- Коллеги, встречались ли вам в практике тетради учеников, которые невозможно прочитать?
- Как вы думаете, какие рекомендации чаще всего дают ребенку с плохим почерком?
- Конечно, развивать мелкую моторику и больше писать.
- А как вы считаете многим эти рекомендации помогли?
- С моими учениками из предыдущих выпусков, у которых были проблемы с почерком, это тоже не сработало
Как вы думаете, почему эти рекомендации не сработали?
Наверное, формирование технической стороны письма (почерка) зависит не только от хорошо развитой мелкой моторики.
В своей научной публикации «Обучение письму» М.М.Безруких говорит о том, что у 40-60 % учеников начальной школы навык четкого, читаемого и грамотного письма не формируется.
Мне в своей педагогической деятельности хочется предупредить проблему небрежного и неразборчивого почерка. Создать крепкую основу для ровного почерка и сберечь здоровье ребят.
Я стала задаваться вопросом - как организовать и систематизировать работу по формированию почерка у учащихся, чтобы избежать проблемы небрежного и неразборчивого почерка.
Я поставила цель своей деятельности – использовать педагогические методы и приемы, которые помогут не допустить, преодолеть и не усугубить сложности обучения письму.
Что бы добиться поставленной цели, я изучила литературу по решению данной проблемы.
Выяснилось, что рекомендации «больше писать и развивать мелкую моторику» не помогают потому, что письмо зависит не столько от подвижности пальцев, сколько от развития высших психический функций, которые участвуют в письме. А это значит, что «центр управления» письмом находится в голове, а не в пальцах.
Чтобы овладеть письмом человек задействует большое количество участков головного мозга. Если хоть одно звено этой сложной системы будет работать не в полную силу, пострадает вся система.
В своей работе я хотела бы осветить нейропсихологический подход формированию технической стороны письма, который, как раз, работает на формирование у детей легкого, красивого и грамотного письма.
В своей работе я опиралась на опыт по данной проблеме:
- Александра Романовича Лурии (один из основателей отечественной нейропсихологии, советский психолог, врач - невропатолог)
- Марьяны Михайловны Безруких (физиолог, психолог, доктор биологических наук, профессор),
- Вероники Дмитриевны Мазиной (школьный логопед, нейропсихолог, преподаватель КПК, автор тетрадей, прописей, настольных игр)
Нейропсихологические технологии на уроке письма — это методы, направленные на развитие психических функций, необходимых для успешного овладения навыками письма. Такие технологии учитывают особенности развития мозга и психических функций.
Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровье сберегающей и игровой технологией.
Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение
Нейропсихологический подход обучения письму обеспечивает рекомендацию ФГОС НОО по оформлению письменных работ учащихся. Например, все записи в тетрадях должны вестись каллиграфически аккуратным, чётким и разборчивым почерком.
В ФГОС в разделе «Начальное общее образование», Гл.1, п.7, указано, что в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход который предполагает «учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей, обучающихся…»
Реализация нейропсихологического подхода на уроках письма
На основе рекомендации В.Д.Мазиной, мной были составлены «задачи», над которыми нужно работать на уроках письма в рамках нейропсихологического подхода:
- Какие методы обучения использовать?
- Инструменты для письма?
- В чем писать (выбор разлиновки)?
- Как учить писать?
- Какие нейропсихологические упражнения использовать?
1. Методы обучения
Традиционно выделяю следующие методы обучения письму. Наилучший результат дает комбинирование этих методов, в соответствии с этапами овладения письмом. Берем достоинства метода, а недостатки отметаем.
1. Копировальный
Самостоятельного осознанного действия при письме не формирует. Применяем на аналитическом этапе во время знакомства с буквой. И на этапе автоматизации, когда требуется оттачивание движений.
2. Линейный
Используется линейная сетка, ограничивающая высоту, ширину и наклон букв.
3. Метод Карстера
Крупное письмо основных элементов, потом букв, потом целых слов. Отсутствие вспомогательных линей. Применять стоит лишь на этапе автоматизации или в средней школе.
4. Генетический
Минус этого метода в том, что отдельный элемент изучается безотносительно к букве. Плюс – происходит поэлементный анализ буквы.
5. Ритмический
Метод предполагал письмо под счет (общий ритм письма). Применять на весь класс нельзя, только для письма в воздухе. Когда ребенок начинает писать в тетради, считает себе сам.
6. Аналитико-синтетический
Буквы изучаются в порядке изучения грамоты. Спорный для языков, где написание и произношение связаны плохо. Применяют в сочетании с копировальным методом.
7. Безотрывный
Требует:
- Обучать детей специальным способам соединять буквы;
- Менять естественную траекторию движения;
- Обводить по уже написанной линии
Игнорирует этапы формирования письма. Вызывает напряжение мышц при письме. Длительные задержки дыхания. Не отвечает психофизиологическим возможностям первоклассника, тормозит формирование навыка письма.
8. Поэлементный
Это изучение букв по элементам. Зрительные и двигательные элементы у букв совпадают. Метод используется на первом аналитическом этапе письма.
2. Чем писать?
С точки зрения нейропсихологов, начинать письмо в первом классе нужно с мягкого простого карандаша:
- позволяет стирать ошибки, фокусируя внимание на том, что получилось хорошо;
- на первых этапах позволяет не высвечивать неточное попадание в крупную разлиновку;
- позволяет писать в любом положении, не вызывая чрезмерного напряжения и не ограничивает движения пальцев. Это позволяет поэтапно формировать писчий хват, если он еще не сформирован.
На ручку стоит переводить детей, которые начали переходить от аналитического этапа к следующему. Трехгранные руки и ручки с выемками для пальцев использовать не нужно, они не обучают правильному положению пальцев провоцируют не динамический, а статический хват щепотью. Берем обычную шариковую ручку.
3. В чем писать?
Разлиновка – это один из инструментов, который помогает формировать техническую сторону письма, т.е. почерк.
Первоклассникам необходима крупная разлиновка 8 мм на первом аналитическом этапе письма. Когда ребенку 7 лет, еще невозможно опираться на глазомер, но его нужно развивать. А еще у первоклассников мелкая моторика не позволяет совершать микродвижения, которые неизбежны если буквы должны быть высотой 4 мм. В.Д.Мазиной разработана серия тетрадей с частой косой разлиновкой. В тетрадях частая косая различается размером: 8 мм, 5 мм, 4 мм.
Частые косые линии нужны для того, чтобы контролировать ширину элементов, наклон букв и расстояние между ними. Таким образом создается ритм письма на который может опираться ребенок. Появляется зрительная опора (средняя линия, пунктирные для выносных элементов).
Письмо в крупной разлиновке не получается быстрым, что позволяет осуществлять контроль написанного и сразу происходит планирование следующего элемента (на скорости это невозможно). Переход на более мелкую разлиновку происходит постепенно с опорой на этапы формирования письма.
4. Как учить писать?
В.Д.Мазина в своей книге «Нейроразвите детей» дает следующие рекомендации:

5. Нейропсихологические упражнения
Чаще всего первопричиной плохого почерка является нормотипичная неравномерность развития психических функций, т.е. индивидуальные особенности созревания. Незрелые функции и механизмы мы будем развивать и встраивать в учебную деятельность. Рассмотрим упражнения на развитее того или иного нейропсихологического фактора.
Кинезеологические упражнения
Вид упражнений |
Задача |
Перечень упражнений |
Кинезеологические |
1) для согласования движений рук, а иногда ног. |
Упражнения с мячами |
Пальчиковая гимнастика
Снижает лишний тонус и готовит пальцы к письму. Одновременно увеличиваются работоспособность, ловкость, ритмичность и подвижность.
Благодаря пальчиковой гимнастике повышается устойчивость к графическим нагрузкам, улучшается точность, уходят дрожащие линии.
Упражнения взята из книги В.Д.Мазиной «Нейроразвите детей».

Упражнения для развития кинестетических ощущений, точности движений и глазомера
Вид упражнений |
Задача |
Перечень упражнений |
Упражнения для развития кинестетических ощущений, точности движений и глазомера |
Развитие зрительно-моторной координации и глазомера, ориентировка в пространстве |
|
№ 22 Упражнения на развитие зрительно-пространственных функций
| Вид упражнений | Задача |
Перечень упражнений |
Упражнения на развитие зрительно-пространственных функций |
Направлены на формирование следующих навыков: |
|
Упражнения для развития ритма
| Вид упражнений | Задача |
Перечень упражнений |
Упражнения для развития ритма |
формируют и развивают чувство ритма; |
ритмичные массажики; |
Список использованной литературы
1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. «Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход» (Москва: Академия, 2015). 2. Безруких М.М. Дети с трудностями обучения письму и чтению/ Развитие личности ребенка. – Екатеринбург, У-Фактория, 2006.
3. Безруких М.М. Обучение письму. – Екатеринбург, Рама-паблишинг, 2009. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь. – М. Эксмо, 2009.
4. Мазина, В.Д. Нейропсихология детей от 3 до 12 лет. Игра, речь, моторика, почерк. / В.Д.Мазина — 1 издание. — Москва: ООО издательство АСТ, 2024 — 426 c.
5. Семенович А. В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза» (Москва: Генезис, 2017).