Разделы |
Критерии (параметры) |
Да/нет (+/-) |
Комментарии |
1.Целеполагание |
Учитель озвучивает цель урока с точки зрения знаниевого/деятельностного компонента занятия |
- |
Цель соответствует программным требованиям, содержанию материала, необходимому уровню знаний, умений и возрасту обучающихся, месту урока в системе уроков по данной теме |
Учитель и ученики обсуждают цель урока, вместе формулируют цель/задачи |
+ |
||
Цель урока сформулирована с позиции результата деятельности обучающихся по достижению образовательного результата |
+ |
||
Учитель, подводя итоги урока, возвращается к цели урока и к результатам, достигнутым обучающимися на уроке |
+ |
Урок имеет кольцевую композицию: в конце урока обучающиеся анализируют свою работу с учетом реализации поставленных в начале урока задач для достижения образовательной цели |
|
2. Проблематизация |
Учитель создает ситуацию для возникновения проблемного вопроса, проблемной ситуации |
+ |
Создала проблемную ситуацию, вызывающую интерес учеников (на основе жизненного опыта), на основе которой ученики сформулировали учебную задачу |
3. Постановка учебной задачи |
Учитель активизирует познавательную активность учеников для постановки общей учебной задачи/задач |
+ |
Подводя итоги урока, я совместно с обучающимися вернулась к учебным задачам и результатам, достигнутым на уроке |
Учитель создает ситуацию для определения индивидуальной учебной задачи обучающихся |
+ |
||
Учитель, подводя итоги урока, возвращается к учебным задачам обучающихся и к результатам, которые достигнуты на уроке |
+ |
||
4. Деятельность педагога |
4.1. Формы организации учебной деятельности обучающихся |
||
Формы обеспечивают достижение результата, указанного в цели/задачах урока |
+ |
Урок построен с использованием фронтально- парных циклов для достижения образовательной задачи. Соблюдены все этапы работы (ФПЦ): вброс, запуск, отладка, акцентирование. |
|
Содержание и типология заданий соответствуют формам учебной деятельности обучающихся |
+ |
||
Используемые приемы, техники, средства соответствуют целям/задачам урока |
+ |
||
Формы организации учебной деятельности обучающихся чередуются и обеспечивают условия для сохранения здоровья |
+ |
||
4.2. Содержание учебного материала |
|||
Соответствие учебных заданий, текстов, учебных материалов планируемым результатам урока |
+ |
Считаю целесообразность применения |
|
Задания направлены на формирование и развитие функциональной грамотности: |
+ |
||
|
- читательской, |
|
|
Задания направлены на формирование и развитие практико-ориентированных навыков |
+ |
||
Задания направлены на формирование навыков проектной и(или) учебно-исследовательской деятельности |
|||
**Применение разнообразного дидактического материала в дополнение к учебнику/задачнику и т.п. |
|||
4.3. Коммуникация |
|
|
|
Учитель проявляет положительное отношение к мнениям/ суждениям обучающихся |
+ |
На протяжении урока организую обсуждение выполнения заданий каждого уровня, выявляю и устраняю пробелы |
|
Учитель организует обсуждение сложных (проблемных) вопросов (учитель-ученик, ученик-ученик) |
+ |
||
4.4. Применение здоровьесберегающих технологий |
|
|
|
Соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения |
+ |
Эстетический вид кабинета. |
|
Использование на занятии здоровьесберегающих приемов и методик |
- |
||
4.5. Функции учителя ** |
|
|
|
Учитель выполняет функцию комментатора/лектора (воспроизводит, пересказывает информацию) |
+ |
Являюсь организатором учебного процесса |
|
Учитель выполняет функцию посредника и обеспечивает координацию деятельности учащихся |
+ |
||
Учитель выполняет функцию консультанта, сопровождающего |
+ |
||
4.6. Внешняя и внутренняя мотивация |
|
|
|
Учитель использует приемы внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный моменты и т.д. |
+ |
Психологическую атмосферу |
|
Учитель поддерживает внутреннюю мотивацию: стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу и т.д. |
+ |
||
|
Учитель создает и поддерживает атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта для обучающихся |
+ |
|
4.7. Гибкость и профессионализм |
|
|
|
Деятельность учителя организована строго в соответствии с планом урока |
- |
В течение урока использовала разные формы работы (технология «ФПЦ» индивидуально, в малых группах), что позволило корректировать ход урока, помогать ученикам, испытывающим затруднения при выполнении отдельных заданий |
|
Учитель гибко корректирует ход урока в зависимости от затруднений и продвижений обучающихся |
+ |
||
**Обеспечены равные позиции исследования в уроке/учебном занятии учителя и обучающегося |
+ |
||
5. Деятельность обучающихся |
Обучающиеся осуществляют свою деятельность в соответствии с поставленными задачами |
+ |
Были предложены разные формы |
Обучающиеся выбирают образовательную траекторию в соответствии со своей учебной задачей |
+ |
работы, задания по уровню сложности, обучающиеся самостоятельно выбирали образовательную траекторию в соответствие со своей учебной задачей |
|
Обучающиеся понимают причины успеха/неуспеха своей деятельности |
+ |
Обучающиеся соотносили выполненные задания с опорой на выданные критерии и в соответствие с выбранной образовательной траекторией фиксировали результат выполнения определённого уровня заданий в чек лист (самостоятельно, при помощи учителя, ученика (работа в парах)) и переходили к выполнению следующего уровня |
|
6. Обратная связь на уроке |
8.1. Формы организации обратной связи |
||
Учитель использует готовые критерии для оценивания |
+ |
Обучающиеся соотносили выполненные задания с опорой на выданные мной критерии, проводили самооценку, взаимооценку (по договорённости отметку за выполненные задания ставила сама). Результаты выполненных заданий каждого уровня заносились в чек листы |
|
Учитель и ученики совместно разрабатывают/обсуждают критерии оценивания |
- |
||
Учитель формулирует содержательные комментарии, связанные с результатами оценки по критериям |
+ |
||
Учитель создает условия для проведения содержательного самоанализа/ самооценки/ взаимооценки, с опорой на критерии |
+ |
||
Учитель использует варианты обратной связи, предложенные обучающимися |
- |
||
8.2. Содержание обратной связи |
|||
Учитель использует формальные оценочные суждения Хорошо/плохо, правильно/неправильно, молодец/хвалю/не хвалю/не доволен и т.п. |
- |
На каждом этапе работы использовала содержательные суждения: выявляя плюсы и минусы выполненных заданий обучающихся |
|
Учитель использует развернутые содержательные суждения относительно продвижения обучающихся |
+ |
||
7. Воспитательный потенциал |
Учитель объясняет ученикам предназначение общепринятых правил поведения и разумность их соблюдения |
+ |
На примере темы «Повелительное наклонение глагола» подобрала тексты для выполнения заданий разных уровней, воспитывающие доброжелательные отношения к людям разных поколений. Вопрос «приказа, просьбы» обсуждался обучающимися в парах и малых группах. Просмотрен небольшой видеоролик, направленный на правильное употребление глаголов повелительного наклонения |
Учитель обращает внимание на ценностные установки (например, гуманное отношение к сверстникам и взрослому, выстраивание доброжелательных межличностных отношений, живого диалога и др.) |
+ |
||
Учитель использует воспитательные возможности предметного содержания через подборку соответствующего материала |
+ |
||
Учитель обращается к личному опыту обучающихся и при необходимости делает связки с историческими, информационными аспектами |
+ |
||
Учитель использует ЭОРы (ЦОРы) для усиления воспитательного потенциала предмета/ темы урока |
+ |
||
8. Домашнее задание |
Домашнее задание дается формально, без обоснований |
- |
Домашнее задание носит творческий характер и предоставляет обучающимся право выбора в процессе его выполнения |
Объем домашнего задания соответствует психо-физиологическим особенностями обучающихся |
|||
Обоснование целесообразности домашнего задания |
|||
Не является нарушением, если педагог аргументировал свое решение об отсутствии домашнего задания на уроке |
|||
Домашнее задание носит дифференцированный характер |
|||
Технологический аспект урока
Разделы |
Критерии (параметры) |
Балл |
Комментарии |
Вброс содержания |
|
|
|
ФПЦ |
Учебный материал разделен на части (смысловые фрагменты). |
2 |
Вброс содержания не готового материала, а результат обучающихся в учебном диалоге. |
При изложении нового материала по ходу изложения используются опоры, фиксируемые на доске или слайде (опорные схемы: значки, символы; речевые клише, короткие примеры). |
2 |
||
Готовые схемы не используются. Схема рождается по ходу работы. |
2 |
||
Опорные схемы не загромождены, а составляются так, что по ним можно последовательно восстановить содержание. |
2 |
||
Учитель дает возможность и поощряет задавать вопросы на понимание. |
2 |
||
Итог: |
10 |
||
Запуск работы в парах |
|
||
|
Задания для запуска работы в парах соответствует степени подготовленности и возрасту обучающихся. |
2 |
Четкая инструкция работы в паре. |
Задания для работы в паре (по способу работы) сформулированы на языке внешних очевидных действий. |
2 |
||
Установка на работу обеспечивает включенность в парную работу учащихся и их позиционное разделение. |
2 |
||
Задания для парной работы позволяют вернуться к содержанию учебного материала и восстановить его. |
2 |
||
Объем задания для работы в парах соответствует высказанному смысловому материалу. |
2 |
||
Итог: |
10 |
||
Отладка |
|
||
|
Учитель следит за общей включенностью в работу всех пар. |
2 |
Во время работы в парах проверяла включенность каждого из напарников; выясняла, о чем идет разговор в паре; подходила к тем парам, у которых возникали трудности в работе; проверяла правильность способа выполнения задания |
Учитель обращает внимание на то, как общаются ученики и как выполнена установка на парную работу. |
2 |
||
Учитель не садится работать в пару напарником. |
2 |
||
При необходимости корректировать содержание в паре, учитель это делает с учетом того, что при этом делали напарники |
2 |
||
Парная без отметки |
2 |
||
Итог: |
10 |
||
Акцентирование |
|
||
|
Обсуждаются непонятные вопросы, относящиеся к содержанию вбросов, установке на парную работу и работу в паре. Новые вопросы не обсуждаются. |
2 |
Возвращала обучающихся к содержанию на соответствие понимания материала |
Пока парная работа не отлажена хорошо, обязательно отмечаются важные характерные моменты парной работы и трудности коммуникации. |
2 |
||
Все время акцентирования учитель обращается не к отдельным ученикам, а к парам. |
2 |
||
Вопросы, возникшие у учеников, на которые не получается ответить сразу, уточняются после урока. Вопросы не оставляются без внимания, чтобы поощрять учащихся спрашивать. |
2 |
||
Этап акцентирования может быть небольшим, это подытоживание трех тактов допонимания материала, а не отработка. Отработка – это дальнейший этап урока. |
2 |
||
Итог: |
10 |
||
Общий итог: |
40 |
|
|