Пояснительная записка
Цель: целенаправленное развитие навыков системного мышления и творческого воображения на уроках литературного чтения.
Задачи:
- формирование открытого мышления;
- обучение способам коллективной познавательной деятельности;
- формирование интереса к предмету и активности во время занятий;
- воспитание терпимости к чужой точке зрения;
- воспитание позитивного и конструктивного отношения к окружающей действительности
Актуальность
Курс литературного чтения является фундаментом для дальнейшего образования учащихся, а уроки литературного чтения являются ключевыми в формировании читательской компетентности. Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Учителя, работающие в начальных классах, прекрасно понимают, как трудно обучить учащихся технике чтения, но ещё тяжелее воспитать увлечённого читателя. Заставить учиться нельзя. Ребёнка можно только увечь. И внедрение новых технологий помогает учителю в этом. Разработанная Г.С.Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который является одним из механизмов реализации Триз-технологии. Эта технология полностью соответствует требованиям ФГОС НООО второго поколения. Использование приёмов Триз-технологии способствует формированию универсальных учебных действий:
- коммуникативных УУД: умение выражать свои мысли, разрешение конфликтов, постановка вопросов;
- регулятивных УУД: самоконтроль, саморегуляция, прогнозирование; познавательных УУД: анализ и синтез объектов, сравнения, поиск информации;
- личностных УУД:смыслообразование, самоопределение.
Основная часть
«Чем с меньшим принуждением учатся дети, тем метод лучше, чем с большим, - тем хуже» - утверждал Л.Н.Толстой. Изменятся время, меняются дети, другим становится процесс образования, а мысль, высказанная известным русским писателем, остаётся актуальна и в наше время.
Использование Триз-технологии позволяет учителю сделать урок более увлекательным, а учащимся развивать потребность в познавательной деятельности. Первоначально Триз создавали для инженерно-технических работников, а в последнее время широко используется педагогами-практиками. Методики Триз - идеальный инструментарий для проблемного, развивающего обучения. Они увлекательны и результативны. Умения и навыки не передаются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы детей с информацией. Отличительная особенность данной технологии заключается в том, что учащийся усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности. В этом можно убедиться подробнее, изучив приёмы Триз. Хочется отметить их универсальность. Эти приёмы можно использовать практически на всех этапах работы на уроке при разборе любого литературного произведения. Многие из них можно применять на уроках окружающего мира, математики, русского языка.
Учителями Медведевской средней общеобразовательной школы №4 был разработан конспект урока по теме «Мир воображения», который был успешно реализован на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе. Исходя из этого, можно выделить основные приемы и стратегии ТРИЗ, которые помогают учителю вовлечь детей в образовательный процесс и повысить эффективность урока.
Рассмотрим некоторые из этих приемов. Так на этапе самоопределения деятельности (организационный этап) можно использовать приемы для формирования познавательных УУД: «Ассоциативный ряд», «Нестандартный вход в урок», «Отсроченная отгадка». Данные приемы активизируют мыслительную деятельность учащихся.
На этапе актуализаций знаний можно применить прием «Оживи корзину» или «Корзина идей». Приём «Оживи картину» служит развитию творческого мышления и прогнозирования. Суть приёма заключается в том, что учащимся демонстрируется иллюстрация к произведению или картина художника, и предлагается ответить на ряд вопросов о мыслях и чувствах, вызванных картиной. При этом точка зрения должна отражать не только мнение автора или зрителя, но и ощущение объектов на картине. Приём «Корзина идей» позволяет выявить всё, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока. В «корзину» скидывается все, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, факты, предположения термины. Учитель все идеи выписывает на доску, не критикуя и не оценивая.
Методическую ценность на этапе открытия новых знаний имеет приём «Зигзаг». Это системно-деятельностный подход в действии, так как основан на взаимообучении и самостоятельном изучении учащимися нового материала. Приём помогает усвоить большой объём теоретического материала любому ученику, не зависимо от его способностей. Сотрудничество учащихся и ответственность за результат - основные слагаемые урока, так как вся работа выполняется самостоятельно. Введение приёма начинается со стадии вызова. Выясняется, что известно по заданной теме, выслушиваются предположения, учащиеся советуются, и рисуют рисунок.
- Шаг 1 - совместная работа в группе. Каждая рабочая группа получает задание: прочитать текст и найти ответ на свой вопрос.
- Шаг 2 - объединение в новые «экспертные» группы (по цветам), обмен мнениями, убеждение в правильности ответа.
- Шаг 3 - возвращение в свои «рабочие группы». Каждый учащийся делится ответом на свой вопрос.
В ТРИЗ очень много различных приемов и средств для успешного обучения. Но любая из методик Триз-технологии способствует воспитанию нравственности, а уроки с использованием данных методик несут в себе большой воспитательный потенциал, так как ведется анализ любой ситуации, учет противоречий, поиск оптимального решения.
В ходе реализации приемов ТРИЗ для отслеживания результативности их использования проводилось изучение уровня развития творческого мышления и воображения (тест креативности П.Торранса).
| Класс | Средний уровень |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
1 «Д» |
20% |
10% |
70% |
1 «Д» |
25% |
21% |
54% |
1 «Г» |
10% |
20% |
70% |
1 «Г» |
20% |
18% |
62% |
Из данных в таблице заметна положительная динамика развития творческого мышления у школьников. Таким образом, использование на уроках литературного чтения приёмов Триз развивает творческие способности учащихся, способности к самосовершенствованию. Задания такого характера приучают к самостоятельности, учат ставить перед собой цели и достигать результатов. Учащиеся открывают для себя знания, а учитель лишь вдохновитель.
Список использованных источников
- Винокурова Н.К Развитие творческих способностей учащихся. М.,1999.144с.
- Горев П.М., Утёмов В.В. Тренинг креативного мышления: краткий курс научного творчества. - Saarbrucken: AV Akademikerverlag, 2012. 88 с.
- Утёмов В.В., Зиновкина М.М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. 2013. - Современные научные исследования. Выпуск 1. - ART 53572. - URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm