Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: театрализованная игра


В последнее время всё больше внимании уделяется развитию речи дошкольников. Формирование речи дошкольников- целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно, потому что в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции.

Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. И если их не тренировать, то развитие будет задерживаться и даже может остановиться навсегда. Дошкольники активно усваивают разговорный язык. Также происходит становление фонетической, лексической, грамматической речи. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств, развитием воображения, фантазии.

Детская игра широко развивается в театрализованной деятельности. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, понятно. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Такие игры способствуют усвоению элементов речевого общения. Театр - это всегда волшебство, праздник, позитивное настроение, поэтому детям очень нравится театр. Многие родители полагаются в решении проблемы на детский сад, однако практика показывает, что двух занятий в неделю недостаточно для формирования речевых умений и навыков, развития коммуникативных способностей. Разнообразить речевую практику дошкольников в детском саду мне помогает театрализованная деятельность, именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей: стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цель – развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. В основу моей работы легли методики А.М.Бородич «Методика развития речи», М.М.Алексеевой, Б.И.Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку», В.И.Логиновой «Развитие связной речи».

В детском саду мною используются такие виды театрализованных представлений: театр картинок, театр игрушек, театр петрушек. Уже в период заучивания потешек и незатейливых стишков воспитатель может на столе разыгрывать для детей спектакли, где роли действующих лиц «исполняют» игрушки. Театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, яркое оформление, и точное слово, и музыка. С возрастом сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей.

Сказки, которые мы ставим, всегда имеют нравственную направленность. А герои театра вызывают у ребенка желание подражать им, и, незаметно для себя, дети «присваивают» положительные качества героев. Они принимают на себя разные роли, подражают как положительным, так и отрицательным персонажам. Однако сюжет сказки – это лишь основа для самостоятельного творчества. И тут важно проявлять свое творчество, фантазию. Важно поддерживать ребенка в этом, чтобы заложить основу творческого восприятия мира. При игре в театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Следовательно, игра-драматизация оказывает большое воздействие на развитие речи ребенка.

Для развития речи ребенка важно развивать мелкую моторику пальцев рук. Для этого мы используем развивающее, игровое пособие «ГОНЗИКИ – весёлые глазки», разработанное В.В.Воскобовичем. Игра представляет собой набор перчаток и глазок для организации театрализованных игр. Этот инвентарь расположен в группе в удобном месте, изготовлена специальная театральная мини-ширма с прорезями. Все находится в свободном доступе для детей. «Глазки» можно наделять различными чертами характера, настроением, в зависимости от этого подбирать цвет перчаток. Перчатки можно наделять дополнительными деталями (ушками, хвостиком, короной, и т.д.). Декорации можно изготавливать в совместной деятельности с детьми и оформлять «сцену» в зависимости от театрального замысла. Декорации легко крепятся с помощью зажимов. Игра «Веселые гонзики» способствует развитию наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества, гармоничному развитию у детей эмоционально-образного и логического начал, формированию умения работать сообща, развитию мелкой моторики, стимулируют речевую активность ребенка, развивают память.

Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и замечательное средство для развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, памяти, творческих способностей.