Конспект НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) в подготовительной к школе группе. Тема: «Наш край – Урал»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшие дошкольники


Вид НОД: комплексное занятие.

Форма организации: общая групповая.

Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру и формирование патриотических чувств к родному краю.

Образовательные задачи:

  • систематизировать знания детей о родном крае, природе, народах, проживающих на Урале;
  • актуализировать знания о культурном наследии Урала на примерах народных промыслов и литературного наследия П.Бажова.

Развивающие задачи:

  • развивать у детей речевое взаимодействие;
  • развивать познавательный интерес и активность;
  • развивать художественно-эстетическое восприятие.

Воспитательные задачи:

  • формировать навыки сотрудничества, умение работать в коллективе, доброжелательность, толерантность к людям разных народов, проживающих на Урале;
  • воспитывать патриотические чувства: любовь и гордость к родному краю.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Интеграция детских видов деятельности: познавательная, двигательная, речевая, игровая.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы (стихи поэтов Южного Урала, сказы П.Бажова), моделирование, экскурсии, продуктивная деятельность, фотовыставки и выставки детского творчества.

Планируемые результаты: развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, патриотических чувств, речевого взаимодействия, художественно-эстетического восприятия.

Оборудование: лист ватмана, клей, ножницы, краски, кисти, карандаши, иллюстрации, семейные фотографии в горах, коллекция минералов, шкатулка, предметы быта и ювелирные украшения, платки.

Ход НОД

Мотивационный этап - вводная часть

Проводится дидактическая игра «Матрешка».

- Ребята, у всех нас есть большая Родина - это наша страна! Есть и малая Родина - это место, где мы родились и живем. Давайте соберем матрешку, которая символизирует понятия о нашей Родине.

(воспитатель указывает)

Самая большая матрешка - это наша страна, поменьше - это наш край, еще меньше - это наш город, самая маленькая - это ваш дом, домашний адрес. Дети собирают матрешку и называют соответственно величине страну, край. Город и домашний адрес.

- Сегодня нам предстоит с вами побывать в роли журналистов и собрать важные сведения для выпуска стенгазеты, которую мы презентуем родителям и детям из других групп

Содержательный этап - основная часть

- Итак, нам предстоит рассказать о нашем крае. Как он называется?

В качестве электронного голосового помощника нам будет помогать «Алиса». Давайте спросим у нее, как переводится слово «Урал».

- Урал с башкирского языка переводится как «пояс». Урал неспроста называют поясом, это цепь гор. Самая высокая из них – Народная (1тыс. 894м.).

- Народ сложил про горы легенды. Послушайте одну из них (чтение отрывка из книги «Легенды Южного Урала»).

- Ребята, кто из вас бывал в горах? Какие вы знаете? Расскажите, пожалуйста.

Дети показывают фотографии, где вместе с родителями отдыхали в горах.

Предлагается схема-план для составления рассказа:

  1. Как называется гора?
  2. На каком транспорте ездили, как добирались?
  3. С кем были?
  4. В какое время года?
  5. Что видели, чем занимались?
  6. Что понравилось?

Например:

Гора называется Сугомак. Мы ездили на машине, потом поднимались наверх пешком.

Мы ездили всей семьей, летом. Там очень красиво, высоко и все видно: лес, озера.

Когда мы спустились вниз, мы смотрели пещеру. Там темно и холодно и она вся из камня. Потом у нас был пикник. Мне очень понравилось.

- Давайте мы с вами разместим ваши фотографии в нашей стенгазете, а вы можете нарисовать любой значок, который отображает ваше настроение или смайлик.

- Ребята, а как называются люди, которые профессионально занимаются покорением вершин гор?

(ответы детей)

Как вы думаете, какими качествами должны они обладать?

Проводится игра малой подвижности «Собери походный рюкзак».

Цель: закрепление правил безопасного поведения в горах и походах на природу».

- Наши Уральские горы богаты полезными ископаемыми.

Послушайте стихотворение «Уральские искры»

Багрецом, желтизною и просинью
Самоцветы Урала полны –
То блеснут малахитовой озимью,
То плеснут синевою волны.
В этих камешках искры рассеяны –
Удивляют и радуют взгляд:
То зажгутся сиянием северным,
То, как южные звезды, стоят.
Бесконечные добрые россыпи…
И в грозу, и в метель, и в мороз
Серебрятся атласной березою,
Золотятся как солнечный плес.
Б.Дубровин

Проводится дидактическая игра «Малахитовая шкатулка»

Цель: развитие тактильных ощущений, закрепление названия минералов, умения описывать их характерные признаки: цвет, форма, величина, поверхность.

Дидактическая игра «Уральские мастера»

Дети определяют, из чего сделаны предметы и ювелирные украшения.

Посоветуйтесь друг с другом и выберите те картинки, на которых изображены работы Уральских мастеров. Мы с вами сделаем небольшой коллаж и прикрепим его на газету. Кто сомневается, не забудьте, что у нас есть умный электронный помощник.

- Про уральские богатства и мастеров много сказов написал П.Бажов. Отгадайте загадки:

  • Как называется книга, в которой козлик выбивал копытцем драгоценные камни?
  • Кто раскрыл Данилу-мастеру секрет изготовления каменного цветка?
  • Из какого камня была сделана шкатулка, с которой играла Танюшка?
  • Какого цвета была волшебная змейка в рассказе?

(Ответы детей)

- Правильно. Угадали, давайте поместим изображения героев сказов П.Бажова на нашу газету.

- Но не только горами и минералами славен наш Урал. Давайте еще раз вспомним как называется наш город? Почему наш город назван Озерск? Какие озера в округе вы знаете?

(Иртяш, Касли, Акакуль, Увильды, Тургояк).

- Давайте спросим у электронного помощника «Алисы» как переводятся эти названия.

(Иртяш переводится как каменное место, Касли - гусиное озеро, Акакуль - белое, чистое озеро и т.д.).

- Давайте на стенгазете изобразим синим цветом озеро, и вы приклеите картинки с изображением рыб, которые живут в наших озерах.

- Я буду рыболовом, а вы сможете у меня у меня взять нужные вам картинки с изображением рыб, но только если правильно их назовете.

- Давайте подумаем, а каких животных можно встретить в наших лесах?

(Дети подбирают картинки и прикрепляют на газету)

- На нашей уральской земле живет много народностей. Я предлагаю вам взять у них интервью.

Три ребенка в разных национальных костюмах: башкиры, татары, русские, рассказывают о народе, который они представляют.

Например:

«Я представляю народность - башкиры. Башкиры занимаются разведением скота, охотой, рыбной ловлей, разведением пчел, добывают мед диких пчел.

Раньше башкиры были кочевым народом. Значит, им часто приходилось переходить с места на место. Надо было перегонять коней, овец в другое место, богатое травой. Поэтому башкирам приходилось жить во временных жилищах-юртах. Башкиры любят пить кумыс – молоко кобылы и разбавленное кислое молоко – айран. Пекут лепешки пресные и кислые. В Башкирии есть национальный праздник, называется Сабантуй - праздник плодородия».

Проводится подвижная игра «Юрта»

Цель: под музыку дети расстилают над головой платок (крыша юрты) и встают под ним, так, чтобы всем хватило место.

На газете прикрепляются изображения соответствующих народностей

Рефлексивный этап - заключительная часть

- Ребята, как вы думаете, чтобы быть журналистом какие качества нужны для работы? Спасибо, что мы сегодня сделали такую интересную газету «Наш край Урал».

- Что вы сможете рассказать своим родителям о нашем крае? О чем вы хотели бы узнать и поговорить в следующий раз?