Игры-потешки в адаптационный период с детьми младшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: потешки


Введение. Актуальность и значение потешки в адаптационный период

Адаптационный период для ребенка младшего дошкольного возраста, впервые переступающего порог дошкольного образовательного учреждения, является временем серьезных психоэмоциональных нагрузок. Малыш попадает в новую, непривычную для него обстановку, где нет главного источника уверенности и спокойствия – мамы. В этой ситуации именно педагог становится тем проводником, который помогает ребенку мягко и безболезненно влиться в новый коллектив, принять правила детского сада и начать с интересом познавать окружающий мир.

Одним из самых эффективных, проверенных временем инструментов в руках воспитателя является народная поэзия, а именно – потешки. Эти короткие, ритмичные, часто шутливые стишки идеально соответствуют возрастным особенностям детей 2-3 лет. Потешки представляют собой уникальный феномен, обладающий многогранным психолого-педагогическим потенциалом. Они играют ключевую роль в установлении эмоционального контакта между взрослым и ребенком, способствуют развитию речевых навыков, обогащают сенсорный опыт и закладывают основы культурно-гигиенических компетенций. Более того, потешки трансформируют рутинные аспекты повседневной жизни в интерактивные игровые формы, что особенно значимо в период адаптации, когда новые условия могут вызывать у детей стресс и тревогу.

Таким образом, потешки можно рассматривать как многофункциональный инструмент, обладающий широким спектром применения в области психолого-педагогической работы с детьми. Их использование в образовательном процессе позволяет не только решать практические задачи, но и формировать у детей целостное восприятие мира, развивать их творческие способности и способствовать гармоничному личностному росту.

Цели и задачи использования игр-потешек в соответствии с ФГОС ДО

Использование игр-потешек в работе с детьми младшего дошкольного возраста направлено на достижение целей, напрямую соответствующих целевым ориентирам ФГОС ДО.

Главной целью является создание благоприятных условий для успешной социально-коммуникативной адаптации ребенка к детскому саду через установление доверительных отношений с воспитателем и сверстниками в процессе игровой деятельности.

Для достижения этой цели мы ставим перед собой ряд задач.

В области социально-коммуникативного развития задачами являются снятие эмоционального и мышечного напряжения, преодоление стрессовых состояний; формирование чувства защищенности и доверия к воспитателю; развитие навыков позитивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; освоение простейших правил поведения в группе.

В области речевого развития мы стремимся обогащать пассивный и активный словарный запас детей; развивать артикуляционный аппарат и звуковую культуру речи; побуждать ребенка к речевой активности, к подражанию действиям и словам взрослого.

В обучении детей важно использовать потешки для знакомства с частями тела, предметами и природными явлениями. Это помогает развивать образное мышление и мелкую моторику через движения, сопровождающие текст.

Принципы отбора и использования потешек

Работа с потешками в адаптационный период требует от педагога чуткости и соблюдения определенных принципов, чтобы эта деятельность принесла максимальную пользу.

Принцип эмоциональности и выразительности. Педагог должен рассказывать потешку не механически, а с яркой, живой интонацией, мимикой, теплой улыбкой. Голос может быть то тихим и ласковым, то веселым и озорным. Именно эмоциональная подача привлекает и удерживает внимание ребенка, вызывает у него ответные положительные чувства.

Принцип наглядности и действия. Потешка не читается, а обыгрывается. Обязательно используются игрушки (куклы, мишки, птички), картинки или пальчиковый театр. Все слова сопровождаются действиями: либо воспитатель совершает их по отношению к ребенку (ласковые поглаживания во время умывания, «ходики» пальчиками по ладошке), либо ребенок повторяет движения вместе с педагогом («топотушки» ножками, хлопки в ладоши).

Принцип индивидуального подхода. Никогда не нужно настаивать, если ребенок отказывается участвовать. Он может быть просто наблюдателем. Потешка произносится для всех, но взгляд воспитателя, его кивок или улыбка должны быть обращены к каждому, создавая ощущение включенности и безопасности для стеснительных или тревожных детей.

Принцип цикличности и повторяемости. Одни и те же потешки используются многократно, сопровождая одни и те же режимные моменты. Повторение создает у ребенка ощущение предсказуемости и стабильности, что снижает тревожность. Он запоминает последовательность действий, начинает предвкушать их и с радостью включается в знакомый ритуал.

Примеры игр-потешек для различных режимных моментов

  1. Утренний прием, раздевание. Встречая ребенка, можно взять его за ручку и сказать: «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Ванечка хороший! Ванечка пригожий!». Это сразу настраивает на позитивный, личностно-ориентированный лад.
  2. Умывание. Чтобы превратить его в игру, помогает потешка: «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки алели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок». Ласковые движения руками во время произнесения текста помогают установить тактильный контакт.
  3. Одевание на прогулку. Этот долгий процесс легко обыграть: «Вот они, сапожки: этот с левой ножки, этот с правой ножки. Если дождик пойдет, намочить ножки не дадут».
  4. Кормление. Чтобы вызвать аппетит и позитивное отношение к еде: «Уж я Танечке пирог испеку, я у Танечки румяный бочок. На него погляжу, накормить ее скажу».
  5. Укладывание спать. Создать спокойную, умиротворяющую атмосферу поможет тихая, напевная потешка, сопровождаемая поглаживаниями: «Баю-баю-байки, прилетели чайки. Стали крыльями махать, нашу детку усыплять».

Примеры пальчиковых и двигательных игр-потешек

Эти игры великолепно развивают моторику, снимают напряжение и дарят массу положительных эмоций.

  • Пальчиковая игра «Сорока-ворона». Классическая игра-потешка, в которой воспитатель водит пальчиком по ладошке ребенка, а затем поочередно загибает его пальчики, «раздавая кашу». Это прекрасное упражнение для мелкой моторики и установления контакта.
  • Игра с движениями «Мишка косолапый». Дети с удовольствием имитируют движения мишки: переваливаются с ноги на ногу, показывают, как он «по лесу идет», «шишки собирает», «в рот их кладет». Эта игра позволяет выплеснуть скованную энергию, подвигаться.
  • Потешка «Ладушки». Еще одна всеми любимая классика. Дети хлопают в ладоши, учатся координировать движения, действовать синхронно с другими, что способствует сплочению группы.
  • «Пальчик-мальчик». Эта потешка идеальна для индивидуальной работы. Вы берете ручку ребенка и поочередно загибаете его пальчики, начиная с мизинца, легко их потряхивая: «Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел». Это упражнение великолепно развивает гибкость пальцев и позволяет провести тактильный, эмоционально положительный сеанс общения один на один.
  • «Этот пальчик хочет спать». Эта игра прекрасно подходит для момента укладывания спать или просто для успокоения после активной игры. Поочередно загибайте пальчики ребенка в кулачок, как бы укладывая их спать: «Этот пальчик хочет спать, этот пальчик прыг в кровать, этот пальчик прикорнул, этот пальчик уж заснул. Встали пальчики ура! В детский сад идти пора!». На последнюю строчку пальчики радостно «просыпаются» и распрямляются. Дети быстро запоминают последовательность и с удовольствием выполняют ее сами.

Рекомендации педагогу по организации работы

Начинайте с индивидуального общения или работы с очень маленькими подгруппами (2-3 человека). Постепенно, по мере привыкания детей, круг участников можно расширять.

Не стремитесь к идеальному выполнению всех действий детьми. Главное – это положительный эмоциональный отклик. Если ребенок просто улыбается и наблюдает – это уже огромный шаг.

Для психоэмоциональной регуляции детей в период адаптации важно использовать методы, основанные на спонтанных моментах взаимодействия. Если ребенок проявляет эмоциональную нестабильность, плачет, стоит применять интерактивные стратегии. Например, можно читать потешки и сопровождать их игровыми элементами.

Например, можно сказать: «Не плачь, не плачь, детка, прискачет к тебе серенькая кошка, принесет калачики из печи». Голос взрослого должен быть спокойным и утешающим, чтобы создать атмосферу безопасности и доверия.

Родители играют ключевую роль в этом процессе. Им стоит включать подобные потешки в повседневные ритуалы ухода: умывание, одевание, укладывание спать. Это поможет создать единую, предсказуемую и понятную среду, что облегчит адаптацию ребенка и укрепит его чувство стабильности и защищенности.

Заключение. Ожидаемые результаты

Систематическое и грамотное использование игр-потешек в адаптационный период позволяет достичь выдающихся результатов. У детей значительно снижается уровень тревожности, пропадает плаксивость, они начинают с доверием относиться к воспитателю, воспринимая его как источник интересной и веселой деятельности. Постепенно налаживается взаимодействие между детьми, появляются первые признаки совместной игры.

Режимные моменты перестают быть источником стресса и проходят значительно спокойнее и быстрее. У детей активизируется речь, обогащается словарь, развивается память, воображение и моторика.

Таким образом, народная игра-потешка представляет собой не только исторически сложившийся педагогический инструмент, но и актуальное средство реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к развивающей предметно-пространственной среде. Она обладает такими характеристиками, как доступность, безопасность, трансформируемость, полифункциональность и вариативность, что позволяет ей эффективно интегрироваться в образовательный процесс.

Эта форма педагогической деятельности выполняет функцию культурного моста, соединяющего прошлое и настоящее, домашний и институциональный контексты, а также взрослых и детей. Потешки способствуют формированию у дошкольников ключевых компетенций, необходимых для успешного перехода в новый, более сложный мир, и являются важным элементом целостного развития личности ребенка.