Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии

Разделы: Химия

Классы: 8, 9, 10, 11


Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии была, есть и остается одним из ключевых моментов в преподавании химии.

Новые знания лучше воспринимаются тогда, когда учащиеся хорошо понимают стоящие перед ними задачи и проявляют интерес к предстоящей работе. Постановка целей и задач всегда учитывает потребность учащихся к проявлению самостоятельности, стремление к самоутверждению, жажде познания нового. И если на уроке есть условия для удовлетворения таких потребностей, то учащиеся с интересом включаются в работу.

Опыт работы показывает, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного процесса только к содержательной стороне материала приводит лишь сиюминутной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызывает в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться полностью познавательным.

Мозг школьника устроен так, что знания довольно редко проникают в его глубину, чаще они остаются на поверхности и поэтому непрочны. Мощным «детонатором», который помогает им проникнуть внутрь, а там «взорваться» является интерес. Поэтому так важно искать средства, которые бы вовлекли ученика в работу.

Развитие познавательного процесса – сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности школьника. В педагогике и психологии разработаны общие подходы к формированию познавательного интереса у учащихся. Установлено, что интерес проявляется как к содержанию учебного материала, так и к организации познавательной деятельности. Как утверждают психологи, активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса.

Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:

  1. Привлечение учащихся к целям и задачам урока.
  2. Возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала
  3. Включение учащихся в интересную для них форму работы.

Осознанная работа начинается с понимания и принятия учащимися учебных задач, которые логически оправдано, выдвигаются перед ними. Для этого применяется ряд способов. Чаще всего создается такая ситуация при повторении изученного ранее, когда учащиеся сами формируют цель предстоящей работы.

Желание любого учителя – привить любовь и интерес к своему предмету. Однако школьная программа по химии в значительной мере способствует запоминанию и не всегда развивает творческую мыслительную деятельность школьника.

Каким бы хорошим знанием предмета, высокой эрудицией не обладал учитель, традиционный урок мало способствует эмоциональному настроению учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала, активизации их мыслительной деятельности, развитию потенциальных умственных способностей. Снятию усталости, лучшему усвоению учебного материала, развитию научного интереса способствуют активные игровые формы, средства и методы обучения.

В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается что-нибудь «открыть». Поэтому на своих уроках часто приходиться проводить фронтальные опыты. Например, учащиеся 8-х классов по теме «Химические свойства кислорода» экспериментально выясняют условия лучшего горения простых и сложных веществ. Такие наблюдения убеждают ученика в том, что каждый может «сделать» открытие, толчок которому дает опыт.

Возможно проведение с учениками уроков-исследований, где предметом ученического исследования является «переоткрытие» уже открытого в науке. Вместе с тем для ученика выполнение исследовательского задания является познанием еще не познанного.

Ученики во время урока сами накапливают факты, выдвигают гипотезу, ставят эксперимент, создают теорию. Задания такого характера вызывают у учащихся усиленный интерес, что приводит к глубокому и прочному усвоению знаний, учит самостоятельно мыслить и урок становится тогда не «обязаловкой», а методом исследования.

Одним из путей развития познавательного процесса может служить использование на обобщающем уроке различных видов кроссвордов, ребусов, чайнвордов, логиконов. Такие задания способствуют усвоению определенных химических величин, понятий, законов, запоминанию имен ученых, названий и назначений приборов.

Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках, развития познавательного процесса возможно и приведение уроков-соревнований. Такие уроки, бесспорно, способствуют повышению успеваемости, т.к. не желая отставать от товарищей и подвести коллектив, ученики начинают больше готовиться к урокам, больше читать по предмету, тренироваться решать задачи. В целом, такие уроки разнообразят процесс обучения химии.

При объяснении нового материала и закреплении можно использовать художественную литературу как метод развития познавательного интереса.

В химии много уроков, связанных с решением задач. Ребятам можно предложить не только решать задачи по алгоритму, но и самим составить алгоритм, что значительно повысит их интерес к решению задач.

Работа в старших классах не может обходиться без внимания к лекционно-семинарской зачетной системе. Научить школьников всему, что может понадобиться в жизни, нельзя, следовательно. Можно и нужно научить самостоятельно добывать знания, уметь их применять, в практике, работать с литературой и другими источниками. Поэтому, читая лекцию, можно оставлять в них «белые пятна», которые ученики должны дома заполнить. Выполняя задания, они должны обратиться к учебнику, дополнительной литературе, все это позволяет значительно повысить их интерес к предмету.

При подготовке к уроку лекции учитель, может поставить своей задачей не только передачу определенной суммы знаний, а и развитие памяти и мышления, тогда он должен принять проблемный метод изложения, т.е. сообщать новые сведения так, чтобы учащиеся как бы включались вместе с учителем в познавательный процесс.

На начальном этапе проведения лекции необходимо научить умению слушать и воспринимать излагаемую информацию, анализировать, обобщать, выделять главное и наиболее существенные моменты в ходе лекции, кратко формулировать их и записывать, составлять конспект, объяснив учащимся. Что эти умения будут необходимы им в их дальнейшей жизни.

При проведении лекционных уроков, возможно использовать элементы занимательности – одно из средств формирования устойчивого познавательного интереса, который является своеобразной эмоциональной разрядкой на уроке и способствует мобилизации внимания и волевых усилий учащихся.

Это занимательные и интересные факты из художественной, научно-популярной литературы и других источников. Чтение лекции можно сопровождать необходимыми записями опорных конспектов, рисунков, схем, знакомством с противоречиями в науке, жизнью и деятельностью ученых-химиков.

Лекция как эффективное звено учебно-воспитательного процесса. Находится в тесной взаимосвязи с другими уроками, прежде всего с семинарскими занятиями, на которых учащиеся в процессе самостоятельной работы расширяют и углубляют свои знания. Такие уроки необходимо проводить с учетом возрастных возможностей и уровня знаний ребят.

Важную роль имеет химический демонстрационный эксперимент. Он является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, но и облегчает понимание технологии химических производств, способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, дает возможность проведения работ исследовательского характера, учит устанавливать причинно-следственные связи.

Одно из интересных форм организации коллективной познавательной деятельности учащихся является смотр знаний учащихся в виде зачета. Контроль знаний стимулирует систематическую работу над учебным материалом и над собой, позволяет увидеть просчеты и достижения в методике преподавания. Необходимость контроля в системе обучения объясняется, прежде всего, и потребностью в получении информации об эффективности обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником. От того как он организован, во многом зависит результат учебной деятельности школьников, воспитание у них положительной мотивации учебного процесса.

Учителю контроль знаний позволяет определить уровень усвоения учебного материала по химии и в случае необходимости провести их коррекцию. Ученику – привести в систему усвоенной за определенное время учебный материал, обобщить его, выделить главное, с акцентировать на нем внимание, скорректировать в случае необходимости отдельные знания и в оценке и отметке увидеть результаты своей деятельности.

Зачет – это особая форма организации устной проверки знаний, умений и навыков учащихся, позволяющая объективно оценить подготовку ученика по конкретному разделу программы, своевременно выявить пробелы в знаниях и корректировать индивидуальное обучение школьников и добиться хороших результатов в обучении. В тоже время зачеты способствуют развитию монологической речи, чувства личной ответственности ученика за свои учебные успехи и развивают чувство коллективизма.

Однако задачу такого урока-зачета не следует ограничивать только осуществлением функций контроля, урок должен и обучать учащихся – совершенствовать их знания, умения и навыки. Проверке подвергается основное из пройденного по части темы, по учебной теме в целом. При этом контроль не должен быть односторонним – проверять следует как сами знания, так и умения их применять. Лучшие результаты достигаются, если идет ориентировка в первую очередь на проверку уровня развития учащихся, а не на проверку их памяти.

Зачеты могут проходить как в строго академическом стиле, так и в игровом. Обычно мной используется вид академического зачета, но с элементом игры (химическое лото, химический лабиринт и.т.д.), что позволяет разнообразить данную форму проверки знаний. При проведении такого вида зачета, привлекаются к проведению зачета сильные учащихся - «ассистенты», таким образом, учитель выполняет лишь контролирующие функции.

Положительных моментов здесь несколько:

  • успевают ответить все учащиеся за урок,
  • неуверенным в своих силах ученикам сдавать зачет своим одноклассникам легче, чем учителю,
  • подготовка учеников, принимающих зачет, воспитывает чувство ответственности за учебный процесс.

Зачет можно провести и в чисто игровой форме. Например, в форме химического КВНа, конкурса или викторины. Основа для игрового зачета та же - самостоятельная работа учащихся и заранее предложенные вопросы, добавим к этому элементу творчество учителя, и результат будет высоким.

И конечно, одной из форм проведения зачетов в последнее время приобретают уроки-зачеты с использованием ИКТ, такие зачеты требуют огромной подготовительной работы учителя, но затраты времени окупаются, т.к. проходят очень быстро, гарантируется объективность и спокойная обстановка при проведении.

На мой взгляд, зачеты, а особенно с использованием игровых форм, относятся к одним из наиболее эффективных способов проведения контроля знаний и значительно повышают познавательную активность учащихся при изучении химии.

В учебной деятельности школьникам приходится применять как действия, усеваемые по образцу и даже доведенные в тренировке до большей степени совершенства, так и действия самостоятельно найденные, т.е. новые, в том или ином отношении творческие. Опыт показывает, что творческие действия учащихся не возникают произвольно, их нужно целенаправленно развивать в процессе обучения. Творческие способности учащихся рождаются в процессе формирования их познавательной активности и самостоятельности. Познавательный интерес к предмету способствует развитию мышления учащихся и не может успешно развиваться при отсутствии определенных знаний. Равенства понятий «интерес» и «знания» способствует глубокому усвоению изучаемого материала учениками, применению полученных знаний.