Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.
Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Комплекс мер, способствующих развития движений и ручной умелости в домашних условиях:
- запускать пальцами мелкие волчки,
- разминать пальцами пластилин, глину,
- катать по очереди каждым пальцем, между ладошками, сжимать-разжимать камешки, мелкие бусинки, «колючие» шарики, грецкие орехи, су-джок,
- сжимать и разжимать кулачки «кулачок проснулся и снова заснул»,
- пальчики гуляют по столу или ходят в гости, потом бегают или играют на «пианино»,
- пальчики барабанят по столу,
- кистями рук делать «фонарики»,
- нанизывать крупные пуговицы или бусинки на ниточку,
- выкладывать из пуговиц, семечек, косточек абрикоса и т.д. разные буквы, цифры и предметы,
- завязывать узелки на верёвочке, шнуровка,
- игры с конструктором, мозаикой, кубиками, пазлами,
- складывание пирамидок, матрёшек,
- игры с песком, водой, мять руками поролоновые шарики, губку,
- резать ножницами, например: можно вырезать большие буквы в газетах,
- рисовать, раскрашивать, штриховать различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т.д.).
В домашних условиях можно использовать пальчиковые игры.
Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
«Пальчики гуляют»
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять –
В домик спрятались опять.
(поочерёдное сгибание пальчиков из кулачков, начиная с большего пальца)

«Капуста»
Мы капусту рубим-рубим,
Мы купусту солим-солим,
Мы капусту трём-трём,
Мы капусту жмём-жмём.
(имитация движений к каждой строчке, сначала боком, пальчиками показываем будто «солим», «трём на тёрке», «жмём капустку»)

Кроме пальчиковой гимнастики, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.
Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.
