Введение. Актуальность и значение потешки в адаптационный период
Адаптационный период для ребенка младшего дошкольного возраста, впервые переступающего порог дошкольного образовательного учреждения, является временем серьезных психоэмоциональных нагрузок. Малыш попадает в новую, непривычную для него обстановку, где нет главного источника уверенности и спокойствия – мамы. В этой ситуации именно педагог становится тем проводником, который помогает ребенку мягко и безболезненно влиться в новый коллектив, принять правила детского сада и начать с интересом познавать окружающий мир.
Одним из самых эффективных, проверенных временем инструментов в руках воспитателя является народная поэзия, а именно – потешки. Эти короткие, ритмичные, часто шутливые стишки идеально соответствуют возрастным особенностям детей 2-3 лет. Потешки представляют собой уникальный феномен, обладающий многогранным психолого-педагогическим потенциалом. Они играют ключевую роль в установлении эмоционального контакта между взрослым и ребенком, способствуют развитию речевых навыков, обогащают сенсорный опыт и закладывают основы культурно-гигиенических компетенций. Более того, потешки трансформируют рутинные аспекты повседневной жизни в интерактивные игровые формы, что особенно значимо в период адаптации, когда новые условия могут вызывать у детей стресс и тревогу.
Таким образом, потешки можно рассматривать как многофункциональный инструмент, обладающий широким спектром применения в области психолого-педагогической работы с детьми. Их использование в образовательном процессе позволяет не только решать практические задачи, но и формировать у детей целостное восприятие мира, развивать их творческие способности и способствовать гармоничному личностному росту.
Цели и задачи использования игр-потешек в соответствии с ФГОС ДО
Использование игр-потешек в работе с детьми младшего дошкольного возраста направлено на достижение целей, напрямую соответствующих целевым ориентирам ФГОС ДО.
Главной целью является создание благоприятных условий для успешной социально-коммуникативной адаптации ребенка к детскому саду через установление доверительных отношений с воспитателем и сверстниками в процессе игровой деятельности.
Для достижения этой цели мы ставим перед собой ряд задач.
В области социально-коммуникативного развития задачами являются снятие эмоционального и мышечного напряжения, преодоление стрессовых состояний; формирование чувства защищенности и доверия к воспитателю; развитие навыков позитивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; освоение простейших правил поведения в группе.
В области речевого развития мы стремимся обогащать пассивный и активный словарный запас детей; развивать артикуляционный аппарат и звуковую культуру речи; побуждать ребенка к речевой активности, к подражанию действиям и словам взрослого.
В обучении детей важно использовать потешки для знакомства с частями тела, предметами и природными явлениями. Это помогает развивать образное мышление и мелкую моторику через движения, сопровождающие текст.
Принципы отбора и использования потешек
Работа с потешками в адаптационный период требует от педагога чуткости и соблюдения определенных принципов, чтобы эта деятельность принесла максимальную пользу.
Принцип эмоциональности и выразительности. Педагог должен рассказывать потешку не механически, а с яркой, живой интонацией, мимикой, теплой улыбкой. Голос может быть то тихим и ласковым, то веселым и озорным. Именно эмоциональная подача привлекает и удерживает внимание ребенка, вызывает у него ответные положительные чувства.
Принцип наглядности и действия. Потешка не читается, а обыгрывается. Обязательно используются игрушки (куклы, мишки, птички), картинки или пальчиковый театр. Все слова сопровождаются действиями: либо воспитатель совершает их по отношению к ребенку (ласковые поглаживания во время умывания, «ходики» пальчиками по ладошке), либо ребенок повторяет движения вместе с педагогом («топотушки» ножками, хлопки в ладоши).
Принцип индивидуального подхода. Никогда не нужно настаивать, если ребенок отказывается участвовать. Он может быть просто наблюдателем. Потешка произносится для всех, но взгляд воспитателя, его кивок или улыбка должны быть обращены к каждому, создавая ощущение включенности и безопасности для стеснительных или тревожных детей.
Принцип цикличности и повторяемости. Одни и те же потешки используются многократно, сопровождая одни и те же режимные моменты. Повторение создает у ребенка ощущение предсказуемости и стабильности, что снижает тревожность. Он запоминает последовательность действий, начинает предвкушать их и с радостью включается в знакомый ритуал.
Примеры игр-потешек для различных режимных моментов
- Утренний прием, раздевание. Встречая ребенка, можно взять его за ручку и сказать: «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Ванечка хороший! Ванечка пригожий!». Это сразу настраивает на позитивный, личностно-ориентированный лад.
- Умывание. Чтобы превратить его в игру, помогает потешка: «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки алели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок». Ласковые движения руками во время произнесения текста помогают установить тактильный контакт.
- Одевание на прогулку. Этот долгий процесс легко обыграть: «Вот они, сапожки: этот с левой ножки, этот с правой ножки. Если дождик пойдет, намочить ножки не дадут».
- Кормление. Чтобы вызвать аппетит и позитивное отношение к еде: «Уж я Танечке пирог испеку, я у Танечки румяный бочок. На него погляжу, накормить ее скажу».
- Укладывание спать. Создать спокойную, умиротворяющую атмосферу поможет тихая, напевная потешка, сопровождаемая поглаживаниями: «Баю-баю-байки, прилетели чайки. Стали крыльями махать, нашу детку усыплять».
Примеры пальчиковых и двигательных игр-потешек
Эти игры великолепно развивают моторику, снимают напряжение и дарят массу положительных эмоций.
- Пальчиковая игра «Сорока-ворона». Классическая игра-потешка, в которой воспитатель водит пальчиком по ладошке ребенка, а затем поочередно загибает его пальчики, «раздавая кашу». Это прекрасное упражнение для мелкой моторики и установления контакта.
- Игра с движениями «Мишка косолапый». Дети с удовольствием имитируют движения мишки: переваливаются с ноги на ногу, показывают, как он «по лесу идет», «шишки собирает», «в рот их кладет». Эта игра позволяет выплеснуть скованную энергию, подвигаться.
- Потешка «Ладушки». Еще одна всеми любимая классика. Дети хлопают в ладоши, учатся координировать движения, действовать синхронно с другими, что способствует сплочению группы.
- «Пальчик-мальчик». Эта потешка идеальна для индивидуальной работы. Вы берете ручку ребенка и поочередно загибаете его пальчики, начиная с мизинца, легко их потряхивая: «Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел». Это упражнение великолепно развивает гибкость пальцев и позволяет провести тактильный, эмоционально положительный сеанс общения один на один.
- «Этот пальчик хочет спать». Эта игра прекрасно подходит для момента укладывания спать или просто для успокоения после активной игры. Поочередно загибайте пальчики ребенка в кулачок, как бы укладывая их спать: «Этот пальчик хочет спать, этот пальчик прыг в кровать, этот пальчик прикорнул, этот пальчик уж заснул. Встали пальчики ура! В детский сад идти пора!». На последнюю строчку пальчики радостно «просыпаются» и распрямляются. Дети быстро запоминают последовательность и с удовольствием выполняют ее сами.
Рекомендации педагогу по организации работы
Начинайте с индивидуального общения или работы с очень маленькими подгруппами (2-3 человека). Постепенно, по мере привыкания детей, круг участников можно расширять.
Не стремитесь к идеальному выполнению всех действий детьми. Главное – это положительный эмоциональный отклик. Если ребенок просто улыбается и наблюдает – это уже огромный шаг.
Для психоэмоциональной регуляции детей в период адаптации важно использовать методы, основанные на спонтанных моментах взаимодействия. Если ребенок проявляет эмоциональную нестабильность, плачет, стоит применять интерактивные стратегии. Например, можно читать потешки и сопровождать их игровыми элементами.
Например, можно сказать: «Не плачь, не плачь, детка, прискачет к тебе серенькая кошка, принесет калачики из печи». Голос взрослого должен быть спокойным и утешающим, чтобы создать атмосферу безопасности и доверия.
Родители играют ключевую роль в этом процессе. Им стоит включать подобные потешки в повседневные ритуалы ухода: умывание, одевание, укладывание спать. Это поможет создать единую, предсказуемую и понятную среду, что облегчит адаптацию ребенка и укрепит его чувство стабильности и защищенности.
Заключение. Ожидаемые результаты
Систематическое и грамотное использование игр-потешек в адаптационный период позволяет достичь выдающихся результатов. У детей значительно снижается уровень тревожности, пропадает плаксивость, они начинают с доверием относиться к воспитателю, воспринимая его как источник интересной и веселой деятельности. Постепенно налаживается взаимодействие между детьми, появляются первые признаки совместной игры.
Режимные моменты перестают быть источником стресса и проходят значительно спокойнее и быстрее. У детей активизируется речь, обогащается словарь, развивается память, воображение и моторика.
Таким образом, народная игра-потешка представляет собой не только исторически сложившийся педагогический инструмент, но и актуальное средство реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к развивающей предметно-пространственной среде. Она обладает такими характеристиками, как доступность, безопасность, трансформируемость, полифункциональность и вариативность, что позволяет ей эффективно интегрироваться в образовательный процесс.
Эта форма педагогической деятельности выполняет функцию культурного моста, соединяющего прошлое и настоящее, домашний и институциональный контексты, а также взрослых и детей. Потешки способствуют формированию у дошкольников ключевых компетенций, необходимых для успешного перехода в новый, более сложный мир, и являются важным элементом целостного развития личности ребенка.