«Мотивация в действии»: практические приёмы для успешного обучения младших школьников

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Мотивация к обучению — один из ключевых факторов успешности образовательного процесса. Начало школьного обучения — переломный момент в жизни ребёнка, когда игра сменяется учением. Важно создать условия, при которых этот переход будет плавным и позитивным.

Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них – разнообразие методов и приемов обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях повышают уровень учебной мотивации младших школьников.

Иван Павлович Подласый утверждает, что для формирования полноценной мотивации учения младших школьников важно обеспечить следующие условия: обогащать содержание личностно ориентированным интересным материалом; организовать интересное общение детей между собой; поощрять выполнение заданий повышенной трудности; формировать активную самооценку своих возможностей; использовать эффективную поддержку детских инициатив, ободрять учеников при возникновении у них трудностей; воспитать ответственное отношение к учебному труду заботиться о разнообразии методов и приемов обучения.(можно несколько взять, а остальные в презентацию)

В настоящее время существует множество разнообразных примеров, но мы предлагаем рассмотреть некоторые приёмы повышения интереса к учебному материалу. На каждом этапе важно поддержать учебно-познавательную мотивацию обучающихся, начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием знаний школьников.

Для того чтобы мотивировать ребёнка к учебному процессу, нужно изучение новой темы начинать в необычной форме.

Для этого можно использовать прием «Да-нетка», этот прием достаточно азартен и интересен детям.

Я загадываю какое-то понятие или предмет, явление, литературного героя, историческое лицо, все что угодно). Обучающиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые я должна ответить только словами: "да", "нет".

Предлагаю сейчас с вами построить диалог и закрепить этот прием.

Представьте, что вы сейчас на уроке математики, я загадала какое - то число, а вы, пожалуйста, по очереди задавайте мне вопросы. (Загадываю число 25)

- Это однозначное число? (да).

- В нем больше одного десятка? (да).

- Это четное число? (нет).

- В этом числе количество десятков равны количеству единиц? (нет)

- Это число стоит между 24 и 26 (да)

Способен увлечь младших школьников прием «Яркое пятно».

Я сообщаю классу интригующий материал, который захватывает внимание учеников и связан с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, ребусы, кроссворды и другое.

Я представляю вашему вниманию Яркое пятно на уроке математики. «38 попугаев»

Подумайте, при изучении какой темы можно использовать фрагмент из этого мультфильма? («Длина отрезка»).

В ходе подводящего диалога дети приходят к выводу, что удав был один и тот же, а мерки разные и поэтому для измерения длины необходимо использовать единую мерку.

Не менее интересен прием «Чёрный ящик»

В ящик помещают предмет, связанный с темой урока. Затем дети, задавая наводящие вопросы, пытаются угадать, что же лежит в ящике, раскрывая тему урока. В конце урока одному из учеников предлагают достать предмет. Тому, кто угадал содержимое, вручают подарок.

- В черном ящике представитель животного мира, которая в одной из сказок помогал осуществлять желания старухи. Кто это? Назовите сказку. (Рыбка)

- В чёрном ящике находится предмет, который погубил молодую царевну. Что это за предмет? Что это? Назовите сказку. (Яблоко)

- Чем угрожала царица Чернавке в Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях». Что это? Назовите сказку (Рогатка)

- Кто с высокой спицы стал стеречь границы славного царя Дадона? Кто это? Назовите сказку. (Петушок)

- А теперь ответьте. Что объединяет все эти предметы?

- Как вы думаете какая тема нашего урока?

Путешествие по сказкам Пушкина

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данной, темы. Этому могут способствовать следующие приёмы:

Прием «Математическая рыбалка»

На доске с помощью магнитов или другим доступным способом закреплены картонные фигурки рыбок разного цвета. На обратной стороне рыбок написаны математические примеры. Выбирается Нептун – ученик, который будет брать рыбок, читать вслух примеры и раздавать рыбок. Рыбки будут вручаться тем, кто быстрее других правильно решит пример. В конце выявляется самый ловкий рыбак.

За правильные ответы выдаются жетоны.

Прием «Пароль»

Я встречаю ребят, стоя у входа в кабинет. Прежде чем войти в класс, ученики должны произнести пароль (какое-либо правило, формулу, закон) – продемонстрировать знание учебного материала. Ученики выстраиваются в цепочку. Не знающие пароль отправляются в конец очереди. Их задача – оперативно вспомнить, прочитать или узнать у товарищей нужную информацию.

Например, в первом классе по русскому языку могут быть паролем такие правила как ча-ща, пиши с буквой а, жи-ши, пиши с буквой и, чу-щу пиши с буквой у, изученные словарные слова. По математике, например, переместительное свойство сложения. И так в каждом классе.

Прием «Пазл с секретом»

Я даю ученику (или группе учеников) карточку с заданием (или несколько карточек). Дети выполняют задание и прикрепляют карточку на ватман в той графе, в которой указан правильный ответ. Если в результате получилась картина, значит, задачи были решены верно.

В качестве заданий для этой игры прекрасно подойдут: задачи на счет – соотнеси число предметов и цифру, реши арифметическую задачу (ответ – число); найди пропущенную букву (ответ – буква); найди предмет, принадлежащий сказочному герою (ответ – изображение предмета) и т.п.

Прием «Воздушное письмо»

Один из учеников выходит вперед и, стоя спиной к классу, что-то выписывает рукой в воздухе. Класс отгадывает, что он написал, и, в зависимости от поставленной цели, либо прочитывает письмо вслух, либо реагирует иным способом. Содержание воздушного письма связано с изучаемым материалом. На уроках русского языка можно выводить буквы, слова, словосочетания. На уроках математике – числа или фигуры.

А также для создания ситуации успеха на уроках я использую выражения:

Приемы создания ситуаций успеха:

  • Преодоление страха
  • Скрытая инструкция
  • Авансирование
  • Персональная исключительность
  • Усиление мотивации
  • Высокая оценка детали

В виде мотивационных карандашиков.

Заключение

Формирование положительной мотивации к обучению — комплексная задача, требующая системного подхода. Успех зависит от:

  • Профессионализма педагога
  • Создания благоприятной образовательной среды
  • Использования современных педагогических технологий
  • Учёта индивидуальных особенностей учащихся

Помните: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Наша задача — не просто усадить детей за парты, а пробудить в них искренний интерес к познанию нового.