Самоанализ урока русского языка в 6-м классе. Тема урока: "Повелительное наклонения глагола (закрепление). Практикум"

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Разделы

Критерии (параметры)

Да/нет (+/-)

Комментарии

1.Целеполагание

Учитель озвучивает цель урока с точки зрения знаниевого/деятельностного компонента занятия
Устно, пишет на доске, использует информационные технологии и др.

-

Цель соответствует программным требованиям, содержанию материала, необходимому уровню знаний, умений и возрасту обучающихся, месту урока в системе уроков по данной теме

Учитель и ученики обсуждают цель урока, вместе формулируют цель/задачи

+

Цель урока сформулирована с позиции результата деятельности обучающихся по достижению образовательного результата 

+

Учитель, подводя итоги урока, возвращается к цели урока и к результатам, достигнутым обучающимися на уроке

+

Урок имеет кольцевую композицию: в конце урока обучающиеся анализируют свою работу с учетом реализации поставленных в начале урока задач для достижения образовательной цели

2. Проблематизация

Учитель создает ситуацию для возникновения проблемного вопроса, проблемной ситуации
Учитель формулирует проблемный вопрос
Учитель создает учебную ситуацию (кейс, рассказ и т.д.), которая подводит обучающихся к формулированию проблемного вопроса
Создается проблемная ситуация, вызывающая интерес учеников (на основе жизненного опыта), на основе которой ученики ставят/ формулируют учебную задачу

+

Создала проблемную ситуацию, вызывающую интерес учеников (на основе жизненного опыта), на основе которой ученики сформулировали учебную задачу

3. Постановка учебной задачи

Учитель активизирует познавательную активность учеников для постановки общей учебной задачи/задач
С помощью увлекательного рассказа; предложение ученикам самостоятельно поэкспериментировать с материалом, который сам провоцирует на обсуждение; показ ученикам спектра возможных результатов и др.

+

Подводя итоги урока, я совместно с обучающимися вернулась к учебным задачам и результатам, достигнутым на уроке

Учитель создает ситуацию для определения индивидуальной учебной задачи обучающихся

+

Учитель, подводя итоги урока, возвращается к учебным задачам обучающихся и к результатам, которые достигнуты на уроке

+

4. Деятельность педагога

4.1. Формы организации учебной деятельности обучающихся

Формы обеспечивают достижение результата, указанного в цели/задачах урока

+

Урок построен с использованием фронтально- парных циклов для достижения образовательной задачи. Соблюдены все этапы работы (ФПЦ): вброс, запуск, отладка, акцентирование.
Максимальное использование самостоятельности обучающихся в закреплении знаний и овладении способами действий.
Представление основного материала одно­временно в словесной, знаково-символической формах (схематизация на доске и в чек листах обучающихся)

Содержание и типология заданий соответствуют формам учебной деятельности обучающихся

+

Используемые приемы, техники, средства соответствуют целям/задачам урока

+

Формы организации учебной деятельности обучающихся чередуются и обеспечивают условия для сохранения здоровья 

+

 

4.2. Содержание учебного материала

Соответствие учебных заданий, текстов, учебных материалов планируемым результатам урока

+

Считаю целесообразность применения
средств обучения в
соответствии с тематикой и содержанием урока.
Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом.
Формирование читательской грамотности.
Отбор учебного материала по объему, содержанию и трудности для обучающихся; соотношение теоретического и дидактического материалов

 

Задания направлены на формирование и развитие функциональной грамотности:

+

 

- читательской,
- математической,
- естественно-научной,
- финансовой,
- и др.

 

Задания направлены на формирование и развитие практико-ориентированных навыков

+

Задания направлены на формирование навыков проектной и(или) учебно-исследовательской деятельности

 

**Применение разнообразного дидактического материала в дополнение к учебнику/задачнику и т.п.

 

4.3. Коммуникация

 

 

Учитель проявляет положительное отношение к мнениям/ суждениям обучающихся

+

На протяжении урока организую обсуждение выполнения заданий каждого уровня, выявляю и устраняю пробелы

Учитель организует обсуждение сложных (проблемных) вопросов (учитель-ученик, ученик-ученик)

+

4.4. Применение здоровьесберегающих технологий

 

 

Соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения
Освещенность, температура воздуха, аэрация воздуха, посадка обучающихся, применение ЭОР, формы организации учебной деятельности обучающихся и т.д.

+

Эстетический вид кабинета.
По отношению к ученикам доброжелательна, спокойна, уравновешенна. Создаю благоприятный эмоциональный, психологический климат на уроке. Организую смену видов деятельности

Использование на занятии здоровьесберегающих приемов и методик
Например, методики В.Ф.Базарного, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, ритмопластика и т.д.

-

4.5. Функции учителя **

 

 

Учитель выполняет функцию комментатора/лектора (воспроизводит, пересказывает информацию)

+

Являюсь организатором учебного процесса

Учитель выполняет функцию посредника и обеспечивает координацию деятельности учащихся

+

Учитель выполняет функцию консультанта, сопровождающего

+

4.6. Внешняя и внутренняя мотивация

 

 

Учитель использует приемы внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный моменты и т.д.

+

Психологическую атмосферу
урока считаю комфортной для обучающихся. Ученики закрепили навыки употребления глаголов повелительного наклонения в речи, комплексного анализа текста, работая индивидуально, в малых группах, используя технологию «ФПЦ»

Учитель поддерживает внутреннюю мотивацию: стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу и т.д.

+

 

Учитель создает и поддерживает атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта для обучающихся

+

4.7. Гибкость и профессионализм

 

 

Деятельность учителя организована строго в соответствии с планом урока

-

В течение урока использовала разные формы работы (технология «ФПЦ» индивидуально, в малых группах), что позволило корректировать ход урока, помогать ученикам, испытывающим затруднения при выполнении отдельных заданий

Учитель гибко корректирует ход урока в зависимости от затруднений и продвижений обучающихся

+

**Обеспечены равные позиции исследования в уроке/учебном занятии учителя и обучающегося

+

5. Деятельность обучающихся

Обучающиеся осуществляют свою деятельность в соответствии с поставленными задачами

+

Были предложены разные формы

Обучающиеся выбирают образовательную траекторию в соответствии со своей учебной задачей
Самостоятельно принимают решение об выборе, типа/уровня заданий

+

работы, задания по уровню сложности, обучающиеся самостоятельно выбирали образовательную траекторию в соответствие со своей учебной задачей

Обучающиеся понимают причины успеха/неуспеха своей деятельности
Понимание осуществляется с опорой на критерии/ характеристики, с фиксацией результатов своей деятельности

+

Обучающиеся соотносили выполненные задания с опорой на выданные критерии и в соответствие с выбранной образовательной траекторией фиксировали результат выполнения определённого уровня заданий в чек лист (самостоятельно, при помощи учителя, ученика (работа в парах)) и переходили к выполнению следующего уровня

6. Обратная связь на уроке

8.1. Формы организации обратной связи

Учитель использует готовые критерии для оценивания
Критерии предъявлены и понятны ученикам

+

Обучающиеся соотносили выполненные задания с опорой на выданные мной критерии, проводили самооценку, взаимооценку (по договорённости отметку за выполненные задания ставила сама). Результаты выполненных заданий каждого уровня заносились в чек листы

Учитель и ученики совместно разрабатывают/обсуждают критерии оценивания
Совместно определяют предмет оценки в соответствии с образовательными результатами

-

Учитель формулирует содержательные комментарии, связанные с результатами оценки по критериям

+

Учитель создает условия для проведения содержательного самоанализа/ самооценки/ взаимооценки, с опорой на критерии
Обучающиеся самостоятельно соотносят результаты своей деятельности с собственным продвижением (возможно, в диалоге с учителем)

+

Учитель использует варианты обратной связи, предложенные обучающимися

-

8.2. Содержание обратной связи

Учитель использует формальные оценочные суждения Хорошо/плохо, правильно/неправильно, молодец/хвалю/не хвалю/не доволен и т.п.

-

На каждом этапе работы использовала содержательные суждения: выявляя плюсы и минусы выполненных заданий обучающихся

Учитель использует развернутые содержательные суждения относительно продвижения обучающихся

+

7. Воспитательный потенциал

Учитель объясняет ученикам предназначение общепринятых правил поведения и разумность их соблюдения

+

На примере темы «Повелительное наклонение глагола» подобрала тексты для выполнения заданий разных уровней, воспитывающие доброжелательные отношения к людям разных поколений. Вопрос «приказа, просьбы» обсуждался обучающимися в парах и малых группах. Просмотрен небольшой видеоролик, направленный на правильное употребление глаголов повелительного наклонения

Учитель обращает внимание на ценностные установки (например, гуманное отношение к сверстникам и взрослому, выстраивание доброжелательных межличностных отношений, живого диалога и др.)

+

Учитель использует воспитательные возможности предметного содержания через подборку соответствующего материала
Привлекает внимание учеников к ценностному аспекту явлений, которые изучают на уроке: тексты, которые использует учитель, способствуют достижению заявленного результата и усиливают воспитательный потенциал урока

+

Учитель обращается к личному опыту обучающихся и при необходимости делает связки с историческими, информационными аспектами
Инициирует обсуждение, высказывание мнений обучающихся, выработку личностного отношения к социально значимой информации и организует работу школьников с ней-практико-ориентированность, значимость для города/села, МСО

+

Учитель использует ЭОРы (ЦОРы) для усиления воспитательного потенциала предмета/ темы урока
Просмотр видеороликов, программы/инструменты, тренажеры и т.д.

+

8. Домашнее задание

Домашнее задание дается формально, без обоснований
Например, прочитать текст параграфа, ответить на вопросы и т.п.

-

Домашнее задание носит творческий характер и предоставляет обучающимся право выбора в процессе его выполнения

Объем домашнего задания соответствует психо-физиологическим особенностями обучающихся

 

Обоснование целесообразности домашнего задания

 

Не является нарушением, если педагог аргументировал свое решение об отсутствии домашнего задания на уроке

 

Домашнее задание носит дифференцированный характер
Возможность выбора формата, объема, специфики и т.д.

 
 

Технологический аспект урока

Разделы

Критерии (параметры)

Балл
(0-2)

Комментарии

Вброс содержания

 

 

ФПЦ

Учебный материал разделен на части (смысловые фрагменты).

2

Вброс содержания не готового материала, а результат обучающихся в учебном диалоге.
Фиксация материала в виде схемы (доступно, кратко, понятно)

При изложении нового материала по ходу изложения используются опоры, фиксируемые на доске или слайде (опорные схемы: значки, символы; речевые клише, короткие примеры).

2

Готовые схемы не используются. Схема рождается по ходу работы.

2

Опорные схемы не загромождены, а составляются так, что по ним можно последовательно восстановить содержание.

2

Учитель дает возможность и поощряет задавать вопросы на понимание.

2

Итог:

10

Запуск работы в парах

 

 

Задания для запуска работы в парах соответствует степени подготовленности и возрасту обучающихся.

2

Четкая инструкция работы в паре.
Задания для парной работы инициируют познавательную активность обучающихся, наталкивают их на решение проблемных ситуаций

Задания для работы в паре (по способу работы) сформулированы на языке внешних очевидных действий.

2

Установка на работу обеспечивает включенность в парную работу учащихся и их позиционное разделение.

2

Задания для парной работы позволяют вернуться к содержанию учебного материала и восстановить его.

2

Объем задания для работы в парах соответствует высказанному смысловому материалу.

2

Итог:

10

Отладка

 

 

Учитель следит за общей включенностью в работу всех пар.

2

Во время работы в парах проверяла включенность каждого из напарников; выясняла, о чем идет разговор в паре; подходила к тем парам, у которых возникали трудности в работе; проверяла правильность способа выполнения задания

Учитель обращает внимание на то, как общаются ученики и как выполнена установка на парную работу.

2

Учитель не садится работать в пару напарником.

2

При необходимости корректировать содержание в паре, учитель это делает с учетом того, что при этом делали напарники

2

Парная без отметки

2

Итог:

10

Акцентирование

 

 

Обсуждаются непонятные вопросы, относящиеся к содержанию вбросов, установке на парную работу и работу в паре. Новые вопросы не обсуждаются.

2

Возвращала обучающихся к содержанию на соответствие понимания материала

Пока парная работа не отлажена хорошо, обязательно отмечаются важные характерные моменты парной работы и трудности коммуникации.

2

Все время акцентирования учитель обращается не к отдельным ученикам, а к парам.

2

Вопросы, возникшие у учеников, на которые не получается ответить сразу, уточняются после урока. Вопросы не оставляются без внимания, чтобы поощрять учащихся спрашивать.

2

Этап акцентирования может быть небольшим, это подытоживание трех тактов допонимания материала, а не отработка. Отработка – это дальнейший этап урока.

2

Итог:

10

Общий итог:

40