Межпредметные связи истории, обществознания, литературы

Разделы: История и обществознание

Классы: 5, 6, 7, 8


История нашего государства неизменно связана с христианскими корнями через культуру, образование, через традиции, через национальное самосознание каждого человека, каждого гражданина. Связано оно и с другими религиями и вероисповеданиями.

Темы и смыслы идут параллельно практически на каждом из предметов в школе. Так, история располагает информацию хронологически, по направлениям, по событиям. Основы духовно-нравственной культуры народов России (далее ОДНКНР) и Основы религиозной культуры и светской этики (далее ОРКСЭ) углубляют информацию о героизме и патриотизме русского человека, показывает героев эпоса, национальных героев через легенды, сказки, былины, стихи и поэмы, песни. Литература позволяет эмоционально прожить, прочувствовать соответствующую ситуацию, приблизить ее к себе.

Так программный материал, связанный с великим М.В.Ломоносовым красной нитью проходит через историю, обществознание, ОДНКНР, литературу, химию, физику, и т.д. Каждый из предметов берет одно направление деятельности: развитие литературы и вклад М.Ломоносова в принципы стихосложения. ОДНКНР раскрывает личность и его заслуги. История – исторические периоды, заслуги и деятельность в эти периоды. Обществознание – как пример выдающихся качеств, просветительства, человек сделавший сам себя.

Современные реалии направляют педагогов не просто к предъявлению программного материала, а к постоянному анализу программного материала и такой подаче обучающимся, которая ведет обучающихся к положительному восприятию материала, к постоянному воспитательному воздействию на них.
Наша страна является великой. Кто проехал на машине или поезде через всю страну, тот знает, как много лесов, полей, рек, озер, степей, ручьев, и т.д. Наша великая страна во все времена была лакомым кусочком.

«Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!» - сказал политрук Клочков.

Вот именно поэтому России приходилось воевать во все времена. Очень хороша и привлекательна для врагов наша страна. Что оставалось делать россиянам – исключительно побеждать. Так испокон веков повелось на Руси… Каждое поколение училось использовать опыт предшественников. Герои-защитники вписываются в историю государства надолго, особенными буквами, которые ни стереть нельзя, ни переписать: Дмитрий Донской, Михаил Илларионович Кутузов, Константин Константинович Рокоссовский, Александр Васильевич Суворов, Александр Невский, Евпатий Коловрат.

Очень важно, что на уроках звучат имена героев разных национальностей: башкирский прапорщик Мунасыпов, калмык Бембя Хечиев, татарский Муса Джалиль, маршал армянской национальности Баграмян.

Мы не задумываемся о плохом, когда у нас все хорошо, и тем более не просчитываем, какой ценой заплачено за наше благополучие, счастье, покой. И, как правило, только на уроках истории, ОДНКНР, литературы мы вспоминаем имена великих людей. К тому же, не думаем о том, что стоит за подвигом героя – любовь к родине и человечеству, благородство и честолюбие.

Былинные герои, герои эпоса вносят значительный вклад в патриотическое воспитание наших учеников: Урал-батыр – башкирский герой, Нюргун Боотур Стремительный – герой якутского эпоса, Улып - защитник и покровитель чувашского народа, герой мордовского эпоса Сияжар, Алеша Попович, Никита Кожемяка, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Микула Селянович.

В 5 классе по программе ОДНКНР обучающиеся изучают былинных героев Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича. Кроме того, дети смотрят мультфильмы об этих персонажах, дети замирают проживая исторические события с ними. Очень важное значение в развитии и воспитании наших детей играют былинные герои. В 6 классе на уроке истории была озвучена информация, что эти персонажи являются реальными персонажами, но жили в разные периоды. Это уже доказали историки. Какую бурю негодования была услышана в ответ на эту информацию. Так и сказали: «Нас лишили детства!» Насколько важно для детей проживать эти истории вместе с былинными героями. В народных же сказаниях все эти воины-богатыри плечом к плечу по призыву князя Владимира встают на защиту родной Русской земли от разных врагов.

У каждого человека решение всех нравственных вопросов начинается с семьи с раннего детства: рассказывают детям сказки, поют колыбельные, заучивают считалки, потешки, играют в настольные и подвижные игры.

Даже простая считалка о сороке-белобоке, которая наказала лентяя и не дала каши тому, кто воды не носил, дров не рубил, каши не варил. Пример взрослых, распределение обязанностей в семье – очень важные моменты в воспитании.

Стихотворение Сергея Есенина «Бабушкины сказки». Вот так просто слушая, дети постигают глубоко ценное, нравственное.

В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели...
Но, а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело —
Говори да говори.

Семейные традиции, народные традиции, культура человека любой национальности - уважение к человеку, воспитание патриотизма, гражданственности, любовь к ближним, милосердие, справедливость.

На протяжении веков традиционные религии России – православие, ислам, иудаизм, буддизм – были хранительницами высоких нравственных ценностей. Прежде всего, семейных ценностей. Так, мусульмане рассматривают семью местом успокоения души и отдыха сердца, как источник любви, сострадания и понимания; дети же должны ухаживать за своими родителями. Иудаизм учит почтительному отношению к родителям, проявлению любви и заботы к детям, их интересам. Семья – важное понятие в буддизме, родители указывают детям путь, демонстрируют любовь и сострадание, а дети всегда помнят о своих родителях, об их труде и заботятся о них. Покровители семьи и брака в православии считают святых Петра и Февронию Муромских, которые своей историей повествуют главные семейные ценности – смирение и милосердие. Всё это рассматривается на уроках ОДНКН в рамках программы: притча «Хлебец с маслом», рассказ «Странник» А.Бондаренко, «Притча о детях и их родителях», ненецкая сказка «Кукушка», чеченская легенда «Возвращение Благодати».

Хорошее подспорье для педагогов школы, а прежде всего, для классных руководителей – «Разговор о важном» – сколько важных моментов о патриотизме, о развитии науки и образования, о семье, о вере в свою страну, о связи прошлого с настоящим, вера в будущее – так подается материал этого разговора. Разработанные сценарии классных часов иллюстрируются интерактивными играми, презентациями, видео с известными людьми, с отрывками из документальных или художественных фильмов. Во время урока идет тематическое обсуждение информации, цитат, и т.д.

Каждый педагог принимает решение как подать программный материал в рамках своего предмета, какие технологии, методы и приемы применять на уроках для мотивации к обучению, для формирования универсальных учебных действий. Обязательное условие - установление связи между учебными предметами, которая способствует глубокому осознанию той или иной проблемы в рамках познавательной деятельности, что ведет к более осознанному усвоению информации и повышению уровня обученности.