Цель: обогащение музыкальных впечатлений детей, дальнейшее развитие основ музыкальной культуры.
Задачи.
Развивающие:
- продолжать формировать у детей умение различать средства выразительности в музыке, различать звуки по высоте, ритму;
- создать условия для обогащения музыкальных впечатлений детей, развития музыкальной памяти;
- содействовать формированию опыта общения, сотрудничеству детей и взрослого;
- поддерживать у детей интерес к пению, танцевально-игровому творчеству.
Воспитательные:
- продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание ее слушать;
- вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений;
- способствовать духовно-нравственному воспитанию обучающихся посредством русских народных песен и песни о детском саде и школе.
Обучающие:
- познакомить с произведением В.А.Моцарта, с характером музыки;
- создать и обеспечить условия для ознакомления детей с новым музыкальным инструментом;
- способствовать освоению детьми приемов игры на детских ударных музыкальных инструментах.
Форма проведения: фронтальная. Образовательная ситуация с игровыми технологиями.
Индивидуальная работа: используя словесные указания, затрудняющимся воспитанникам, помочь правильно выполнить ритмическое движение.
Оборудование: клавесы, мольберт, подставка.
Демонстрационный материал: портрет А.Моцарта, иллюстрации к музыкальным произведениям.
Раздаточный материал: клавесы, бубенцы.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Предполагаемый результат: воспитанники запомнят название нового музыкального инструмента, научатся выстукивать ритм в соответствии с музыкальным произведением.
Словарная работа:
Активный словарь: клавесы, бубенцы.
Пассивный словарь: элегическая, лирическая, нежная.
Ход занятия
Дети с воспитателем заходят в зал под музыкальное произведение «Марш» - М.Робера, становятся в круг, в руках – клавесы.
Организационный момент
М.Р. Встаньте по кругу. Поздоровайтесь. «Музыка, здравствуй» Михаила Львовича Лазарева.
Музыкально-ритмические движения
М.Р. Дети, у вас в руках палочки?
Как вы думаете - для чего они?
Может костер развести? Нет?!
Правильно, костер в помещении разводить нельзя, это очень опасно! Может пожар произойти.
А для чего? Роллы кушать? /не очень удобно/.
М.Р. Это клавесы - афро-кубинский народный ударный инструмент.
М.Р. Это музыкальный инструмент, предлагаю выполнить вместе со мной музыкальные движения «Постучи-замри!»
М.Р. Под русскую народную песню «Ах ты береза» будете отстукивать ритм и выполнять движения вместе со мной. Как только музыка перестанет звучать – остановитесь и спрячете клавесы за спину.
(Звучит мелодия. Дети вместе с музыкальным руководителем выполняют музыкально-ритмические движения).
М.Р. Вы очень внимательные, умеете слушать музыку, определяете ритм, замечательные исполнители (по ходу выполнения).
М.Р. Повернитесь за ведущим. Займите свои места на стульях, положите клавесы в кармашки.
Звучит «Марш» - Робера
(На подставке портрет В.А.Моцарта, на мольберте 3 иллюстрации)
М.Р. Друзья! Послушайте, муз произведение австралийского композитора Вольфанга Амодей Моцарта, определите его характер.
Слушание. «Колыбельная» В.А.Моцарта
М.Р. Какая по характеру музыка? (Спокойная, мелодичная, протяжная, певучая…) Еще о ней можно сказать элегическая, лирическая, нежная.
М.Р. В этой песне сочетаются разные чувства: радость, грусть, печаль и надежда. Колыбельную рекомендуют исполнять тихо, чтобы передать ласку и успокоить.
М.Р. Посмотрите на картинки, определите какая иллюстрация соответствует этой музыке. Скажите, что под нее лучше делать? Подумайте, как вам хочется его назвать.
М.Р. Поразительно! Произведение» В.А.Моцарта, которое вы слушали сегодня так и называется «Колыбельная».
Распевка
М.Р. Я очень люблю петь. А Вы любите?
М.Р. Для того, чтобы хорошо петь - нужно подготовить наш музыкальный инструмент - голос.
М.Р. Встаньте - выпрямите спину, опустите свободно руки, глазки смотрят на меня.
М.Р. Поиграем в игру «Эхо». Я пропою - вы повторите.
(Обращаю внимание - осанка-дыхание-дикция).
М.Р. Обратите внимание на окончание, четче проговаривайте слова, приготовьте руки и покажите как двигается мелодия.
Звучит «Бубенчики» муз. Е.Тиличеевой.
М.Р. Вы поете превосходно! Значит, мы с вами сможем выучить песню.
Разучивание песни
М.Р. Сейчас Вы дошкольники, скоро пойдете в школу и кем станете? (Школьниками. Учениками)
М.Р. Об этом поется в песне Георгия Струве «Мы теперь ученики».
М.Р. Послушайте.
Исполнение песни
М.Р. Что приглашает вас в школу? (Перед началом урока обязательно звенит задорный школьный звонок).
Как сейчас вас школьники называют? (малышами)
М.Р. Послушайте, как об этом в песне поется (исполнение 1 куплета)
(Разбор мелодии – вверх, весело, задорно и т.д.)
М.Р. Мы где сейчас находимся? (в детском саду)
М.Р. Как о нем поется в песне? (светлый и веселый)
М.Р. Все, кто работает в детском саду тоже рады, что вы выросли и пойдете в школу. Послушайте (Исполнение припева).
М.Р. Послушайте еще раз, кто запомнил, подпевайте. (1 куплет, припев)
Музыкально-дидактическая игра
М.Р. Что вы больше всего любите делать в детском саду? (Играть).
М.Р. Клавесы нас уже дождались, с ними мы сейчас и поиграем .
Возьмите клавесы. Встаньте в круг. Слушайте внимательно музыку, смотрите и повторяйте движения за мной.
М.Р. Русская народная музыка веселая, задорная, что ноги сами идут в пляс. (Звучит русская народная музыка «По дорожке конь бежит».)
Оркестр
М.Р. У вас великолепно получается отстукивать ритм, мне кажется, что вы сможете и в оркестре сыграть. Подойдите к стульям, достаньте бубенцы, положите на стулья. Слушайте музыку, повторяйте за мной.
М.Р. Вы-настоящие артисты! У вас удивительный оркестр! Поаплодируйте себе!
Итог. С каким инструментом вы познакомились? К каким видам инструментов он относится?
Какое произведение вы слушали сегодня?
Я оставлю вам раскраски (лежат на столе, рядом с корзинкой) перед сном попросите маму найти в Интернете «Колыбельную» В.А.Моцарта.
М.Р. «До свидания» - дети также пропевают.
М.Р. Повернитесь за ведущим, положите клавесы в корзинку, возьмите раскраску.