Мотивация к обучению — один из ключевых факторов успешности образовательного процесса. Начало школьного обучения — переломный момент в жизни ребёнка, когда игра сменяется учением. Важно создать условия, при которых этот переход будет плавным и позитивным.
Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них – разнообразие методов и приемов обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях повышают уровень учебной мотивации младших школьников.
Иван Павлович Подласый утверждает, что для формирования полноценной мотивации учения младших школьников важно обеспечить следующие условия: обогащать содержание личностно ориентированным интересным материалом; организовать интересное общение детей между собой; поощрять выполнение заданий повышенной трудности; формировать активную самооценку своих возможностей; использовать эффективную поддержку детских инициатив, ободрять учеников при возникновении у них трудностей; воспитать ответственное отношение к учебному труду заботиться о разнообразии методов и приемов обучения.(можно несколько взять, а остальные в презентацию)
В настоящее время существует множество разнообразных примеров, но мы предлагаем рассмотреть некоторые приёмы повышения интереса к учебному материалу. На каждом этапе важно поддержать учебно-познавательную мотивацию обучающихся, начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием знаний школьников.
Для того чтобы мотивировать ребёнка к учебному процессу, нужно изучение новой темы начинать в необычной форме.
Для этого можно использовать прием «Да-нетка», этот прием достаточно азартен и интересен детям.
Я загадываю какое-то понятие или предмет, явление, литературного героя, историческое лицо, все что угодно). Обучающиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые я должна ответить только словами: "да", "нет".
Предлагаю сейчас с вами построить диалог и закрепить этот прием.
Представьте, что вы сейчас на уроке математики, я загадала какое - то число, а вы, пожалуйста, по очереди задавайте мне вопросы. (Загадываю число 25)
- Это однозначное число? (да).
- В нем больше одного десятка? (да).
- Это четное число? (нет).
- В этом числе количество десятков равны количеству единиц? (нет)
- Это число стоит между 24 и 26 (да)
Способен увлечь младших школьников прием «Яркое пятно».
Я сообщаю классу интригующий материал, который захватывает внимание учеников и связан с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, ребусы, кроссворды и другое.
Я представляю вашему вниманию Яркое пятно на уроке математики. «38 попугаев»
Подумайте, при изучении какой темы можно использовать фрагмент из этого мультфильма? («Длина отрезка»).
В ходе подводящего диалога дети приходят к выводу, что удав был один и тот же, а мерки разные и поэтому для измерения длины необходимо использовать единую мерку.
Не менее интересен прием «Чёрный ящик»
В ящик помещают предмет, связанный с темой урока. Затем дети, задавая наводящие вопросы, пытаются угадать, что же лежит в ящике, раскрывая тему урока. В конце урока одному из учеников предлагают достать предмет. Тому, кто угадал содержимое, вручают подарок.
- В черном ящике представитель животного мира, которая в одной из сказок помогал осуществлять желания старухи. Кто это? Назовите сказку. (Рыбка)
- В чёрном ящике находится предмет, который погубил молодую царевну. Что это за предмет? Что это? Назовите сказку. (Яблоко)
- Чем угрожала царица Чернавке в Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях». Что это? Назовите сказку (Рогатка)
- Кто с высокой спицы стал стеречь границы славного царя Дадона? Кто это? Назовите сказку. (Петушок)
- А теперь ответьте. Что объединяет все эти предметы?
- Как вы думаете какая тема нашего урока?
Путешествие по сказкам Пушкина
Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данной, темы. Этому могут способствовать следующие приёмы:
Прием «Математическая рыбалка»
На доске с помощью магнитов или другим доступным способом закреплены картонные фигурки рыбок разного цвета. На обратной стороне рыбок написаны математические примеры. Выбирается Нептун – ученик, который будет брать рыбок, читать вслух примеры и раздавать рыбок. Рыбки будут вручаться тем, кто быстрее других правильно решит пример. В конце выявляется самый ловкий рыбак.
За правильные ответы выдаются жетоны.
Прием «Пароль»
Я встречаю ребят, стоя у входа в кабинет. Прежде чем войти в класс, ученики должны произнести пароль (какое-либо правило, формулу, закон) – продемонстрировать знание учебного материала. Ученики выстраиваются в цепочку. Не знающие пароль отправляются в конец очереди. Их задача – оперативно вспомнить, прочитать или узнать у товарищей нужную информацию.
Например, в первом классе по русскому языку могут быть паролем такие правила как ча-ща, пиши с буквой а, жи-ши, пиши с буквой и, чу-щу пиши с буквой у, изученные словарные слова. По математике, например, переместительное свойство сложения. И так в каждом классе.
Прием «Пазл с секретом»
Я даю ученику (или группе учеников) карточку с заданием (или несколько карточек). Дети выполняют задание и прикрепляют карточку на ватман в той графе, в которой указан правильный ответ. Если в результате получилась картина, значит, задачи были решены верно.
В качестве заданий для этой игры прекрасно подойдут: задачи на счет – соотнеси число предметов и цифру, реши арифметическую задачу (ответ – число); найди пропущенную букву (ответ – буква); найди предмет, принадлежащий сказочному герою (ответ – изображение предмета) и т.п.
Прием «Воздушное письмо»
Один из учеников выходит вперед и, стоя спиной к классу, что-то выписывает рукой в воздухе. Класс отгадывает, что он написал, и, в зависимости от поставленной цели, либо прочитывает письмо вслух, либо реагирует иным способом. Содержание воздушного письма связано с изучаемым материалом. На уроках русского языка можно выводить буквы, слова, словосочетания. На уроках математике – числа или фигуры.
А также для создания ситуации успеха на уроках я использую выражения:
Приемы создания ситуаций успеха:
- Преодоление страха
- Скрытая инструкция
- Авансирование
- Персональная исключительность
- Усиление мотивации
- Высокая оценка детали
В виде мотивационных карандашиков.
Заключение
Формирование положительной мотивации к обучению — комплексная задача, требующая системного подхода. Успех зависит от:
- Профессионализма педагога
- Создания благоприятной образовательной среды
- Использования современных педагогических технологий
- Учёта индивидуальных особенностей учащихся
Помните: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Наша задача — не просто усадить детей за парты, а пробудить в них искренний интерес к познанию нового.