Под термином дисграфия понимают частичное специфическое расстройство процесса письма, которое проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искажении звукослогового состава слов и структуры предложения.
Актуальность проблемы преодоления дисграфии
- 53% учащихся 2-х классов общеобразовательных школ имеют дисграфию;
- 37% учащихся переходит в среднюю школу с так и не устраненной дисграфией, что говорит о трудностях ее преодоления спонтанным путем;
- 39% старшеклассников (8-9 классы) также имеют дисграфию, в большинстве случаев «осложненную» дизорфографией, т.к. при переходе к морфологическому принципу письма, связанному с необходимостью применения множества грамматических правил, симптоматика нарушений усугубляется.
Классификация дисграфии
- артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия;
- акустическую дисграфию, связанную с нарушением фонемного распознавания;
- дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
- аграмматическую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи;
- оптическую дисграфию, связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений.
Артикуляторно-акустическая дисграфия
Ребенок пишет так, как произносит. В основе ее лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме.
Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем)
По традиционной терминологии, это акустическая дисграфия.
Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-тъ, ч-щ, и-т, ц-с). Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных ( «лубит», «лижа»). Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, например,о-у (туча — «точа»), е-и (лес — «лис»).
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
В основе ее лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространенными при этом виде дисграфии будут искажения звукобуквенной структуры слова.
Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении (диктант — «дикат», школа — «кола»); пропуски гласных(собака – «сбака», дома — «дма»); перестановка букв (тропа — «прота», окно — «коно»); добавление букв (таскали — «тасакали»); пропуски, добавления, перестановки слогов (комната — «кота»,стакан — «ката»).
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы, состоящие из одинаковых, но различно расположенных в пространстве элементов (в—д, т—ш); включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами(и—ш, п—т, х—ж,л—м);зеркальное написание букв, пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент(ау-оу), лишние(ш-ии), и неправильно расположенные элементы (х-сс, т-пп).
Аграмматическая дисграфия
Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является составной частью более широкого симптомокомплекса — лексико-грамматического недоразвития, которое наблюдается у детей с дизартрией, алалией и у умственно отсталых.
Перечень логопатических ошибок
- Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия;
- Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи;
- Ошибки на смешение букв по кинетическому сходству;
При нарушениях письма и чтения могут проявляться от 17 до 54 видов специфических ошибок.
Отмечается также большое количество ошибок на правила, изученные и неизученные в классе.
Ошибки, характерные для учащихся среднего и старшего звена
- Ошибочное словообразование;
- Нарушение связи слов в предложении;
- Ошибки в построении предложений.
Основные разделы работы по устранению дисграфии
- Работа по развитию фонематического восприятия;
- Работа по развитию оптико-пространственных представлений;
- Работа по уточнению и практическому использованию словоформ;
- Работа по уточнению и расширению лексического запаса, включающая работу над составом слова и словообразованием;
- Работа над многозначными словами;
- Работа над согласованием слов в словосочетании и предложении;
- Работа над построением предложений.