамматических основ в предложении 6.
13. Найдите в тексте простые предложения. Напишите их номера.
14. Найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных главному. Напишите номер этого предложения.
ВАРИАНТ 2
(1)Над Библией потрудилось много народу, Вергилий один написал “Буколики”, “Георгики” и “Энеиду”. (2)Его попытка объяснить мир была столь доскональна, что вынудила его спуститься в преисподнюю. (3)Описания её странно убедительны, поскольку они не привязаны ни к какой схоластической* доктрине. (4)Конечно, предсказание, которое делает отец Энея Анхиз, липовое: оно не простирается дальше жизненных рамок самого поэта. (5)Вергилий просто перепевает известное прошлое в хвалебном ключе. (6)И всё же гордость за будущее Рима, которая звучит в голосе этого старца, не просто гордость поэта свершениями Рима. (7)В этих словах чувствуется надежда язычника, которая, надо признать, гораздо менее эгоцентрична и более осязаема, нежели упования христианина. (8)Ну, это всё минувшие дела, кроме чувства. (9)Чувства остаются, и именно они делают древних авторов узнаваемыми. (10)Подобно любому человеческому существу, поэту приходится задумываться над тремя вопросами: как, для чего и во имя чего жить. (11)“Буколики”, “Георгики” и “Энеида” дают ответ на все три, и эти ответы одинаково пригодны как для императора, так и для его подданных, как для античности, так и для наших дней. (12)Современный читатель может использовать Вергилия так же, как Данте в своём прохождении через Ад и Чистилище: в качестве проводника.
(Иосиф Бродский «Вергилий». Пер с англ. Е.Касаткиной)
*Схола́стика — систематическая средневековая философия, представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.
ЗАДАНИЕ
1. Замените слова ПОТРУДИЛОСЬ И ЛИПОВОЕ из предложений 1 и 4 противоположными по стилистической окраске синонимами.
2. Из предложений 5–7 выпишите слова с непроизносимой согласной в корне.
3. Из предложений 1 – 5 выпишите слова с приставками, написание которых определяется их значением.
4. Из предложений 5 – 9 выпишите слова с безударными гласными в суффиксе, написание которых определяется спряжением глагола, от которого это слово образовано.
5.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.
Конечно,(1) предсказание,(2) которое делает отец Энея Анхиз,(3) липовое: оно не простирается дальше жизненных рамок самого поэта. Вергилий просто перепевает известное прошлое в хвалебном ключе. И всё же гордость за будущее Рима,(4) которая звучит в голосе этого старца,(5) не просто гордость поэта свершениями Рима. В этих словах чувствуется надежда язычника,(6) которая,(7) надо признать,(8) гораздо менее эгоцентрична и более осязаема,(9) нежели упования христианина.
6.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.
Подобно любому человеческому существу,(1) поэту приходится задумываться над тремя вопросами: как,(2) для чего и во имя чего жить. “Буколики”,(3) “Георгики” и “Энеида” дают ответ на все три,(4) и эти ответы одинаково пригодны как для императора,(5) так и для его подданных,(6) как для античности,(7) так и для наших дней. Современный читатель может использовать Вергилия так же,(8) как Данте в своём прохождении через Ад и Чистилище: в качестве проводника.
7.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчинённого предложения.
Вергилий просто перепевает известное прошлое в хвалебном ключе. И всё же гордость за будущее Рима,(1) которая звучит в голосе этого старца,(2) не просто гордость поэта свершениями Рима. В этих словах чувствуется надежда язычника,(3) которая,(4) надо признать,(5) гораздо менее эгоцентрична и более осязаема,(5) нежели упования христианина.
8. Замените словосочетание ЖИЗНЕННЫХ РАМОК (предложение 4), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
9. Выпишите грамматическую основу предложения 10.
10. Найдите предложение с двумя рядами однородных членов. Напишите номер этого предложения.
11. В предложенном тексте найдите предложение с обособленным дополнением .Напишите номер этого предложения.
12. Укажите количество грамматических основ в предложении 3.
13. Найдите в тексте бессоюзное предложение. Напишите его номер.
14. Найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.
ОТВЕТЫ
ВАРИАНТ 1
- ПРЕДРЕЧЕНО, СЧИТАЮТ.
- ВНИМАТЕЛЬНЕЙ, ПОЛАГАЮТ.
- ПРОЧЕЛ, НАВЕРНЯКА, ПРЕДСКАЗАНО.
- СКАЗАННОМУ.
- 2,3,7.
- 8.
- 3,4,5.
- ЭКЛОГИ ВЕРГИЛИЯ.
- ПОНТИЙ ПИЛАТ БЫЛ НЕ ЛЮБИТЕЛЬ
- 5, 10.
- 2,4,6,8.
- 2.
- 3,4.
- 7.
ВАРИАНТ 2
- ПОПОТЕЛО. ФАЛЬШИВОЕ (ФИКТИВНОЕ).
- ИЗВЕСТНОЕ, ЧУВСТВУЕТСЯ.
- ПРЕИСПОДНЮЮ, ПРИВЯЗАНО.
- ОСЯЗАЕМА, УЗНАВАЕМЫМИ.
- 1,7,8.
- 4.
- 1,3.
- РАМОК ЖИЗНИ.
- ПРИХОДИТСЯ ЗАДУМЫВАТЬСЯ.
- 11.
- 8.
- 2.
- 1.
- 4.
Комплексный анализ текста. Подготовка к ОГЭ
ВАРИАНТ 1
«(1)Когда современность познает иную, минувшую эпоху, она должна остерегаться проецировать на исторический материал себя самое, чтобы не превратить в собственном доме окна в зеркала, возвращающие ей снова ее собственный, уже знакомый облик. (2)Долг филологии состоит в конечном счете в том, чтобы помочь современности познать себя и оказаться на уровне своих собственных задач, но с самопознанием дело обстоит не так просто даже в жизни отдельного человека. (3)Каждый из нас не сможет найти себя, если он будет искать себя и только себя в каждом из своих собеседников и сотоварищей по жизни, если он превратит свое бытие в монолог. (4)Для того, чтобы найти себя в нравственном смысле этого слова, нужно преодолеть себя. (5)Чтобы найти себя в интеллектуальном смысле слова, то есть познать себя, нужно суметь забыть себя и в самом глубоком, самом серьезном смысле «присматриваться» и «прислушиваться» к другим, отрешаясь от всех готовых представлений о каждом из них и проявляя честную волю к непредвзятому пониманию. (6)Иного пути к себе нет».
(С.Аверинцев «Похвальное слово филологии»)
ЗАДАНИЕ
1. Замените слова БЫТИЕ из предложения 3 и ОТРЕШАЯСЬ из предложения 5 стилистически нейтральными синонимами.
2. Выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.
3. Выпишите слова с приставками, написание которых определяется их смыслом.
4. Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется тем, что этот суффикс в 1-м лице единственного числа настоящего или простого будущего времени чередуется с у(ю)/-ю(ю).
5. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обособленном определении.
Когда современность познает иную,(1) минувшую эпоху,(2) она должна остерегаться проецировать на исторический материал себя самое,(3) чтобы не превратить в собственном доме окна в зеркала,(4) возвращающие ей снова ее собственный,(5) уже знакомый облик.
6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.
Долг филологии состоит в конечном счете в том,(1) чтобы помочь современности познать себя и оказаться на уровне своих собственных задач,(2) но с самопознанием дело обстоит не так просто даже в жизни отдельного человека.
7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
Чтобы найти себя в интеллектуальном смысле слова,(1) то есть познать себя,(2) нужно суметь забыть себя и в самом глубоком(3), самом серьезном смысле «присматриваться» и «прислушиваться» к другим,(4) отрешаясь от всех готовых представлений о каждом из них и проявляя честную волю к непредвзятому пониманию.
8. Замените словосочетание ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ из предложения 1 построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
9. Выпишите грамматические основы предложений 4 и 6.
10. Найдите предложение с однородными определениями. Напишите номер этого предложения.
11. Найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
12. Укажите количество грамматических основ в предложении 1.
13. Найдите предложение с параллельным подчинением придаточных главному. Напишите номер этого предложения.
14. Найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
ВАРИАНТ 2
«(1)Не всякая любовь годится как эмоциональная основа для филологической работы. (2)Каждый из нас знает, что и в жизни не всякое сильное и искреннее чувство может стать основой для подлинного взаимопонимания в браке или в дружбе. (3)Годится только такая любовь, которая включает в себя постоянную, неутомимую волю к пониманию, подтверждающую себя в каждой из возможных конкретных ситуаций. (4)Любовь как ответственная воля к пониманию чужого — это и есть та любовь, которой требует этика филологии. <…> (4)При подходе к культурам прошедшего мы должны бояться соблазна ложной понятности. (5)Чтобы по-настоящему ощутить предмет, надо на него натолкнуться и ощутить его сопротивление. (6)Когда процесс понимания идет слишком беспрепятственно, как лошадь, которая порвала соединявшие ее с телегой постромки, есть все основания не доверять такому пониманию. (7)Всякий из нас по жизненному опыту знает, что человек, слишком легко готовый «вчувствоваться» в наше существование, — плохой собеседник. (8)Тем более опасно это для науки. (9)Как часто мы встречаем «интерпретаторов», которые умеют слушать только самих себя, для которых их «концепции» важнее того, что они интерпретируют!»
(С.Аверинцев «Похвальное слово филологии»)
ЗАДАНИЕ
1. Замените слова ПОДЛИННОЕ из предложения 2 и СОБЛАЗН из предложения 4 синонимами.
2. Выпишите слова с сомнительной согласной в корне.
3. Выпишите слова с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит уподобление парного по глухости/звонкости согласного последующему звуку (оглушение).
4. Выпишите прилагательные, в которых правописание суффикса определяется правилом: «В отымённых прилагательных, образованных при помощи суффиксов -онн-; -ённ-; -енн-, в суффиксах пишется НН».
5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите все цифры, обозначающие запятые при однородных членах.
Годится только такая любовь,(1) которая включает в себя постоянную(2), неутомимую волю к пониманию,(3) подтверждающую себя в каждой из возможных конкретных ситуаций.
6. Выпишите номера простых предложений.
7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
Годится только такая любовь,(1) которая включает в себя постоянную,(2) неутомимую волю к пониманию,(3) подтверждающую себя в каждой из возможных конкретных ситуаций
8. Замените словосочетание ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ из предложения 1 построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
9. Выпишите грамматические основы предложений 4 и 8.
10. Найдите предложение с однородными сказуемыми. Напишите номер этого предложения.
11. Найдите предложения с обособленными определениями. Напишите номера этих предложений.
12. Укажите количество грамматических основ в предложении 9.
13. Найдите предложение с последовательным подчинением придаточных главному. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 2—6 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
ОТВЕТЫ
ВАРИАНТ 1
- ЖИЗНЬ и ОТКАЗЫВАЯСЬ
- НА УРОВНЕ И ПОНИМАНИЮ
- ПРЕВРАТИТЬ, ПРЕОДОЛЕТЬ, ПРИСМАТРИВАТЬСЯ, ПРИСЛУШИВАТЬСЯ
- ПРОЕЦИРОВАТЬ
- 4
- 2
- 2
- НА МАТЕРИАЛ ИСТОРИИ
- НАЙТИ, НУЖНО ПРЕОДОЛЕТЬ и НЕТ
- 1 и 5
- 5
- 3
- 1
- 3
ВАРИАНТ 2
- ИСТИННОГО и ИСКУШЕНИЕ
- ЛЮБОВЬ, ПРОШЕДШЕГО,ЛОШАДЬ, ЛЕГКО
- ВКЛЮЧАЕТ, ПОДТВЕРЖДАЮЩУЮ, ПРИ ПОДХОДЕ, ВЧУВСТВОВАТЬСЯ
- ИСКРЕННЕЕ, ОТВЕТСТВЕННАЯ, ЖИЗНЕННОМУ
- 2
- 1, 4 8
- 1
- РАБОТЫ ФИЛОЛОГА
- МЫ ДОЛЖНЫ БОЯТЬСЯ и ЭТО ОПАСНО
- 5
- 3 и 7
- 4
- 6
- 9
Комплексный анализ текста. Подготовка к ОГЭ
ВАРИАНТ 1
«(1)У Вергилия абсолютно нет ничего душевно незрелого, того, что называется инфантильным и что как раз дисквалифицировало бы его для функции воспитателя. (2)Ниже о нем пойдет речь как об одном из самых «взрослых» поэтов, поэте жизненной зрелости, жизненного опыта, непрерывно отвечающем на вопрос - как принять горькие уроки этого опыта и все же сохранить надежду. (3)Но он любил, так, как умеют любить только очень зрелые люди, чистоту юноши, мечтающего о героической дружбе и героической смерти. (4)Таких юношей, каковы его Нис и Эвриал или Паллант, не было ни у одного поэта до него. (5)Эпос, лирика, даже трагедия классической Греции знали пластический облик юности, но не ее неповторимую душевную атмосферу, ее красоту, но не ее поэзию. <…> (6)Из всех фигур позднейшей римской истории, возникающих как пророчество и предчувствие перед взором Энея, никто, даже сам Август, не удостоен таких прочувствованных слов, такого апофеоза, как Марцелл, племянник Августа, предназначенный им в наследники, но умерший в двадцатилетнем возрасте. <…>(7) Античный источник говорит, что Октавия, мать Марцелла, лишилась чувств, когда Вергилий читал в ее присутствии печальные строки, и чувствительность этого рассказа хорошо подходит к атмосфере «Энеиды» в целом, где так часто слышен плач о великой надежде, погребаемой вместе с безвременно погибшим юношей. <…> (8)Если же юноша не гибнет, но остается жить, неся в себе будущее, его юность, во всяком случае, не менее значительна. (9)Вот отрок Асканий делает свой первый в жизни боевой выстрел; это очень торжественный момент, одна из вех всей поэмы. (10)В речи Аполлона, подбадривающего мальчика, звучат слова, выразившие на века вперед патетику юношеских мечтаний и благородно-честолюбивых замыслов: «Sic itur ad astra» («Так восходят к звездам»)».
(С.С.Аверинцев. Две тысячи лет с Вергилием)
ЗАДАНИЕ
1. Замените слово ПРОРОЧЕСТВО из предложения 6, слово ПЛАЧ из предложения 7 и слово ПАТЕТИКУ из предложения 10 синонимами.
2. Из предложений 1—6 выпишите слова с непроизносимой согласной в корне.
3. Из текста выпишите слова, правописание приставки в которых определяется правилом: «В приставках на -3 и -С перед звонкими согласными пишется 3, а перед глухими согласными — С».
4. Из предложений 7-10 выпишите слово, в котором правописание одного из суффиксов определяется правилом: «В отглагольных прилагательных, причастиях, а также в образованных от них наречиях сохраняется суффикс основы неопределённой формы исходного глагола».
5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном приложении.
Античный источник говорит,(1) что Октавия,(2) мать Марцелла,(3) лишилась чувств,(4) когда Вергилий читал в ее присутствии печальные строки,(5) и чувствительность этого рассказа хорошо подходит к атмосфере «Энеиды» в целом,(6) где так часто слышен плач о великой надежде,(7) погребаемой вместе с безвременно погибшим юношей.
6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.
Античный источник говорит,(1) что Октавия,(2) мать Марцелла,(3) лишилась чувств,(4) когда Вергилий читал в ее присутствии печальные строки,(5) и чувствительность этого рассказа хорошо подходит к атмосфере «Энеиды» в целом,(6) где так часто слышен плач о великой надежде,(7) погребаемой вместе с безвременно погибшим юношей.
7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчинённого предложения.
У Вергилия абсолютно нет ничего душевно незрелого,(1) того,(2) что называется инфантильным и что как раз дисквалифицировало бы его для функции воспитателя. Ниже о нем пойдет речь как об одном из самых «взрослых» поэтов,(3) поэте жизненной зрелости,(4) жизненного опыта,(5) непрерывно отвечающем на вопрос - как принять горькие уроки этого опыта и все же сохранить надежду. Но он любил,(6) так,(7) как умеют любить только очень зрелые люди,(8) чистоту юноши,(9) мечтающего о героической дружбе и героической смерти.
8. Замените словосочетание ФУНКЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ (предложение 1), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
9. Выпишите грамматическую основу предложения 4.
10. Найдите предложения с однородными подлежащими. Напишите номера этих предложений.
11. Среди предложений 7—10 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
12. Укажите количество грамматических основ в предложении 6.
13. Найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите его номер.
14. Найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
ВАРИАНТ 2
«(1)Он весь без остатка в своем сыновнем долге и отцовском долге, и это не две разновидности долга, но единый долг. (2)Таким Эней раз и навсегда врезан в сердца всех своих читателей: с престарелым отцом на плечах и с ручонкой сына в своей руке. (3)Герой Вергилия знает: стоит думать только о будущем, но о нем не стоило бы думать, оно не заслуживало бы ничьих жертв, если бы не было всего, что «отцовское» и «отеческое», - заповеданного наследия чести и благоговения. <…> (4)Можно и часто необходимо во имя долга отказаться от счастья: так поступает Эней в IV книге, по приказанию богов покидая любимую женщину и приятные стены Карфагена. (5)От чего нельзя отказаться, так это от надежды. <…> (6)Эней покинул Дидону по прямому приказу богов, во имя долга перед будущим, причиняя своему сердцу жестокое насилие, но, когда он встречает тень Дидоны в мире теней, уверенность в своей правоте, точное знание о своей правоте ничуть не защищают его от чувств боли и стыда. (7)Ни долг, ни собственное страдание не дают ему алиби, он виноват, ему некуда деваться. (8)«Дело не в том, - говорил об этом месте Т. С. Элиот, - что не прощает Дидона; важнее, что сам Эней не прощает себя, хотя отлично знает, что все содеянное им - в послушании року». (9)Элиот был прав, это действительно очень важно. (10)В стихах Ахматовой, отождествлявшей себя с Дидоной, стилизовавшей собственные переживания в формах этого образа, есть поэтическая укоризна Энею:
И забыл ты в ужасе и муке
Сквозь огонь протянутые руки
И надежды окаянной весть…
(11)Но настоящий Эней, Эней Вергилия, не забыл ничего. (12)Он вправду не прощает себя, и это непрощение - очень тонкая, едва уловимая для невнимательного взгляда, но очень твердая грань между поэзией Вергилия, какова она на самом деле, и тем беспроблемным возвеличиванием власти, силы и успеха или хотя бы «исторической необходимости», какое из нее вычитывали».
(С.С.Аверинцев. Две тысячи лет с Вергилием)
ЗАДАНИЕ
1. Замените слово БЛАГОГОВЕНИЕ из предложения 3, слово ПРИКАЗ из предложения 6 и слово АЛИБИ из предложения 7 синонимами.
2. Из текста выпишите слова с непроизносимой согласной в корне.
3. Из предложений 2—7 выпишите слова, в которых правописание приставки определяется ее значением.
4. Из предложений 1-7 выпишите слова, в которых правописание одного из суффиксов определяется правилом: «В отглагольных прилагательных, причастиях, а также в образованных от них наречиях сохраняется суффикс основы неопределённой формы исходного глагола».
5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.
Герой Вергилия знает: стоит думать только о будущем,(1) но о нем не стоило бы думать,(2) оно не заслуживало бы ничьих жертв,(3) если бы не было всего,(4) что «отцовское» и «отеческое»,(5) - заповеданного наследия чести и благоговения. Можно и часто необходимо во имя долга отказаться от счастья: так поступает Эней в IV книге,(6) по приказанию богов покидая любимую женщину и приятные стены Карфагена. От чего нельзя отказаться,(7) так это от надежды. Эней покинул Дидону по прямому приказу богов,(8) во имя долга перед будущим,(9) причиняя своему сердцу жестокое насилие,(10) но когда он встречает тень Дидоны в мире теней,(11) уверенность в своей правоте,(12) точное знание о своей правоте ничуть не защищают его от чувств боли и стыда. Ни долг,(13) ни собственное страдание не дают ему алиби,(14) он виноват,(15) ему некуда деваться.
6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.
Он весь без остатка в своем сыновнем долге и отцовском долге,(1) и это не две разновидности долга,(2) но единый долг. Таким Эней раз и навсегда врезан в сердца всех своих читателей: с престарелым отцом на плечах и с ручонкой сына в своей руке. Герой Вергилия знает: стоит думать только о будущем,(3) но о нем не стоило бы думать,(4) оно не заслуживало бы ничьих жертв,(5) если бы не было всего,(6) что «отцовское» и «отеческое»,(7) - заповеданного наследия чести и благоговения.
7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчинённого предложения.
В стихах Ахматовой,(1) отождествлявшей себя с Дидоной,(2) стилизовавшей собственные переживания в формах этого образа,(3) есть поэтическая укоризна Энею:
И забыл ты в ужасе и муке
Сквозь огонь протянутые руки
И надежды окаянной весть...
Но настоящий Эней,(4) Эней Вергилия,(5) не забыл ничего. Он вправду не прощает себя,(6) и это непрощение - очень тонкая,(7) едва уловимая для невнимательного взгляда,(8) но очень твердая грань между поэзией Вергилия,(9) какова она на самом деле,(10) и тем беспроблемным возвеличиванием власти,(11) силы и успеха или хотя бы «исторической необходимости»,(12) какое из нее вычитывали».
8. Замените словосочетание С РУЧОНКОЙ СЫНА (предложение 2), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
9. Выпишите грамматическую основу предложения 5.
10. Среди предложений 7-11 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
11. Среди предложений 6-12 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
12. Укажите количество грамматических основ в предложении 12.
13. Найдите бессоюзные сложные предложения. Напишите их номера.
14. Найдите сложноподчинённое предложение со всеми видами связи: бессоюзной, сочинительной и подчинительной. Напишите номер этого предложения.
ОТВЕТЫ
ВАРИАНТ 1
- ПРЕДСКАЗАНИЕ, СКОРБЬ, ПАФОС.
- ПОЗДНЕЙШЕЙ, ПРЕДЧУВСТВИЕ, ПРОЧУВСТВОВАННЫХ.
- ВОСПИТАТЕЛЯ, ВЗРОСЛЫХ, ВОЗНИКАЮЩИХ, БЕЗВРЕМЕННО, РАССКАЗА, ВОЗРАСТЕ, ВЗОР, ИСТОЧНИК, ВОСХОДИТ
- ВЫРАЗИВШИЕ.
- 2, 3.
- 5.
- 2, 7, 8.
- ВОСПИТАТЕЛЬСКОЙ ФУНКЦИИ.
- НЕ БЫЛО.
- 4,5.
- 8.
- 1.
- 9.
- 1.
ВАРИАНТ 2
- ПОЧИТАНИЕ, ВЕЛЕНИЕ, ПОВЕЛЕНИЕ, ОПРАВДАНИЕ.
- СЕРДЦА, ЧУВСТВ.
- ПРЕСТАРЕЛЫМ, ПРИКАЗАНИЮ, ПРИКАЗ, ПРИЧИНЯЯ.
- ВРЕЗАН, ЗАПОВЕДАННОГО.
- 6,9.
- 1,3.
- 9,10,12.
- С СЫНОВЬЕЙ РУЧОНКОЙ.
- НЕЛЬЗЯ ОТКАЗАТЬСЯ.
- 7, 10.
- 11.
- 4
- 4,7,9.
- 3.
Комплексный анализ текста. Подготовка к ОГЭ
ВАРИАНТ 1
(1)Апостол Павел в одном из Посланий говорит, что мы должны дорожить временем, потому что дни лукавы. (2)И действительно, разве не обманывает нас время? (3)Разве не проводим мы дни своей жизни так, будто наскоро, небрежно пишем черновик жизни, который когда-то перепишем начисто; будто мы только собираемся строить, только копим все то, что позднее составит красоту, гармонию и смысл? (4)Мы живем так из года в год, не делая в полноте, до конца, в совершенстве то, что могли бы сделать, потому что "еще есть время": это мы докончим позднее; это можно сделать потом; когда-нибудь мы напишем чистовик. (5)Годы проходят, мы ничего не делаем. (6)Не только потому, что приходит смерть и пожинает нас, но и потому, что на каждом этапе жизни мы становимся неспособными к тому, что могли сделать прежде. (7)В зрелые годы мы не можем осуществить прекрасную и полную содержания юность, и в старости мы не можем явить Богу и миру то, чем мы могли быть в годы зрелости. (8)Есть время для всякой вещи, но когда время ушло, какие-то вещи уже осуществить невозможно.
(9)Я не раз цитировал слова Виктора Гюго, который говорит, что есть огонь в глазах юноши и должен быть свет в глазах старика. (10)Яркое горение затухает, наступает время светить, но когда настало время быть светом, уже невозможно сделать то, что могло быть сделано в дни горения. (11)Дни лукавы, время обманчиво. (12)И когда говорится, что мы должны помнить смерть, это говорится не для того, чтобы мы боялись жизни; это говорится для того, чтобы мы жили со всей напряженностью, какая могла бы у нас быть, если бы мы сознавали, что каждый миг - единственный для нас, и каждый момент, каждый миг нашей жизни должен быть совершенным, должен быть не спадом, а вершиной волны, не поражением, а победой.
(Антоний, митр. Сурожский. Память смертная)
ЗАДАНИЕ
1. Замените синонимами слова ЛУКАВЫ, НАЧИСТО И ПРЕЖДЕ из предложений 1, 3 и 6.
2. Из текста выпишите слова с чередующейся гласной в корне, написание которой определяется наличием суффикса А.
3. Из текста выпишите слова с приставками, написание которых определяется их значением.
4. В предложениях 1-4 найдите слова, в которых правописание суффикса определяется тем, что этот суффикс в 1-м лице единственного числа настоящего или простого будущего времени не чередуется с у(ю)/-ю(ю).
5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах.
И действительно,(1) разве не обманывает нас время? Разве не проводим мы дни своей жизни так,(2) будто наскоро,(3) небрежно пишем черновик жизни,(4) который когда-то перепишем начисто; будто мы только собираемся строить,(5) только копим все то,(6) что позднее составит красоту,(7) гармонию и смысл?
6. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.
Я не раз цитировал слова Виктора Гюго,(1) который говорит,(2) что есть огонь в глазах юноши и должен быть свет в глазах старика. Яркое горение затухает,(3) наступает время светить,(4) но,(5) когда настало время быть светом,(6) уже невозможно сделать то,(7) что могло быть сделано в дни горения.
7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчинённого предложения.
Мы живем так из года в год,(1) не делая в полноте,(2) до конца,(3) в совершенстве то,(4) что могли бы сделать,(5) потому что "еще есть время": это мы докончим позднее,(6) это можно сделать потом,(7) когда-нибудь мы напишем чистовик.
8. Замените словосочетание В ГЛАЗАХ СТАРИКА (предложение 9), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
9. Выпишите главную основу предложения 1.
10. Найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
11. В предложенном тексте найдите предложение с вводными словами. Напишите номер этого предложения.
12. Укажите количество грамматических основ в предложении 12.
13. Найдите в тексте бессоюзные предложения. Напишите их номера.
14. Среди предложений 9–12 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
ОТВЕТЫ
ВАРИАНТ 1
- КОВАРНЫ, ОБМАНЧИВЫ. НАБЕЛО. РАНЬШЕ.
- СОБИРАЕМСЯ, ПОЖИНАЕТ
- ПРИХОДИТ, ПРЕКРАСНУЮ.
- ОБМАНЫВАЕТ.
- 3,5,7
- 4
- 4.5
- В СТАРИКОВСКИХ ГЛАЗАХ
- АПОСТОЛ ГОВОРИТ
- 4.
- 2.
- 10
- 5,11
- 9