Цели урока по линиям развития личности:
- Линии 1-2. Картина мира в фактах и понятиях. Учить выявлять главное, группировать события внешней политики по её направлениям в первой половине царствования Ивана IV.
- Линия 3. Историческое мышление. Выявить причины и последствия внешнеполитической деятельности Ивана Грозного как для России, так и для жителей покорённых земель.
- Линии 4-5. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение. Оценить личные качества участников завоевательных войн, дать возможность оценить действия российских властей по отношению к завоёванному населению.
Ход урока
Проверка дз. Термины, даты, персоналии (карточки).
|
Действия учителя |
Действия учеников |
Создание проблемной ситуации |
- Запишите тему урока. |
Записывают тему в тетрадь. - Россия завоёвывала новые земли. |
Актуализация знаний |
- Какие внешнеполитические задачи стояли перед Россией до второй половины XVI века? |
- Закончить объединение русских земель, освободиться от ордынского ига, вернуть утраченные ранее территории. |
План урока |
1. Причины войн. |
|
Поиск решения проблемы. Открытие нового знания. |
Просмотрите учебник, параграф 7, назовите направления внешней политики и задачи, стоящие на этих направлениях. |
Запад: развитие торговли с Европой, выход к Балтийскому морю. |
Практикум в контурных картах. |
- Выполните задания в контурных картах, используя учебник (Приложение 2). |
|
Открытие нового знания |
- Каковы же были последствия завоевательной политики Ивана Грозного? |
Заполняют таблицу (Приложение 3). |
Применение нового знания |
- С точки зрения гражданина многонационального государства, какие действия русских властей в отношении покоренных народов выглядят справедливыми, а какие – нет? |
Аргументируют свою точку зрения. - Укрепление армии и государства привело к тому, что Россия стала проводить активную внешнюю политику, цель которой – расширение территорий, захват торговых путей. |
Домашнее задание |
БУ: Параграф 7, задание 4 на стр. 49. |
|