Формирование экологических представлений имеет огромное значение для развития детей старшего дошкольного возраста. И способствует развитию интереса детей к самостоятельному познанию окружающего мира; мышления в ходе освоения причинно-следственных связей; наблюдательности и любознательности – дети учатся замечать и исследовать различные объекты природы, задавать вопросы и искать ответы на них; умения классифицировать природные объекты по признакам, среде обитания; а также формированию уважительного отношения к природе – дети учатся ценить красоту и разнообразие природного окружения. Именно поэтому задача развития экологических представлений занимает одно из ведущих мест в Федеральной образовательной программе дошкольного образования (далее ФОП ДО). В исследованиях Светланы Николаевны Николаевой экологические представления определяются в качестве элементарных знаний об объектах и явлениях живой и неживой природы: о характеристиках внешнего вида, условиях развития и жизнедеятельности, способах приспособления к среде обитания [5].
В современном мире, где проблемы экологии становятся все более актуальными, важно формировать у детей осознанное отношение к окружающей среде. Старший дошкольный возраст — период, когда у детей активно развиваются познавательные способности, и закладываются основы их экологических представлений. На данном этапе необходимо осуществлять педагогический процесс по формированию у ребенка экологических представлений, и он осуществляется в процессе экологического воспитания.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее ФГОС ДО), экологическое воспитание дошкольников является непрерывным процессом развития детей, которое направлено на формирование у них экологической культуры [1]. Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста регулируется ФГОС ДО и ФОП ДО.
В соответствии с ФГОС ДО ознакомление дошкольников с окружающим миром рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предполагает: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения, творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.); формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы; развитие потребности в исследовании объектов окружающего мира и экспериментировании с ними.
Воспитатели уже не одно десятилетие активно ищут современные средства для формирования экологических представлений у детей, отвечающие потребностям и запросам современности. Среди таких методов в разное время были: и использование экспериментов, моделирования, наблюдения, имитаций, организация труда в природе, чтение художественной литературы о природе, проведение бесед и игр.
Особое место в этой работе отводится игре. Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекает внимание педагогов. К.Д.Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если они сопровождаются игрой. В.А.Сухомлинский утверждал: «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Не меньшее значение игре предают и современные педагоги, психологи. Е.О.Смирнова отмечает: «Игра должна приносить удовольствие и эмоциональный подъем. Причем источником удовольствия является процесс, а не результат деятельности». В играх расширяются знания и умения, игра позволяет научить выделять главные признаки объектов природы, обобщать и классифицировать предметы, игры способствуют развитию сложных процессов умственной деятельности (нахождение по тождеству, целого по части). В процессе игры развивается и совершенствуется сенсорика, закрепляются и осмысливаются знания о простейших связях.
Сегодня определены новые требования ФГОС ДО – внедрение инновационных технологий в практику дошкольных образовательных организаций. Наиболее эффективным средством формирования экологических представлений является интерактивная дидактическая игра.
Рассмотрим понимание дидактической игры и интерактивной дидактической игры. Дидактическая игра представляет собой разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается; новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достижением, так как его можно свободно применять и в других условиях. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребенка. Кроме того, многие игры учат детей действовать «в уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их творческие возможности и способности.
Интерактивная дидактическая игра – уникальное средство обучения, которое совмещает в себе элементы традиционной дидактической игры с принципами интерактивности и обратной связи. Данные игры, сопровождаются использованием информационно-коммуникационных технологий. Интерактивная доска, проектор и ноутбук являются одними из самых популярных интерактивных средств в работе с детьми. Использование доски, проектора и ноутбука на занятиях дают детям старшего дошкольного возраста в наиболее эффективной форме овладевать новыми знаниями и умениями.
Использование информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС ДО, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний.
Интерактивный игровой формат позволяет наглядно знакомить детей с изучаемыми темами: разнообразие животного мира и природных зон, формы семян растений, как происходит их рост и развитие; процесс роста семечка до полноценного растения занимает много времени, а интерактивный формат позволяет сделать это в ограниченных временных рамках и поддерживает интерес ребенка.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что использование интерактивных дидактических игр в образовательной деятельности вызывает у детей огромный интерес, несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; дети более активны, усвоение материала проходит эффективнее, тренируется внимание и память, а также активно пополняется словарный запас.
Библиографический список
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – Москва: ТЦ Сфера, 2023. – 224 с.
- Козина, Е.Ф. Теория и методика экологического воспитания дошкольников: учебник для среднего профессионального образования / Е.Ф.Козина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 454 с.
- Кузнецова, Т.И. Использование интерактивных игр в воспитании экологической культуры дошкольников / Т.И.Кузнецова; под ред. В.П.Галенко, Н.А.Лобанова. // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: Материалы XVII международной конференции – Санкт-Петербург, 2019.
- Николаева, С.Н. Экологическое воспитание в старшей группе детского сада. 5–6 лет / С.Н.Николаева. – Москва: Мозаика-Синтез, 2022. – 192 с.