Предмет: биология.
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме многообразие млекопитающих.
Продолжительность урока: 40 минут.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать представления о многообразии млекопитающих.
Развивающие:
- научить учащихся самостоятельно добывать знания, развивать творческое мышление и навыки работы в группе, анализировать результаты своей деятельности и делать выводы, развивать монологическую речь и умение публично выступать.
Воспитательные:
- воспитывать стремление к получению новых знаний, самостоятельность, коммуникативные качества, умение слушать, осуществляют сотрудничество в ходе групповой формы работы на уроке.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Формировать коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
- Развивать навыков исследовательской деятельности;
Метапредметные:
- Развивать умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- Развивать способности к сравнению, сопоставлению и обобщению фактов, к формулированию выводов из услышанного или прочитанного.
- Развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
- Формировать и развивать биологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные:
- Расширить и углубить знания о представителях класса млекопитающие, их многообразии и разнообразии условий их обитания.
Техническое обеспечение занятия: мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
Предварительная подготовка: за неделю до игры учащиеся класса делятся на 4 команды, им предлагается ознакомиться с дополнительной информацией по теме «Класс Млекопитающие» (см. список литературы и интернет-ресурсов).
Ход игры
Вступительное слово
Приветствие, объяснение правил.
Жюри проводит подсчет баллов и следит за ходом игры.
На экране появляется ребус та команда, которая первая его отгадает, вступает в игру. Представитель команды нажимает на волчок, после остановки стрелки команда дает ответ на вопрос. При правильном ответе команда получает то количество баллов, на которое указывает стрелка. При отсутствии ответа или неверном ответе в игру вступают другие команды (готовность сообщают нажатием на звонок). На столах команд стоит настольный звонок нажатие, на который является сигналом о готовности команды дать ответ на вопрос.
На подготовку к ответу дается 20 секунд (песочные часы). По окончанию времени подается сигнал.
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Задания игры
| Вопрос | Ответ |
Балл |
Тверской купец Афанасий Никитин, ограбленный по пути в Персию, чудом сохранил шкуру одного зверька, которую затем обменял на бесценного арабского скакуна. |
СОБОЛЬ |
1 |
У хищников глаза почти всегда расположены впереди. Травоядные могут смотреть по сторонам и назад. У пресмыкающихся глаза расположены по бокам головы. А вот у камбалы угол зрения 360 градусов. |
Такое разнообразие расположения глаз позволяет одним животным преследовать добычу. Другим – питаться и видеть приближающегося хищника. Иметь как можно большее поле зрения. |
2 |
Бобры орудуют резцами с необычайной производительностью. Работая под водой, они могут не дышать до 15 минут. |
Резцы у бобра торчат поверх губы, и ими можно работать, не раскрывая рта. Нос бобра снабжен подвижными мясистыми ноздрями, которые плотно смыкаются, когда бобр ныряет. |
3 |
Мелкие грызуны запасают на зиму по несколько килограммов кормов. Для маленьких владельцев пищевых складов возникает задача не только найти и собрать достаточно пищи, но и транспортировать ее в кладовую. Труднее всего с самыми мелкими видами кормов, т.к. для их переноски необходима какая-то тара. Казалось бы — что мешает переносить семена во рту? Однако, оказывается, их нельзя подмочить слюной. Влажные запасы при хранении сгниют. Но с другой стороны, кроме рта у грызунов больше нет никакой тары или емкости. Природа нашла выход из этого противоречия. Какой? |
У многих грызунов (у бурундуков, сусликов, хомяков) для переноски семян есть защечные мешки — специальные достаточно большие полости между стенкой щеки и зубами, куда не открываются протоки слюнных желез. Поэтому находящийся там корм не подмокает. |
4 |
Животные общаются между собой звуками, позами, а слоны в дополнение к этому еще общаются и с помощью ног. Каким образом это происходит? |
Топая ногами, слоны создают сильную вибрацию, которая ощущается на значительном расстоянии, и таким образом они общаются друг с другом |
5 |
Как вы можете объяснить, почему детеныш огромной медведицы весит всего полкило, а теленок у домашней коровы – 12-20 кг? |
Огромная медведица приносит потомство зимой. В это время она находится в берлоге без пищи, воды и живет за счет накопленного жира. Крошечным медвежатам надо мало молока, и мать в состоянии их прокормить. А у коров в период выкармливания теленка имеется достаточно пищи и, как следствие, молока. |
6 |
В процессе эволюции у многих животных выработалось средство спасения от врагов. Ящерица легко расстается с хвостом, а кузнечик — с ногой. Осьминог предлагает врагам щупальце, как плату за жизнь. У зайца на вооружении тоже есть похожее средство страхования жизни. Догадайтесь, какое? |
У зайца тонкая шкура. Тонкость ее имеет оборонное значение. Прихватит волк или лисица косого за бок, он рванется посильнее, шкура легко порвется, и заяц убежит. Там, где кусочек шкуры вырван, не выступит ни кровинки, рана быстро зарастет новой кожей и шерстью. Вот такая автотомия (способность ряда животных к непроизвольному отбрасыванию некоторых частей тела при их резком раздражении) |
7 |
Дикие кролики-самцы обозначают границы своих владений пахучими метками. Пахучий секрет выделяется из железок, расположенных под подбородком, а ставит метки кролик передними лапками, предварительно натирая секретом их подошвы. Но тогда возникает опасность привести в свою норку хищника по пахучему следу. А это кролику совсем не нужно! Как быть? |
Кролики ставят пахучие метки ранним утром. А в свою нору они отправляются вечером, когда лапки за день хорошо вытрутся о траву и землю. |
8 |
Галилео Галилей писал, что лошадь, упав с высоты, ломает себе ноги, а кошка остается невредимой после падения с 4-5 метров, а сверчок, упав с вершины башни, как муравей упавший на землю хотя бы из лунной сферы. Почему насекомые и мелкие звери, падая на землю с большой высоты, остаются невредимыми, а крупные животные страдают |
С уменьшением размеров тела значительно быстрее убывает его объем. Сопротивление движения в воздухе зависит от поверхности падающего тела. Поэтому мелкие животные испытывают большее сопротивление, чем крупные, так как у них на единицу массы приходиться большая поверхность. |
9 |
Это животное нам хорошо знакомо и очень похоже на нас. Хотя для кого-то сравнение с ним может показаться оскорбительным. Сердце, лёгкие и пищеварительная система его так похожи на человеческие, что в перспективе могут использоваться для пересадки человеку. |
СВИНЬЯ |
10 |
Слона и голубя избрали национальным символом 4 государства, лошадь и корову – 5, орла – 22. |
ЛЕВ |
11 |
Этого животного, к великому сожалению, больше не существует. |
ТУР |
12 |
Список литературы и интернет-ресурсов
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: Академия развития, 2003.
- Акимушкин И.И. Мир животных. Рассказы о млекопитающих. Издательский дом Мещерикова, 2017.
- Балабанова В.В. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. - Волгоград: Учитель, 2002.
- Балабанова В.В., Максимцева Т.А., Открытые уроки по биологии. 7-9 классы. - Волгоград: Учитель, 2003.
- Борисова Н.В., Ефимова Н.Н. Интеллектуальный тренинг на уроках биологии в 6-8-х классах. Чебоксары, «Клио», 2000.
- Удивительные млекопитающие, о которых вы не знали https://pikabu.ru/story/udivitelnyie_mlekopitayushchie_o_kotoryikh_vyi_ne_znali_6861613