Материалы к уроку "Победы Российского царства". 7-й класс

Разделы: История и обществознание, Презентация к уроку

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (684 кБ)


Цели урока по линиям развития личности:

  • Линии 1-2. Картина мира в фактах и понятиях. Учить выявлять главное, группировать события внешней политики по её направлениям в первой половине царствования Ивана IV.
  • Линия 3. Историческое мышление. Выявить причины и последствия внешнеполитической деятельности Ивана Грозного как для России, так и для жителей покорённых земель.
  • Линии 4-5. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение. Оценить личные качества участников завоевательных войн, дать возможность оценить действия российских властей по отношению к завоёванному населению.

Ход урока

Проверка дз. Термины, даты, персоналии (карточки).

 

Действия учителя

Действия учеников

Создание проблемной ситуации

- Запишите тему урока.
- С каким направлением в развитии государства она связана?
- Прочитайте документы из приложения 1. Ответьте на вопросы.
- Как складывались отношения России с соседями?
- Какие выгоды с точки зрения автора документа принесли Ивану Грозному его завоевания?
- С какими проблемами столкнулся царь?
- Какое противоречие мы видим?
- Сформулируйте проблемный вопрос?

Записывают тему в тетрадь.
- Внешняя политика (отношения с другими странами).

- Россия завоёвывала новые земли.
- Земли с богатыми торговыми городами, новых подданных, торговые пути.
- Необходимо держать гарнизоны на завоёванных землях, боязнь заговоров и покушений, необходимость содержать огромную армию.
- Минусов у завоеваний больше, чем плюсов.
- Почему Российское государство начало вести завоевательные войны?

Актуализация знаний

- Какие внешнеполитические задачи стояли перед Россией до второй половины XVI века?
- Какие войны называют завоевательными?
- Какие изменения во внутренней политике способствовали переходу к активной внешней политике?

- Закончить объединение русских земель, освободиться от ордынского ига, вернуть утраченные ранее территории.
- Войны с целью захвата новых территорий.
- Были проведены реформы.

План урока

1. Причины войн.
2. Основные события и итоги войн.
3. Последствия завоевательных войн.

 

Поиск решения проблемы. Открытие нового знания.

Просмотрите учебник, параграф 7, назовите направления внешней политики и задачи, стоящие на этих направлениях.

Запад: развитие торговли с Европой, выход к Балтийскому морю.
Восток: присоединение территорий, ранее принадлежавших Золотой Орде, безопасность границ, поиск выгодных путей через Сибирь.

Практикум в контурных картах.

- Выполните задания в контурных картах, используя учебник (Приложение 2).

 

Открытие нового знания

- Каковы же были последствия завоевательной политики Ивана Грозного?
- Прочитайте текст Приложения 3, назовите положительные и отрицательные последствия для страны и для покоренных народов.

Заполняют таблицу (Приложение 3).

Применение нового знания

- С точки зрения гражданина многонационального государства, какие действия русских властей в отношении покоренных народов выглядят справедливыми, а какие – нет?
- Подведём итог: Почему же Иван Грозный начал вести завоевательные войны?

Аргументируют свою точку зрения.

- Укрепление армии и государства привело к тому, что Россия стала проводить активную внешнюю политику, цель которой – расширение территорий, захват торговых путей.

Домашнее задание

БУ: Параграф 7, задание 4 на стр. 49.

 

Проверка домашнего задания