Я, Никитина Марина Николаевна, работаю учителем начальных классов 42 года. Являюсь учителем-наставником у молодого специалиста школы №15 фамилия, имя, отчество, выпускницы нашей школы и выпускницы название педагогического института.
Мы понимаем, что школа – это мир, в котором свои обычаи и правила. Приступив к работе, молодой педагог, пришедший к нам в школу, быстро осознает, что знания, полученные им в институте, конечно же, хороши, но только теоретически, а в жизни – вдруг всё иначе! И это понятно, ведь не каждому студенту, получавшему отличные оценки на практике, удается успешно начать свою работу в школе.
В работе с молодым специалистом мы выбрали принцип позитивного наставничества – принцип поддержки и сотрудничества. В общении с (имя отчество) создалась интеллектуальная среда и атмосфера, наполненная уважением, свободой, ответственностью и участием.
В процессе работы нам нужно было выработать и усвоить приёмы педагогического роста молодого специалиста, расширить возможности и перспективы для развития навыков и пробуждения профессиональных умений (имя отчество).
В первой же беседе с молодым специалистом я уяснила:
- почему (имя отчество) выбрала педагогическую работу?,
- какова стартовая готовность к работе?,
- чем я могу помочь молодому специалисту на первом этапе работы?,
- как общими усилиями прийти к успеху в работе в дальнейшем?
Ответы на вопросы помогли мне выяснить сильные стороны личности педагога (непосредственность и мощный педагогический потенциал) и спланировать индивидуальную работу с молодым специалистом.
Вместе мы очертили круг задач в работе:
- методическая помощь в организации учебно-воспитательного процесса;
- создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;
- развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании.
При работе с молодым специалистом я поняла, что Ирина Романовна – педагог нового поколения – нужно сначала выслушать её мнение на происходящее, поверить в силы педагога, поддержать её стремление в будущем быть хорошим и успешным учителем. Мне нужно было показать работу так, чтобы (имя отчество) уверилась в правильности когда-то принятого решения стать учителем начальных классов.
(имя отчество) сегодня ведёт ребят от успеха к успеху, оценивает не только результат, но и процесс познания, пробы, усилия ребёнка. Она стала для некоторых учеников мощным лекарством против неуверенности в себе, учит идти от сомнения к самовыражению.
При посещении уроков молодого специалиста я заметила, что (имя отчество) в работе способна выдвигать большое количество идей, что говорит о гибкости деятельности. Идеи в работе с классом отличаются от общепринятых, это и есть оригинальность в её работе.
Я отметила для себя чувство новизны в работе специалиста. И, конечно же, у (имя отчество) необыкновенная интуиция – она знает примерный результат выполняемого задания. Учительница умеет видеть «удивительное в обыденном».
Я отметила, что необходимо направить методическую работу с молодым специалистом для формирования профессиональной деятельности и научить молодого специалиста: разработанности, т.е. детализации задания, умению строить модель различных видов творческой деятельности на уроке.
Сегодня нужны педагоги, которые способны включиться в процесс обновления образования, владеющие компетентностью в информационной, исследовательской, проектной деятельности, понимающие и осознающие миссию учителя.
А дети сегодня жаждут самостоятельной деятельности, особенно, когда осознают её значимость.
В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на учебном занятии, логично выстроить последовательность этапов занятия, затруднения при объяснении материала.
(Имя отчество) нужно было:
- освоиться в новым статусом в коллективе, ведь она теперь не ученица коллег, а учитель-коллега.
- наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить на учебных занятиях, стараться заинтересовать детей,
- привить положительную мотивацию у учащихся к обучению,
- воплотить принцип сознательного обучения.
То есть, коротко говоря, научиться учить. Для этого необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией школы.
В такой ситуации главное, на мой взгляд, не остаться равнодушным, постараться оказать посильную поддержку и помощь как методическую, так и моральную.
В системе становления молодого педагога - за основу мы взяли системно-деятельностный, компетентностный подходы, интерактивное взаимодействие.
Я как педагог-наставник не являюсь транслятором новой информации, а молодой специалист не является пассивным слушателем. Основной формой наставничества мы выбрали соучастное взаимодействие, где педагог-наставник и молодой учитель в совместной деятельности решаем все поставленные задачи.
Теперь о практике нашего взаимодействия - работы
Изучение нормативной базы.
Молодой специалист ознакомилась
- с нормативными документами Министерства образования,
- локальными актами нашей школы,
- рекомендациями по заполнению документации строгой отчётности (работа в системе «ФГИС МОЯ ШКОЛА»),
- с Положением о Ведении и проверке дневников и тетрадей обучающихся и др.
Ведение документации.
- Молодой специалист безупречно научилась работать в системе «ФГИС МОЯ ШКОЛА», научилась ориентироваться в составлении расписания уроков в классе, отлично ориентируется в Рабочей Программе.
Самообразование педагога.
Предстоял выбор методической темы по самообразованию. Не раз (имя отчество) выступала с сообщениями по методической теме.
Эмоциональная устойчивость молодого специалиста.
- анализ педагогических вопросов,
- беседы на тему «Трудная ситуация на уроке и выход из неё»,
- проблемные моменты в воспитательной работе,
- работа с родителями учеников.
Методическая выставка достижений молодого специалиста. Трансляция собственного опыта работы
Взаимопосещение уроков.
Ежегодно взаимопосещения уроков дали неоценимый результат для раскрытия творческого потенциала молодого специалиста. В работе появилась системность. Качество знаний обучающихся класса высокое.
Аттестация.
(имя отчество) прошла аттестацию в … году и получила … квалификационную категорию.
Конкурсы для педагогов.
(имя отчество) приняла участие в Муниципальном Конкурсе «Педагогический дебют».
В рамках работы с молодым специалистом выяснились наибольшие трудности – это был первый год преподавания, когда (имя отчество) понимала, что у неё такие же обязанности, как и у всех педагогов, что и она несёт ответственность, как и учителя с многолетним стажем работы. Родители учеников требуют от школы в лице даже молодого специалиста безупречного профессионализма.
Мир меняется. Ученик меняется. Школа меняется. То, что вчера было бесспорно и правильно, сегодня модернизируется.
Школе необходимы инновации. И (имя отчество) предстоит шаг за шагом преодолевать движение вперёд. И молодому специалисту это под силу.
Как показала действительность, авторитета (имя отчество) уже с первых дней работы в классе хватило для налаживания дисциплины, организации этапов урока.
Может быть, и была у молодого специалиста некоторая тревожность что-то не успеть на уроке, что-то забыть, но (имя отчество) никогда не показывала этого.
Были и ошибки. Ошибки – это результат продвижения и роста. (имя отчество) помогают приёмы педагогического контроля, самоконтроля и самоанализ.
В процессе осуществления моей деятельности с молодым специалистом (имя отчество) выполнились следующие задачи:
- молодой учитель адаптировался, определились профессиональные умения и навыки молодого специалиста,
- получены рекомендации по дальнейшему становлению педагога, - обозначились потребность и мотивация к дальнейшему росту, к самообразованию и повышению квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания,
- развивается общекультурный и профессиональный кругозор молодого учителя, и я, педагог-наставник, тоже немалому научилась у молодого специалиста.
Наставничество – это диалог, это двусторонний процесс, где нужно быть терпеливым и трудолюбивым.
Для достижения поставленных цели и задач мы с большим желанием двигались по намеченному пути. Эффективным в сопровождении молодого специалиста являлось и моя готовность к передаче опыта.
И в нашем рабочем диалоге мы хотели показать на личном положительном примере, что «Успех – это 1% таланта, а 99% труда!»
Спасибо за внимание, труд и творческий рост!