Цели урока: формировать научное мировоззрение о типах химической связи и их влияния на свойства веществ.
Задачи урока:
Образовательные:
- получить фактологические знания по теме и уметь применять теоретические знания в практической деятельности данного и других предметов;
- овладевать навыками научного объяснения физического и химического смысла связей, возникающих в веществах;
- анализировать и находить отличительные особенности среди видов связи для правильного прогнозирования свойств веществ;
- уметь составлять схемы образования связи.
Развивающие:
- формирование воли (выполнение задания до логического завершения);
- формирование творческого подхода к обучению через работу в группах;
- формирование способности высказывать и аргументировать свою точку зрения, выслушивать товарища;
- формирование устойчивого интереса к предмету.
Воспитательные:
- формирование мировоззрения и творческой мысли через работу в коллективе;
- продолжить развивать химическую речь, обогащать ее словарный запас при устных ответах и грамотное выполнение при самостоятельных заданиях;
- прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради.
Основные понятия: Металлы; неметаллы; ионная связь; ковалентная полярная и неполярная связь; металлическая связь, ион, катион, анион, электроотрицательность. Электронная формула, структурная формула.
Оборудование и реактивы:
- периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева,
- таблица «Виды химической связи»,
- шкала электроотрицательности неметаллов,
- мультимедиа проектор, презентация,
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку. Психологический настрой учащихся. Создание спокойной, деловой обстановки.
2. Актуализация знаний
«Вопрос о природе химической связи – сердце всей химии» (Брайк Кроунфорд - мл.).
- «Сегодня на уроке мы повторим и обобщим имеющиеся знания и умения по теме: «Химическая связь» (запись числа и темы в тетради, слайд 1)
Сообщаю задачи нашего урока: (Слайд 2)
- актуализировать знания о различных видах химической связи
- повторить схемы образования веществ с разным видом связи
- продолжить формирование умения записывать их на примерах
- сравнить разные виды связи,
3. Повторение и обобщение изученного материала
Повторение основных понятий темы с использованием презентации:
- Дайте определение понятия «электроотрицательность».
- От чего зависит электроотрицательность атома?
- Как изменяется электроотрицательность атомов элементов в периодах?
- Как изменяется электроотрицательность атомов элементов в главных подгруппах?
- Сравните электроотрицательность атомов металлов и неметаллов. Отличаются ли способы завершения внешнего электронного слоя, характерные для атомов металлов и неметаллов? Каковы причины этого?
- Какие химические элементы способны отдавать электроны, принимать электроны?
- Что происходит между атомами при отдаче и принятии электронов?
- Как называют частицы, образовавшиеся из атома в результате отдачи или присоединения электронов? - Что произойдет при встрече атомов металла и неметалла?
- Как образуется ионная связь?
- Химическая связь, образуемая за счет образования общих электронных пар называется …
- Ковалентная связь бывает … и …
- В чем сходство ковалентной полярной и ковалентной неполярной связи? От чего зависит полярность связи?
- В чем различие ковалентной полярной и ковалентной неполярной связи?
- Металлическая связь – это…
4. Контроль знаний учащихся
- Работа с интерактивной доской.
- Тесты (индивидуальная работа учащихся).
5. Домашнее задание
Пространственное строение молекул.