Поступая в 10 класс, учащиеся, как правило, не могут ответить на вопрос, кем бы они хотели стать в будущем и какой профессией они хотели бы овладеть. Важнейшая задача школы, в данном случае, помочь им самоопределиться и подготовиться к взрослой жизни. Предлагая различные образовательные траектории для старшеклассников, школа создает возможность для выбора того направления, которое наиболее интересно будущим выпускникам – точные науки, предметы социального, экономического или гуманитарного цикла. Учащиеся выбирают те предметы, которыми они успешно овладевали в средней школе или те, которые им хотелось бы изучить. Однако, изучение иностранного языка обязательно для всех направлений, хотя школой может предусматриваться разное количество часов на его изучение. Таким образом, часто создаются метагруппы, в которых учатся школьники разных направлений. Основной задачей педагога является грамотно организовать работу в таких группах с учетом предпрофильной направленности каждого учащегося.
ГБОУ «Школа № 1205» традиционно организует деление на группы по английскому языку в соответствии с уровнем владения языком учащихся – это и обосновано методически и создает комфортную среду для всех участников образовательного процесса, однако, часто случается так, что школьники в метагруппах мало знают друг друга, так как могли учиться в разных корпусах школы до 9 класса. Также, в группу вливаются новые учащиеся из других школ и даже городов, и в задачу учителя входит сплочение коллектива на уроке для успешной дальнейшей работы.
На помощь приходит хорошо организованная групповая работа, ведь именно она максимально развивает ключевые компетенции XXI века – критическое мышление, креативность, коммуникацию и кооперацию, помогает сплотить учебную группу, а участникам узнать много нового и интересного друг о друге. Проектная деятельность, кейсовые задачи, решение профессиональных задач в условиях, приближенных к реальности, позволяют обучающимся приобретать опыт, применять знания из разных областей и научиться принимать профессиональные решения.
Одним из вариантов групповой работы является кейсовый метод. Кейс - это строящееся на реальных фактах описание проблемной ситуации, которая требует решения. Ситуация может быть из любой сферы жизни общества – это могут быть экономические, социальные, бытовые проблемы. Объединяет их то, что в каждом случае есть пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения, и требуется в сложившихся условиях предложить определенный вариант действий. Для учащихся предпрофильных классов такая практика, безусловно, является очень полезной, так как она погружает их в реальную среду, с которой может быть связано их будущее. Такие задания дают возможность самостоятельно углубиться в суть учебной ситуации профессиональной направленности, что открывает обширное поле для работы, в том числе и обучающимся с разным образовательным уровнем.
Кейсы, которые предлагаются учащимся, могут быть разными – это могут быть простые задачи, основанные на их личном опыте, где они, в дискуссии со своим партнерами по группе, выбирают оптимальное решение, а также, это могут быть сложные задачи, требующие домашней подготовки и проведения дополнительного исследования. Иногда я предлагаю учащимся кейсы, похожие на задания высокого уровня по говорению и письму из единого государственного экзамена, где нужно выполнить проект, проанализировать данные, найти слабые и сильные места, угрозы и возможности. На таких уроках я знакомлю учащихся с терминами делового английского языка, определенными фразами и клише, которые определенно помогают в выполнении как текущего задания, так и заданий на ЕГЭ по английскому языку.
В своей практике для создания кейса, я часто использую проблемные тексты из учебника. Во время изучения темы (например: «Здоровый образ жизни» в 10 классе) работа с кейсом может быть построена следующим образом:
- Вводятся проблемные слова по теме – это могут быть не только слова из учебника, но и слова, относящиеся к специализации учащихся (например: медицинские учреждения, платная медицина, проведение опроса, создание предприятия, генная инженерия и т.д.).
- Учащиеся делятся на 2 группы по 5-7 человек так, чтобы в каждую группу входили учащиеся из разных профилей обучения для дискуссии. Каждая группа получает список вопросов, отличных от другой группы, обсуждает, предлагает ответы. Далее вопросы задаются другой группе, ответы сравниваются и обсуждаются (например: Считаете ли вы, что платная медицина лучше бесплатной и почему? Что такое нервная анорексия? Кто может помочь справиться с волнением перед экзаменом?)
- Организуется работа с текстом, который является проблемной ситуацией (например, в нашем случае проблема в том, что девочка – подросток сильно похудела и это могло стать опасным для ее жизни)
- Каждая группа получает набор дополнительных условий, которые повлияют на принятие решения. Условия подбираются учителем в зависимости от цели данного кейса. Это могут быть разные условия для двух групп или одинаковые, если есть необходимость сравнить принятые решения в одинаковых условиях (например: мама хочет помочь, мама одна растит девочку, маму сокращают на работе, девочка волнуется перед экзаменами, девочка хочет модную куртку, тетя девочки – врач предлагает помощь (не указано какую) и т.д.).
- После обсуждения в группе и принятия решения, каждая группа представляет свои результаты и обосновывает их. Другая группа и учитель оценивают принятые решения по заранее оговоренным критериям (например: содержание решения, широта анализа, структурированность и логика решения, оригинальность или инновационность решения, креативный подход). Оценивание также обосновывается. Системы анализа и оценивания, актуальные в прошлом, не побуждают обучающихся получать навыки, востребованные в XXI веке. Оценка влияет на жизнь людей, особенно подростков. Поэтому она должна принять форму ценной и эффективной обратной связи и носить формирующий характер. Умение оценивать друг друга также является ценным навыком.
Практически всегда в качестве дополнительных условий, я выбираю бизнес-ориентированные моменты, которые актуальны для всех предпрофильных классов. Старшеклассники с большим интересом включаются в работу, которая содержит возможность почувствовать себя взрослым предпринимателем.
Благодаря тому, что в нашей школе уроки по английскому языку в старших классах сдвоенные, можно довольно часто уделять время работе с кейсами, так как на выполнение данного задания уходит много времени и урока в 45 минут недостаточно. Постановка проблемы, работа с текстом, дискуссия, поиск решения, обоснование решения, обоснование оценивания – все эти шаги необходимо выполнить качественно и продуманно.
В процессе выполнения кейса учащиеся работают в группах и, постепенно, открывают для себя новые способности и возможности. Кто-то умеет убедительно говорить и имеет беглый английский – он обычно представляет результаты работы, кто-то умеет быстро находить нужную информацию в тексте, у кого-то особо аналитический ум, у кого-то более богатый жизненный опыт и эрудиция. Все это сплачивает коллектив и позволяет группе работать более эффективно. После работы с кейсом я предлагаю карточки с различными профессиями из области интересов моих учеников, с которыми тоже надо поработать – найти описание, рассказать, что конкретно делает этот человек на работе, а потом я спрашиваю, «Кто из группы больше всего подходит на эту должность?» Часто учащиеся могут безошибочно указать на определенного одноклассника, и он сам соглашается с этим.
К сожалению, создание кейсов на английском языке сопряжено с рядом трудностей. Во-первых, нет школьного учебника, в котором можно было бы почерпнуть необходимую специализированную лексику, тексты об особенностях тех или иных профессий, а может быть, даже, уже готовых кейсов.
Во-вторых, для поиска информации на уроке, учащимся необходим выход в интернет, что иногда бывает проблематично осуществить, поэтому часто поиск информации, становится домашним заданием.
Однако, затраты учителя на создание кейса всегда оправданы – получается интересный и динамичный урок, на котором 90% времени работают учащиеся, они не пассивные слушатели, а активные исследователи, ученые, предприниматели. Такие уроки запоминаются надолго и очень хорошо развивают навыки владения иностранным языком и метапредметные навыки.
Нельзя не упомянуть про возможности реализации творческого потенциала школьников, которые предлагает им город Москва. Большое количество олимпиад, конкурсов, в которых может принять участие любой старшеклассник, также помогает с самоопределением и часто дает дополнительные баллы при поступлении в высшее учебное заведение. Всероссийский кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству в Высшей школе экономики проводится ежегодно, привлекая большое количество участников. Чтобы достойно выдержать соревнование, конечно же, нужно готовиться, и, лучше всего, это можно сделать в школе, на уроке, среди одноклассников, с которыми можно обсудить и поспорить. В задачи учителя старших предпрофильных классов входит не только преподавание своего предмета и подготовка к государственному экзамену, но и развитие метапредметных и, так называемых, «мягких» навыков, что особенно продуктивно можно сделать во время групповой работы.
Кейс-метод – это активная техника обучения, которая позволяет включить в учебный процесс отдельные элементы профессиональной деятельности. Центральное место в структуре кейса занимает аналитическая
трактовка описываемой реальной ситуации, не только вскрывающая практические проблемы, но и актуализирующие комплекс специальных знаний (владения, навыки, умения и т.п.), который необходимо задействовать для успешного решения конкретной проблемы. Одной из важнейших целей кейс-обучения является выработка у учащихся умений свободно ориентироваться в реалиях окружающей действительности и применять полученные знания в практической деятельности.
Практика показывает, что решение кейсов на уроках английского языка является мощным стимулов в обучении, как в отношении предмета, так и в отношении метапредметных навыков. Увлеченность совместным делом помогает сплотить учебную группу. Метагруппа сама помогает максимально использовать знания обучающихся разных образовательных траекторий для решения общей проблемы, решение которой, в свою очередь, позволяет учащимся определиться в выборе конкретной профессии.
Библиографический список
- Ческидов В. В. Методическое пособие по подготовке к олимпиадам школьников инженерной направленности: [текст] Техническое направление «Аналитические и творческие задания»: 8–11-й классы /В.В.Ческидов, А.В.Липина, И.А.Мельниченко. – М.: Изд. Дом НИТУ «МИСиС», 2017. – 66 с.
- «Формирование компетенций «4К» (критическое мышление, креативность, коммуникация, коллаборация) обучающихся профессиональных образовательных организаций» Методические рекомендации ГБУ ДПО СПБ АППО [электронный ресурс]. – режим доступа:https://spbappo.ru/wpcontent/uploads/2021/03/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B9-4%D0%9A.pdf
- Всероссийский кейс - чемпионат для школьников по экономике и предпринимательству [электронный ресурс]. – режим доступа: https://olymp.hse.ru/championship/about