Маркеры дисграфии у младших школьников: памятка для учителя начальных классов

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: дисграфия, нарушение письма


Введение

Современная образовательная ситуация характеризуется увеличением количества детей, испытывающих стойкие трудности в овладении письменной речью. Зачастую эти трудности не связаны с уровнем интеллектуального развития или мотивацией ребенка, а являются следствием специфического нарушения — дисграфии.

Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в его обеспечении [1, c. 45]. Педагог, ежедневно работающий с детьми, находится на «передовой» и первым может заметить тревожные симптомы. Однако, не имея логопедического образования, учитель не всегда может дифференцировать дисграфические ошибки от простой невнимательности или неусвоения программного материала.

Цель данной статьи — предоставить учителям начальных классов доступный и структурированный инструмент для первичного выявления маркеров дисграфии в учебной деятельности учащихся.

Основная часть

1. Понятие и виды дисграфии

Дисграфия — это не «безграмотность», а нарушение одного или нескольких механизмов, обеспечивающих процесс письма: слухового анализа, зрительного восприятия, моторного компонента и др. В логопедии принято выделять несколько ее видов (артикуляторно-акустическая, акустическая, на почве нарушения языкового анализа и синтеза, оптическая, аграмматическая), однако для учителя важнее не столько точная классификация, сколько умение увидеть специфические ошибки в тетради ученика [2, c. 78].

2. Ключевые маркеры дисграфии для учителя

Маркеры условно можно разделить на несколько групп.

2.1. Специфические ошибки письма

Фонематические ошибки: Связаны с нарушением фонематического слуха и восприятия. Ребенок путает оппозиционные звуки на письме:

  • Парные звонкие-глухие («суП» вместо «суБ», «голуП» вместо «голуБ»).
  • Свистящие-шипящие («саПка» вместо «шаПка», «Чистый» вместо «Чистый» (при путанице Ч-Щ)).
  • Сонорные Р-Л («коЛова» вместо «коРова»).

Ошибки языкового анализа и синтеза:

  • Пропуски букв и слогов («тарека» вместо «тарелка»).
  • Вставки лишних букв («нояябрь»).
  • Перестановки букв и слогов («онко» вместо «окно»).
  • Слитное написание слов («зарекой») или раздельное написание частей слова («и дут», «по шел»).

Оптические ошибки: Связаны с неустойчивостью зрительных образов букв.

  • Зеркальное написание букв (З, Э, Б, В и др.).
  • Путаница графически сходных букв: п-т, б-д, и-у, а-о, л-м, х-ж.

Аграмматизмы: Нарушение смыслового и грамматического оформления высказывания.

  • Неправильное употребление падежных окончаний («много деревов»).
  • Ошибки в согласовании слов («белый облако»).
  • Нарушение предложных конструкций («пришел из школы»).

2.2. Поведенческие и двигательные маркеры

  • Резкое несоответствие между устной речью и письмом. Ребенок хорошо отвечает устно, но пишет с огромным количеством ошибок.
  • Крайне медленный темп письма. Ученик не успевает за классом при списывании или диктанте.
  • Высокая утомляемость. Качество письма резко ухудшается к концу работы: почерк становится нечитаемым, количество ошибок возрастает.
  • Негативная реакция на письменные задания, отказ, повышенная тревожность.

Рекомендации учителю и заключение

Обнаружив у ученика комплекс перечисленных маркеров, учителю необходимо:

  • Исключить обвинительную позицию. Понимать, что ребенок не виноват в своих трудностях.
  • Тактично проинформировать родителей, описать конкретные наблюдения и рекомендовать консультацию учителя-логопеда для проведения диагностики.
  • Создать на уроке щадящие условия:
  • Снизить объем письменных работ.
  • Не заставлять переписывать работу начисто.
  • Разрешить использование черновиков, орфографических словарей, карточек-алгоритмов.
  • Активно использовать устные формы контроля.

Заключение

Роль учителя начальных классов в своевременном выявлении дисграфии трудно переоценить. Педагогическая наблюдательность, основанная на знании ключевых маркеров нарушения, является первым шагом к организации своевременной логопедической помощи. Раннее вмешательство специалиста позволяет не только скорректировать нарушение письма, но и сохранить психологическое благополучие и учебную мотивацию ребенка.

Список литературы

  1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. — СПб.: Речь, 2003. — 330 с.
  2. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. — М.: Владос, 1997. — 256 с.
  3. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников. — СПб.: КАРО, 2006. — 240 с.