Как сложно найти волшебный ключик к душе ребёнка. Не каждый ребёнок раскрывается для общения, ведь он проживает различные жизненные ситуации. Дети стали всё чаще проводить время за компьютером, играя в игры, смотреть далеко не нравственные мультфильмы. Соответственно у них искажаются представления о духовных и нравственных качествах: о добре, милосердии и справедливости. И это проблема становится на сегодняшний день актуальной.
Чтобы при помощи сказки что-то объяснить или решить психологическую проблему, нужно выбирать максимально приближённые к ребёнку сюжет и персонажей. Очень важно, чтобы ребёнок почувствовал себя главным героем. Без этого сказка не сработает. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем.
В основе сказкотерапии детские сказки, хорошо знакомые детям и конечно же новые. Герои должны быть хорошо знакомы и понятны детям.
Например: «Сказка о невоспитанном мышонке» (С.Прокофьева). После чтения сказки я провела с группой детей беседу о вежливых словах.
Задала им вопросы:
- «Почему все обиделись на мышонка?»
- «Разве так важно говорить «Доброе утро!» и «Спокойной ночи!»?
- «Как вы думаете, что произойдёт, если все вежливые слова исчезнут?»
При помощи этих вопросов, дети усвоили нравственный урок, быть вежливыми.
В основе занятий сказки то, что мы их не только читаем, но и проигрываем.
Сказки бывают разными.
Народные и авторские:
- о животных;
- волшебные;
- бытовые.
Как утверждают психологи, читая детям каждый день сказки, мы повышаем их IQ.
Беседы постепенно усложняются по содержанию. Если в начале года я делала акцент на эмоции детей, то к концу года ребята сами пытаются делать выводы, обсудить ситуации. Также в беседе использую художественные произведения, примеры из жизни. Дети становятся более внимательными, отзывчивыми, трудолюбивыми, доводят дело до конца.
Принципы сказкотерапии:
- ребёнок не просто слушает сказку, но и участвует в процессе;
- ребёнок при помощи взрослого открывается, доверяя ему;
- методика применяется дозированно, по мере необходимости;
- сказочные сюжеты помогают детям проработать жизненные ситуации и конфликты.
Из этого можно сделать вывод, что при целенаправленном и системном использовании художественных произведений (сказок) у дошкольников заметно возросли положительные эмоции. Ребята научились различать хорошие и плохие поступки.
Итогом применения сказкотерапии в ДОУ является целостное гармоничное развитие ребёнка, включающее укрепление психического здоровья, улучшения социальной адаптации, коррекцию поведения, развитие речи, мышления, воображения и творческих способностей.