Конспект по развитию связной речи для детей средней группы 4–5 лет. Тема: «Цветик-семицветик»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: средняя группа


Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»;
  • «Физическое развитие»,
  • «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: совершенствовать навыки грамотно строить предложения, используя все части речи; рассуждать, высказывать свое мнение; объяснять значение слов.

Задачи:

  • Обучающая: упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением и по смыслу, обратных слов; к обобщающему слову подбирать подходящие слова; изменять слова по числам;
  • Развивающая: развивать слуховое внимание.
  • Воспитательная: знакомство с авторской сказкой В.Катаева «Цветик-семицветик», воспитывать любовь к художественной литературе.

Оборудование:

  • «Цветик-семицветик», на котором записаны задания;
  • магнитная доска,
  • мяч,
  • раскраски разных цветов.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня предлагаю, нам стать участниками викторины отправится в сказочную страну.

Вы согласны?

Дети: да.

Воспитатель:

Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо
Вспомним обязательно,
Все, что узнали на занятиях.

Дети заходят в группу перед ними на доске цветок и рядом письмо.

Ребята, посмотрите письмо, давайте я его прочту.

«Здравствуйте, дети, пишет вам фея Цвета, из страны Цветов, злой волшебник ворвался ко мне в королевство и заколдовал мой волшебный цветок - Цветик-семицветик, он забрал у него все цвета на его прекрасных лепесточках, чтобы расколдовать цветок нужно выполнить семь заданий. Дети, помогите мне, пожалуйста.»

Воспитатель: Ребята, поможем фее Цвета? (Да)

Сначала давайте вспомним, какой рассказ мы с вами недавно читали?

Дети: «Цветик-семицветик».

Воспитатель: скажите, а этот рассказ он авторский или народный?

А чем отличается народный рассказ от авторского?

Дети: авторский – значит, написал автор, народный – значит, придумал народ.

Воспитатель: правильно. Итак, вы готовы помочь Фее Цветов?

Дети: да.

Воспитатель: Для этого нам нужно будет отправиться в страну «Цветалию».

Давайте встанем в круг, и произнесем волшебное заклинание:

Лети, лети, лепесток через Запад на Восток,
Через Север, через Юг
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли
Быть по-нашему вели,
Вели, чтобы мы оказались в стране «Цветалии».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как здесь красиво. А вот и тот самый цветок (на доске) посмотрите какой он скучный, некрасивый, поможем его расколдовать?

Дети: да.

Берем первый лепесток, и смотрим что там за задание:

1) лепесток Игра «Скажи ласково»

Ребята, я скажу слово, а вы должны будете сказать это слово ласково. Например:

  • Лист-листик,
  • Белка-белочка.
  • Гриб-грибочек,
  • Ключ-ключик
  • Стул-стульчик,
  • Дом-домик
  • Шкаф-шкафчик,
  • Шапка-шапочка
  • Тарелка-тарелочка,
  • Мяч-мячик
  • Вилка-вилочка,
  • Ложка - ложечка

2) лепесток Игра «У кого кто?» (детям раздаются картинки с животными)

У них, ребятки, беда, вышли детки погулять и потерялись. Давайте поможем и вернем каждому своего детеныша.

  • У медведя - медвежонок
  • У волка - волчонок
  • У лисы – лисенок
  • У белки – бельчонок
  • У зайца – зайчонок
  • У ежа-ежонок
  • У слона - слоненок
  • У свиньи – поросенок
  • У кошки – котенок

3) лепесток Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»

Воспитатель называет слово, а дети подбирают к нему слово с противоположным значением.

  • Большой – маленький
  • Мягкий – твердый
  • Горячий – холодный
  • Тяжелый – легкий
  • Светлый – темный
  • Грязный – чистый
  • Сладкий – кислый
  • Широкий – узкий
  • Высокий – низкий

Физминутка

1,2,3,4,5, все умеем мы считать, отдыхать умеем тоже, руку за спину заложим, голову поднимем выше, и легко, легко подышим.

4) лепесток Дидактическая игра «Назови три слова»

Воспитатель предлагает обобщающее понятие, а дети подбирают к нему три подходящих слова.

  • Животные – собака, кошка, корова
  • Одежда – платье, футболка, носки
  • Цветы – ромашка, роза, кактус
  • Продукты питания – хлеб, молоко, сыр
  • Транспорт – машина, трактор, мотоцикл.
  • Мебель – стол, шкаф, кровать

5) лепесток Дидактическая игра «Один – много»

Воспитатель предлагает слово, а дети ставят его в множественное число.

  • Муравей – много муравьев.
  • Машина – много машин.
  • Тюльпан – много тюльпанов.
  • Стол – много столов.
  • Яблоко – много яблок.
  • Кот – много котов.
  • Дом – много домов.
  • Стул - много стульев.
  • Мяч - много мячей.
  • Цветок – много цветов.

6) лепесток Игра «Подскажи слово»

Дети подбирают прилагательное по смыслу предложения.

— Если в сказке есть волшебство, то она …(волшебная)

— Если в сказке есть загадка, то она…(загадочная)

— Если в сказке есть мудрость, то она …(мудрая)

— Если в сказке есть чудеса, то она …(чудесная)

— Если в сказке есть добро, то она…(добрая)

7. Игра «Что в мешочке? Расскажи о нём»

Воспитатель - Вам надо достать из мешочка какой-нибудь предмет, и рассказать, какой он?. (огурец, мяч, морковь, медведь, лимон, вата)

  • Огурец – вкусный, зеленый, длинный.
  • Мяч - прыгучий, резиновый, разноцветный, футбольный, большой, круглый.
  • Морковь - съедобная, сладкая, хрустящая, оранжевая, полезная, твердая
  • Медведь - косолапый, большой, злой, добрый
  • Лимон - желтый, круглый, кислый, полезный, съедобный,
  • Вата - легкая, белая, пушистая, мягкая.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, на что потратила Женя последний лепесток?

Дети: она помогла мальчику, чтобы он был здоров.

А если бы у вас был такой волшебный лепесток, чтобы вы пожелали?

Ответы детей: Вот и расцвёл цветок «Цветик-семицветик», вновь Фея стала радостная, благодарит вас, что вы получили от нее много знаний и умений.

Рефлексия

А чему же вы научились? (называть противоположные слова, определять один - много, описывать предмет, играли в игру - что в мешочке).

Фея еще раз благодарит вас за участие и на память о ней вручает вам раскраски цветов.