Дорогу к успеху осилит идущий. Сопровождение деятельности молодого специалиста

Разделы: Начальная школа, Презентация к уроку, Профессия — педагог

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: наставничество, педагог-наставник


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (152 кБ)


Я, Никитина Марина Николаевна, работаю учителем начальных классов 42 года. Являюсь учителем-наставником у молодого специалиста школы №15 фамилия, имя, отчество, выпускницы нашей школы и выпускницы название педагогического института.

Мы понимаем, что школа – это мир, в котором свои обычаи и правила. Приступив к работе, молодой педагог, пришедший к нам в школу, быстро осознает, что знания, полученные им в институте, конечно же, хороши, но только теоретически, а в жизни – вдруг всё иначе! И это понятно, ведь не каждому студенту, получавшему отличные оценки на практике, удается успешно начать свою работу в школе.

В работе с молодым специалистом мы выбрали принцип позитивного наставничества – принцип поддержки и сотрудничества. В общении с (имя отчество) создалась интеллектуальная среда и атмосфера, наполненная уважением, свободой, ответственностью и участием.

В процессе работы нам нужно было выработать и усвоить приёмы педагогического роста молодого специалиста, расширить возможности и перспективы для развития навыков и пробуждения профессиональных умений (имя отчество).

В первой же беседе с молодым специалистом я уяснила:

  • почему (имя отчество) выбрала педагогическую работу?,
  • какова стартовая готовность к работе?,
  • чем я могу помочь молодому специалисту на первом этапе работы?,
  • как общими усилиями прийти к успеху в работе в дальнейшем?

Ответы на вопросы помогли мне выяснить сильные стороны личности педагога (непосредственность и мощный педагогический потенциал) и спланировать индивидуальную работу с молодым специалистом.

Вместе мы очертили круг задач в работе:

  • методическая помощь в организации учебно-воспитательного процесса;
  • создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;
  • развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании.

При работе с молодым специалистом я поняла, что Ирина Романовна – педагог нового поколения – нужно сначала выслушать её мнение на происходящее, поверить в силы педагога, поддержать её стремление в будущем быть хорошим и успешным учителем. Мне нужно было показать работу так, чтобы (имя отчество) уверилась в правильности когда-то принятого решения стать учителем начальных классов.

(имя отчество) сегодня ведёт ребят от успеха к успеху, оценивает не только результат, но и процесс познания, пробы, усилия ребёнка. Она стала для некоторых учеников мощным лекарством против неуверенности в себе, учит идти от сомнения к самовыражению.

При посещении уроков молодого специалиста я заметила, что (имя отчество) в работе способна выдвигать большое количество идей, что говорит о гибкости деятельности. Идеи в работе с классом отличаются от общепринятых, это и есть оригинальность в её работе.

Я отметила для себя чувство новизны в работе специалиста. И, конечно же, у (имя отчество) необыкновенная интуиция – она знает примерный результат выполняемого задания. Учительница умеет видеть «удивительное в обыденном».

Я отметила, что необходимо направить методическую работу с молодым специалистом для формирования профессиональной деятельности и научить молодого специалиста: разработанности, т.е. детализации задания, умению строить модель различных видов творческой деятельности на уроке.

Сегодня нужны педагоги, которые способны включиться в процесс обновления образования, владеющие компетентностью в информационной, исследовательской, проектной деятельности, понимающие и осознающие миссию учителя.

А дети сегодня жаждут самостоятельной деятельности, особенно, когда осознают её значимость.

В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на учебном занятии, логично выстроить последовательность этапов занятия, затруднения при объяснении материала.

(Имя отчество) нужно было:

  • освоиться в новым статусом в коллективе, ведь она теперь не ученица коллег, а учитель-коллега.
  • наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить на учебных занятиях, стараться заинтересовать детей,
  • привить положительную мотивацию у учащихся к обучению,
  • воплотить принцип сознательного обучения.

То есть, коротко говоря, научиться учить. Для этого необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией школы.

В такой ситуации главное, на мой взгляд, не остаться равнодушным, постараться оказать посильную поддержку и помощь как методическую, так и моральную.

В системе становления молодого педагога - за основу мы взяли системно-деятельностный, компетентностный подходы, интерактивное взаимодействие.

Я как педагог-наставник не являюсь транслятором новой информации, а молодой специалист не является пассивным слушателем. Основной формой наставничества мы выбрали соучастное взаимодействие, где педагог-наставник и молодой учитель в совместной деятельности решаем все поставленные задачи.

Теперь о практике нашего взаимодействия - работы

Изучение нормативной базы.

Молодой специалист ознакомилась

  • с нормативными документами Министерства образования,
  • локальными актами нашей школы,
  • рекомендациями по заполнению документации строгой отчётности (работа в системе «ФГИС МОЯ ШКОЛА»),
  • с Положением о Ведении и проверке дневников и тетрадей обучающихся и др.

Ведение документации.

- Молодой специалист безупречно научилась работать в системе «ФГИС МОЯ ШКОЛА», научилась ориентироваться в составлении расписания уроков в классе, отлично ориентируется в Рабочей Программе.

Самообразование педагога.

Предстоял выбор методической темы по самообразованию. Не раз (имя отчество) выступала с сообщениями по методической теме.

Эмоциональная устойчивость молодого специалиста.

  • анализ педагогических вопросов,
  • беседы на тему «Трудная ситуация на уроке и выход из неё»,
  • проблемные моменты в воспитательной работе,
  • работа с родителями учеников.

Методическая выставка достижений молодого специалиста. Трансляция собственного опыта работы

Взаимопосещение уроков.

Ежегодно взаимопосещения уроков дали неоценимый результат для раскрытия творческого потенциала молодого специалиста. В работе появилась системность. Качество знаний обучающихся класса высокое.

Аттестация.

(имя отчество) прошла аттестацию в … году и получила … квалификационную категорию.

Конкурсы для педагогов.

(имя отчество) приняла участие в Муниципальном Конкурсе «Педагогический дебют».

В рамках работы с молодым специалистом выяснились наибольшие трудности – это был первый год преподавания, когда (имя отчество) понимала, что у неё такие же обязанности, как и у всех педагогов, что и она несёт ответственность, как и учителя с многолетним стажем работы. Родители учеников требуют от школы в лице даже молодого специалиста безупречного профессионализма.

Мир меняется. Ученик меняется. Школа меняется. То, что вчера было бесспорно и правильно, сегодня модернизируется.

Школе необходимы инновации. И (имя отчество) предстоит шаг за шагом преодолевать движение вперёд. И молодому специалисту это под силу.

Как показала действительность, авторитета (имя отчество) уже с первых дней работы в классе хватило для налаживания дисциплины, организации этапов урока.

Может быть, и была у молодого специалиста некоторая тревожность что-то не успеть на уроке, что-то забыть, но (имя отчество) никогда не показывала этого.

Были и ошибки. Ошибки – это результат продвижения и роста. (имя отчество) помогают приёмы педагогического контроля, самоконтроля и самоанализ.

В процессе осуществления моей деятельности с молодым специалистом (имя отчество) выполнились следующие задачи:

  • молодой учитель адаптировался, определились профессиональные умения и навыки молодого специалиста,
  • получены рекомендации по дальнейшему становлению педагога, - обозначились потребность и мотивация к дальнейшему росту, к самообразованию и повышению квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания,
  • развивается общекультурный и профессиональный кругозор молодого учителя, и я, педагог-наставник, тоже немалому научилась у молодого специалиста.

Наставничество – это диалог, это двусторонний процесс, где нужно быть терпеливым и трудолюбивым.

Для достижения поставленных цели и задач мы с большим желанием двигались по намеченному пути. Эффективным в сопровождении молодого специалиста являлось и моя готовность к передаче опыта.

И в нашем рабочем диалоге мы хотели показать на личном положительном примере, что «Успех – это 1% таланта, а 99% труда!»

Спасибо за внимание, труд и творческий рост!