Методическая разработка семинара-практикума для родителей по развитию речи детей 2–3 лет на тему «Речь на кончиках пальцев»

Разделы: Работа с родителями

Класс: д/с

Ключевые слова: развитие речи


Актуальность

Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Мелкая моторика - это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Вопрос развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Известный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Поэтому уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Актуальность развития мелкой моторики детей состоит в том, что у детей младшего дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие слабого развития общей моторики и руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.

Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика».

Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

Современная концепция начального воспитания и образования, изменение требований к содержанию и характеру начального образования определяют необходимость совершенствования развития ребенка дошкольного возраста, как многоаспектного целостного процесса, важным направлением которого является целостное развитие.

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с паззлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.

Поэтому педагогам необходимо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Необходимо организовывать целенаправленную систематическую работу по развитию мелкой моторики у малышей через разнообразные технологии развития детей. Обогащать окружающую среду достаточным количеством пособий для развития мелкой моторики рук. Создать условия в дошкольном учреждении для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.

Цель: повышение педагогической грамотности родителей в области развития речи детей 2-3 лет посредством развития мелкой моторики пальцев рук.

Задачи: пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ; дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка 2-3 лет и предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Структура:

  1. Оргмомент
  2. Теоретическая часть
  3. Практическая часть
  4. Заключение

Предварительная работа.

  • Подбор пособий, игр, литературы по теме.
  • Оформление наглядных материалов и практических рекомендаций для родителей.
  • Оформление брошюры для родителей
  • Подготовка презентации для родителей по теме семинара.

Оборудование и материалы.

В группе: Мультимедийная установка, игры и пособия, используемые для развития мелкой моторики рук у детей.

Раздаточный материал для родителей:

  • Наглядный материал с содержанием пальчиковых игр для родителей (для практической части семинара) (Приложение 1).
  • «Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у малышей с использованием подручного материала» (Приложение 2).
  • Брошюра для родителей с практическими рекомендациями по развитию мелкой моторики рук.

Примечание: в семинаре-практикуме используется презентация.

Ход семинара-практикума

Уважаемые родители!

Сегодня мы с вами поговорим о значении развития мелкой моторики рук в развитии детской речи, и на практике познакомимся с играми и упражнениями, при помощи которых можно развивать мелкую моторику рук малыша.

В последнее время выявляется такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т.п.

Следствием слабого развития общей моторики, и в частности – руки, является общая неготовность большинства детей к письму или проблемы с речевым развитием. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Ведь как бывает. Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально - психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

Важной и неотъемлемой частью развития речи ребенка является работа по развитию мелкой моторики руки. Кроме того, опыт показывает, что, чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Развитие мелкой моторики руки ведется по двум направлениям: пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры со стихотворным сопровождением без предметов) и игры и упражнения с применением различных предметов.

Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. Поэтому в устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известные всем «Сорока-Ворона», «Ладушки, ладушки…».

Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, настраивая детей на игру

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
  3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
  4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
  5. Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
  6. У малыша развивается воображение и фантазия.
  7. В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Правила выполнения гимнастики:

- Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.

- Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем – другой рукой, после этого двумя одновременно.

- Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях! Занимайтесь с ребенком ежедневно около 5 минут.

«Переходим к практике…»

Предлагаем вашему вниманию несколько примеров упражнений, которые можно разделить на 3 группы (здесь родителям предлагается наглядный материал с содержанием пальчиковых игр и предлагается вместе выполнить эти упражнения) (Приложение 1).

I группа - упражнения для кистей рук:

  • развивают подражательную способность, достаточно просты, не требуют тонких дифференцированных движений;
  • учат напрягать и расслаблять мышцы;
  • развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
  • учат переключаться с одного движения на другое.

II группа – упражнения для пальцев условно статические:

  • совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа – упражнения для пальцев динамические:

  • развивают точную координацию движений;
  • учат сгибать и разгибать пальцы рук;
  • учат противопоставлять большой палец остальным.

Давайте попробуем выполнить упражнения вместе (флажки, шарик, ежик, ножницы, вилка, колечко, очки, в гости, пальчик-мальчик) (Приложение 1).

Можно поиграть с детьми и в такие игры, когда просто изображается предмет или какое-то животное (дом, человечек, ворота, цветы, пчелы, рыба, лошадка, собака, коза, кошка, мышка, мостик, сарай) (Приложение 1). И после усвоения ребенком нескольких упражнений можно придумать вместе итоговую сказку или рассказ. Предлагаю вашему вниманию один из вариантов сказки с участием пальчиков, присоединяйтесь, будем вместе показывать и рассказывать (см. «Итоговая сказка» - Приложение 1).

Больше всего дети любят пальчиковые игры именно со стихотворным речевым сопровождением, которые развивают не только моторику рук, но и вызывают эмоциональный отклик на содержание стихотворения.

Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых есть мелкие детали, манипуляции с мелкими предметами.

Вопрос родителям: Как вы думаете, какие это игры? Какие мелкие предметы могут быть доступны детям? Как с ними играть?

(родители приводят примеры, делятся опытом).

В работе с детьми по развитию мелкой моторики можно использовать различные средства.

По окончании семинара вниманию родителей предлагается подборка методической и детской литературы по данной теме. Также их вниманию предлагаются игры и пособия, используемые для развития мелкой моторики рук у детей. Помимо этого родителям выдаются «Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у малышей с использованием подручного материала» (Приложение 2) и брошюра «Поиграем, малыши!»

Заключение

Таким образом, разные виды деятельности, используемые в работе с детьми в детском саду, а родителями дома, при целенаправленном их применении способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.

Работая над развитием мелкой моторики у детей, способствует решению целевого ориентира на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика» «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Список литературы

  1. Приказ Министерства образования науки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
  2. Бардышева Т.Ю., Щербакова Т.Н. Вот как пальчики шагают. Пальчиковые игры. – М., 2002.
  3. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ А.Е. Белая, В.И. Мирясова. – М., 2002.
  4. Ветрова В.В. Во что играть с ребёнком до 3 лет. – М., 2009.
  5. Гаврина С. Е., Кутевина Н. Л., Топоркова И. Г. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, 1997.
  6. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие мозга ребёнка. – М., 1973.
  7. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург, 2006.
  8. Косинова Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М., 2001.
  9. Крупенчук О.И. Развиваем мелкую моторику. – СПб., 2002.
  10. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение. – СПб., 1997.
  11. Мадышева Е, Машин Л. Домашняя школа Монтессори. – М., 1998.
  12. Метельская М.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М., 2007.
  13. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М., 2002.
  14. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – СПб., 2000.
  15. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М., 1999.
  16. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М., 2007.
  17. Материалы интернет-сайтов.