В современном мире понятие «медиасреда» и «медиапространство» приобретают все большее значение, оказывая существенное влияние на различные сферы жизни общества.
Определение понятий «медиапространство» и «медиасреда» даёт и исследователь В.А.Евдокимов в научной работе «Информационное и медиапространство: соотношение понятий». В.А.Евдокимов определяет медиапространство как совокупность источников, которые на профессиональной основе обеспечивают информацией людей и следуют закономерностям развития социальной системы [Евдокимов, 2018, с. 4]. Субъектами медиапространства являются главным образом средства массовой информации. Медиасреда – это часть медиапространства, формируемая вокруг человека, посредством различных видов медиа, с его участием. Медиасреда отличается от медиапространства включённостью человека и его медиадеятельностью [Фатеева, 2007].
Особую актуальность в настоящее время приобретает изучение медиасреды образовательных учреждений, где происходит становление личности и формирование мировоззрения молодого поколения [Иванова, 2005, с. 72]. Исследования демонстрируют, что активное присутствие в медиапространстве позволяет учебным заведениям не только привлекать новых студентов и учеников, но и укреплять свою репутацию, налаживать обратную связь с целевой аудиторией и формировать позитивный образ в глазах общественности [Жилавская, 2012, с. 70]. Более того, эффективное использование медиа способствует упрощению взаимодействия между участниками образовательного процесса: студентами (учениками), преподавателями, администрацией и родителями [Араптанова, 2011, с. 93].
Однако создание успешной медиастратегии для образовательного учреждения требует глубокого понимания особенностей медиапотребления целевой аудитории, её интересов, предпочтений и ожиданий. Рассмотрим медиасреду крупнейшего в России федерального образовательного учреждения для одарённых детей – образовательного центра «Сириус», где ежемесячно проходят подготовку около 800 детей от 10 до 17 лет, которые добились успеха в разных областях естественных и гуманитарных наук, искусств и спорта.
В медиапространстве образовательного центра «Сириус» у участников учебных программ наибольшей популярностью пользуются два сообщества в социальной сети «ВКонтакте»:
- Сообщество «Образовательный центр Сириус» в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/sirius.talents). Данное сообщество является официальным сообществом, которое администрируется руководством «Сириуса». Включает в себя преимущественно формализованные отчёты о мероприятиях, проводимых в образовательном центре.
- Сообщество «Так по-сириусовски» в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/takposiriusovski) – неофициальное сообщество, которое администрируется участниками программ образовательного центра «Сириус». Контент группы посвящён событиям повседневной жизни участников программ образовательного центра «Сириус». Поскольку сообщество является неофициальным, публикации в нём не регламентируются и не согласовываются с руководством «Сириуса». Большую часть постов предлагают для публикации несовершеннолетние участники программы.
Неофициальное сообщество представляет собой площадку для изучения неформальной стороны жизни участников программ образовательного центра «Сириус», и при этом содержит публикации, нормализующие нарушение правил «Сириуса», что требует внимания и изучения.
Обновление контент-стратегии в соответствии с предпочтениями участников образовательных программ может способствовать созданию условий для привлечения новой аудитории в официальное сообщество образовательного центра «Сириус». Такое обновление может создать более контролируемую медиасреду «Сириуса», которая будет администрироваться руководством образовательного центра, но при этом будет привлекательна для участников программ.
Для разработки обновлённого медиапространства образовательного центра «Сириус» среди участников учебных программ был проведён опрос с целью выяснения их предпочтений в контенте. В ходе интервью респондентам были заданы вопросы:
- Какое из двух сообществ – «Образовательный центр Сириус» и «Так по-Сириусовски» вы читаете чаще?
- Какой контент в выбранном вами сообществе вас привлекает?
- Исследование проводится среди фокус-группы: её составляют 100 обучающихся «Сириуса» в возрасте 14-17 лет.
В ходе опроса респондентов были получены следующие ответы:
- Какое из двух сообществ – «Образовательный центр Сириус» и «Так по-Сириусовски» вы читаете чаще?
16% опрошенных выбрали первый вариант – официальное сообщество «Образовательный центр Сириус». 84% респондентов предпочли второй вариант – неформальное сообщество «Так по-Сириусовски». - Какой контент в выбранном вами сообществе вас привлекает?
Респонденты, выбравшие первый вариант – группу «Образовательный центр Сириус», выделили следующие привлекательные стороны контента:
- наличие профессиональных фото;
- возможность узнать о мероприятиях, проходящих в образовательном центре.
Респонденты, выбравшие второй вариант – сообщество «Так по-Сириусовски», отметили следующие привлекательные стороны в содержании медиаресурса:
- неформальный статус сообщества;
- наличие в сообществе юмористических публикаций, отражающих повседневную жизнь обучающихся «Сириуса».
- привлекательные фотографии образовательного центра «Сириус»;
- наличие разнообразных рубрик: юмористические публикации, истории участников программ, фотографии, сделанные в образовательном центре «Сириус».
По итогам опроса респондентов можно сделать вывод, что подавляющее большинство участников образовательных программ предпочитают неофициальное сообщество образовательного центра «Сириус» в социальной сети «ВКонтакте» из-за более привлекательного для себя контента. К наиболее привлекательным видам контента для участников образовательных программ относятся: юмористические посты; фото «Сириуса» и его окрестностей.
Создание контент-стратегии в соответствии с предпочтениями участников образовательных программ может способствовать созданию условий для привлечения новой аудитории в официальное сообщество образовательного центра «Сириус». Такое обновление может создать более контролируемую медиасреду «Сириуса», которая будет администрироваться руководством образовательного центра, но при этом будет привлекательна для участников программ. Таким образом, руководство «Сириуса» будет иметь возможность решить проблему распространения среди участников учебных программ деструктивного контента, который популяризирует нарушение правил пребывания в образовательном центре. Также руководство образовательного центра получит возможность более эффективно создавать информационные поводы среди аудитории участников учебных программ.
Таким образом, пример образовательного центра «Сириус» демонстрирует конкуренцию формального и неформального медиапространств за внимание аудитории. Официальные медиа, стремясь к контролю и трансляции «правильной» информации, проигрывают неформальным в аутентичности, эмоциональности и близости к целевой аудитории. В данном случае неформальное сообщество "Так по-сириусовски" выступило индикатором реальных интересов и ценностей участников "Сириуса", предоставив ценные данные для разработки новой медиастратегии. Исходя из этого, при организации исследований важно анализировать медиапредпочтения аудитории не только в рамках официальных медиа, но и исследовать неформальные платформы, чтобы получить полную картину медиапотребления. Также необходимо разрабатывать модели взаимодействия формальных и неформальных медиапространств, учитывая их взаимное влияние и конкуренцию за внимание аудитории.
Пример образовательного центра «Сириус» демонстрирует, что современная медиасреда становится все более сложной, многообразной и динамичной. Это ставит перед исследователями и теоретиками медиа новые вызовы, требуя разработки новых подходов, методов и концепций для её анализа.
Литература
- Араптанова, О.В. (2011). Формирование медиакомпетентности учащихся в процессе исследовательской деятельности (на примере исследовательской работы по русскому языку). Медиаобразование. № 2. С. 92–99.
- Вартанов С.А., Кульчицкая Д.Ю., Толоконникова А.В. (2021) Мотивационные факторы медиапотребления "цифровой молодежи" в образовательной среде. // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. № 4. С. 110–135.
- Дунас Д.В., Толоконникова А.В., Салихова Е.А. (2023) Цифровая образовательная среда как пространство социализации: перспективы студентов и педагогов. // Цифровой ученый. № 2(16). С. 45–62.
- Евдокимов, В.А. (2018). Информационное и медиапространство: соотношение понятий. Наука о человеке: гуманитарные исследования. T. 1. № 4. С. 47-51. DOI 10.17238/issn1998-5320.2018.34.47.
- Жилавская, И.В. (2012). О современной концепции медиаобразования. Социально-гуманитарные знания № 8. С. 62–72.
- Иванова, Л.А. (2005). Медиаобразование как педагогический феномен. Сибирский педагогический журнал. № 1. С. 70–79.
- Кульчицкая Д.Ю., Вьюгина Д.М. (2024). Трансформация медиарецепции у школьников в условиях цифровизации образования. // Медиаскоп. Вып. 1. URL: http://mediascope.ru
- Толоконникова А.В., Филаткина Г.С. (2023). Социальные сети как инструмент формирования образовательной медиасреды: практики студентов. // Коммуникации. Медиа. Дизайн. Т.8. № 3. С. 70–89.
- Фатеева, И.А. (2007). Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации. Челябинск. Челяб. гос. ун-т.
- Фролова Т.И. (2020), Цифровая культура учащейся молодежи: от потребления к созданию контента. // Образовательные технологии и общество. Т. 23. № 4. С. 22–39.