Особенности письма у детей с ТНР младшего школьного возраста

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: дисграфия, Дети с тяжелыми нарушениями речи ТНР, дети с ТНР


Под термином дисграфия понимают частичное специфическое расстройство процесса письма, которое проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искажении звукослогового состава слов и структуры предложения.

Актуальность проблемы преодоления дисграфии

  • 53% учащихся 2-х классов общеобразовательных школ имеют дисграфию;
  • 37% учащихся переходит в среднюю школу с так и не устраненной дисграфией, что говорит о трудностях ее преодоления спонтанным путем;
  • 39% старшеклассников (8-9 классы) также имеют дисграфию, в большинстве случаев «осложненную» дизорфографией, т.к. при переходе к морфологическому принципу письма, связанному с необходимостью применения множества грамматических правил, симптоматика нарушений усугубляется.

Классификация дисграфии

  • артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия;
  • акустическую дисграфию, связанную с нарушением фонемного распознавания;
  • дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
  • аграмматическую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи;
  • оптическую дисграфию, связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений.

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Ребенок пишет так, как произносит. В основе ее лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме.

Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем)

По традиционной терминологии, это акустическая дисграфия.

Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-тъ, ч-щ, и-т, ц-с). Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных ( «лубит», «лижа»). Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, например,о-у (туча — «точа»), е-и (лес — «лис»).

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

В основе ее лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространенными при этом виде дисграфии будут искажения звукобуквенной структуры слова.

Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении (диктант — «дикат», школа — «кола»); пропуски гласных(собака – «сбака», дома — «дма»); перестановка букв (тропа — «прота», окно — «коно»); добавление букв (таскали — «тасакали»); пропуски, добавления, перестановки слогов (комната — «кота»,стакан — «ката»).

Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы, состоящие из одинаковых, но различно расположенных в пространстве элементов д, тш); включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементамиш, пт, хж,лм);зеркальное написание букв, пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент(ау-оу), лишние(ш-ии), и неправильно расположенные элементы (х-сс, т-пп).

Аграмматическая дисграфия

Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является составной частью более широкого симптомокомплекса — лексико-грамматического недоразвития, которое наблюдается у детей с дизартрией, алалией и у умственно отсталых.

Перечень логопатических ошибок

  • Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия;
  • Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи;
  • Ошибки на смешение букв по кинетическому сходству;

При нарушениях письма и чтения могут проявляться от 17 до 54 видов специфических ошибок.

Отмечается также большое количество ошибок на правила, изученные и неизученные в классе.

Ошибки, характерные для учащихся среднего и старшего звена

  • Ошибочное словообразование;
  • Нарушение связи слов в предложении;
  • Ошибки в построении предложений.

Основные разделы работы по устранению дисграфии

  • Работа по развитию фонематического восприятия;
  • Работа по развитию оптико-пространственных представлений;
  • Работа по уточнению и практическому использованию словоформ;
  • Работа по уточнению и расширению лексического запаса, включающая работу над составом слова и словообразованием;
  • Работа над многозначными словами;
  • Работа над согласованием слов в словосочетании и предложении;
  • Работа над построением предложений.