Добрый день, уважаемые коллеги.
Прежде чем мы расскажем вам о цели, задачах и логике реализации идей программы, деятельности детских общественных объединений, давайте необычно поприветствуем друг друга.
Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему: «Привет!»
С улыбкой солнце дарит свет, нам посылает всем привет!
При встрече через много лет Вы крикните нам всем: «Привет!»
И улыбнутся Вам в ответ от слова доброго: «Привет!»
И Вы запомните совет: дарите всем друзьям привет!
Давайте дружно, все в ответ, друг скажем мы: «Привет!»
В рамках обмена опытом я хочу поделиться с вами своими наработками по теме «Деятельность детских общественных объединений как важная составляющая гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в рамках реализации ФГОС и ФООП» и расскажу, как реализуются планы данного направления в нашей школе.
Патриотизм и гражданственность, подобно морали в целом, предполагают активное участие детей в разнообразных познавательных и практических мероприятиях. Это возможно, в том числе, и через участие ребят в деятельности детских общественных объединений «Движение Первых», «Юнармия», «Орлята России».
В нашей школе «Орлята России» сразу же стартовали интересно и масштабно, открывая доступ к сотням увлекательных событий. Девизом программы являются слова "УЧИМСЯ! РАСТЁМ! … МЕЧТАЕМ ВМЕСТЕ!"
На сегодняшний день в проект «Орлята России» в нашей школе вовлечены несколько категорий участников:
- Орлята-дошколята. Это направление мы открыли в 2024 году.
- Орлята России – ученики начальных классов.
- Старшеклассники-наставники. Эти ребята занимают активную позицию в школе. Им интересно общение с младшими ребятами. Наши старшеклассники – действительные помощники учителей начальной школы.
- Учителя. Именно мы главные в реализации программы.
- Родители учеников, которых мы привлекаем для некоторых занятий по трекам.
- Вожатые детских оздоровительных лагерей, а на базе нашей школы летом работает такой оздоровительный лагерь «Солнышко», который посещают ежегодно более 100 ребятишек.
- Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
Программа построена на основе методики коллективно-творческой деятельности (КТД).
Познакомимся с интересными занятиями в треках подробнее.
1. В Треке «Орлёнок – Лидер», символом которого является Конструктор, под девизом «Лидер команду ведёт за собой – дружен и крепок орлятский строй!», мы провели захватывающее мероприятие «От А до Я, или вместе мы сможем ВСЁ!
Старшеклассники из объединения «Движение Первых», которых мы нередко привлекаем к совместной деятельности, после вопроса: «Кто хочет со мной в команду?» сумели вдохновить детей на слаженную работу.
Ребята собирали большой пазл, где центральным элементом был человечек-лидер, который поднимается вверх по лестнице и готов повести за собой ребят.
Группы ребят расставили по элементам пазла буквы русского алфавита. И затем придумывали прилагательные на данную букву.
- О – отважный, ответственный
- Р – работоспособный
- Л – лучший, ласковый
- Я – яркий
- Т – талантливый
- А - активный
Давайте и мы попробуем назвать качества лидера. (Игра со взрослыми)
- Л – лучший, ласковый
- И – интересный
- Д – добрый, дружелюбный
- Е – ежедневно приходящий на помощь
- Р - работоспособный
В процессе коллективной игры ребята проявили инициативность, коммуникабельность. Воспитывается чувство товарищества и дружбы.
Дети приобрели опыт совместной деятельности, что очень необходимо в начале каждого учебного года.
Педагоги увидели уровень сплочённости классного коллектива к началу учебного процесса.
Нередко мы в классе проводим упражнение на единение команды «Играй, учись и узнавай!»
(Подготовленная Команда учителей показывает, как можно необычно поздороваться)
2. По Треку «Орлёнок – Эрудит», символом которого является КОНВЕРТ-КОПИЛКА, под девизом «Узнаём и открываем! Знаем, делаем, решаем!», воспитывается интерес к научно-познавательной и исследовательской деятельности, к изобретательству, развитие стремления к новым знаниям и открытиям, что приводят наших учеников к Призовым и Победным местам на различных этапах Научно-практических конференций.
К примеру, Староверова Софья – Победитель муниципального этапа «Юный Эрудит», Аверчева Екатерина – Лауреат регионального конкурса исследовательских проектов.
Особенно ребятам запомнилось занятие «Битва эрудитов».
Задача, которая стояла перед командами, заключалась в написании синквейна, пятистрочной стихотворной формы.
- Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
- Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
- Третья строка — образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта.
- Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
- Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта. [19]
О чём или о ком хотите написать? (Июнь, война, солдат, матрос, танк, салют, победа, герой, катюша, победитель, воин, флот, знамя, 9 мая, весна 45-го и т.п.)
Предлагаю вашему вниманию синквейны ребят начальной школы.
| Солдат. Воин Русский, отважный. Любит. Спасает. Побеждает. Соловьи, соловьи, не будите солдат. Спасибо! |
Победитель. Герой |
Флот. |
Катюша. |
Знамя. |
Победа! |
Были представлены темы: Весна, Мир, Май, Салют.
В рамках Семинара и мы сообща сочиним произведение. Диаманту. (Диаманта – семистрочие-стихотворение, у которого строки неравной длины образуют «алмаз» (ромб), а 1 и 7 строки противопоставления.
Война!
Страшная, жестокая
Убивают, стреляют, громят
Кровопролитная война, подвиги солдат.
Возрождается, светится, восстанавливается
Майская, незабываемая
Победа!
3. Трек «Орлёнок – Мастер» с символом «Шкатулка мастера» под девизом «Орлят России творческий полёт к вершинам мастерства зовет!» отправляет нам в дошкольное учреждение для коллективного творческого дела.
Мы с ребятами-орлятами и орлятами-дошколятами, которых мы с удовольствием приняли в нашу команду ещё в сентябре, провели великолепное занятие «Россия мастеровая».
Изготовление новогодних украшений-снежинок вызвало немалый восторг как у дошколят, так и у самих второклассников. Мы раскрасили снежинки, украсили стразами. Дети решили, что это будет подарок своим близким. Многие выполнили по 2-3 снежинки с сообщением, что «это для бабушки и дедушки». Ребята проявили себя настоящими мастерами своего дела.
4. Трек «Орлёнок – Доброволец» начался с изготовления символа трека – Круга Добра.
Доброе дело из добрых идей делаю сам и в команде друзей!
Воспитание милосердия, доброты, стремления прийти на помощь ближнему, привычки, потребности в деятельности, приносят созидательные плоды.
Цель трека - раскрытие в детях волонтёрского потенциала, а тематика актуальна круглый год. Трек создаёт и поддерживает общее настроение добра, взаимопонимания,
Из множества КТД отмечаю Акции «Руки помощи».
Давайте положим правую руку на плечо соседа справа, потому что мы знаем, что на него всегда можно положиться. А левой рукой мы держим соседа слева за пояс для того, чтобы он знал, что мы всегда его поддержим, что мы всегда ему поможем.
И помогали мы не только друзьям-одноклассникам.
Вот несколько Акций из волонтёрского движения: «Протяни руку лапам», «Собери батарейки – сохрани планету», «Бумажный бум».
5. Трек «Орлёнок – Спортсмен» с персонажем ЗОЖИКОМ рассказал ребятам, что «Со спортом дружить – здоровым быть!»
Прислушайтесь – культура здорового и безопасного образа жизни, воспитание силы воли, терпения, целеустремленности, упорства и настойчивости, умения работать в команде.
И снова те качества лидера, о которых упомянуто выше.
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей.
А чтобы создать ещё и хорошее настроение у наших товарищей из Движения Первых, мы посещаем мероприятия для старшеклассников.
Уж очень захотелось Орлятам поддержать друзей на спортивных мероприятиях. И мы в рамках трека изготовили плакаты болельщиков.
6. Для трека «Орлёнок – Эколог» мы собрали символ - рюкзачок эколога.
Защищать планету важно! Это должен делать каждый!
Погодные условия в момент реализации трека позволяют проводить мероприятия на природе за пределами здания школы.
Весна и пробуждение природы дали нам возможность снова преобразить наш школьный сад. Нас поддержали Орлята-первоклассники, которые вырастили необычайные цветы для клумб.
Из КТД «Знаю, умею, действую»: это и изготовление кормушек, скворечников под руководством взрослых. Важно, что в нашей школе для помощи ребятам с большим удовольствием откликаются родители учеников.
Не менее интересно прошёл конкурс чтецов «Это всё вокруг природа!» с сопровождением фоторабот «Это Родина моя!»
7. Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» является логическим завершением годового цикла Программы.
Ребята открывают для себя значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края.
Символ трека – альбом «Мы – хранители!»
Девиз трека «Храним историю страны! Её традициям верны!» обязал нас ориентировать деятельность детей космыслению личностного отношения к семье,к Родине, к своему окружению и к себе лично.
- Сначала возникла идея: каждому ребёнку поискать в архивах семьи информацию о родном человеке, который воевал на полях сражений или ковал Победу в тылу врага в годы Великой Отечественной войны. Получилась Книга Памяти школы 15.
- Затем записали данные на листы героев. После этого оформили Звёзды героев.
- В 2024-2025 учебном году появилась возможность заполнить электронную Книгу памяти, в которую уже вписаны информации о 123 воинах и тружениках тыла. Это данные, которые предоставили семьи учащихся.
Один из примеров архивных историй.
Ученица Екатерина А. на региональном конкурсе исследовательских работ 29 марта 2025 года защищала Проект «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой». Катя рассказала о родном человеке Селивёрстове Фёдоре Петровиче – Герое Советского Союза. 23 февраля 1945 года за 157 боевых вылетов на разведку, фотографирование оборонительных рубежей и штурмовку противника Фёдору Петровичу присвоено звание Героя. Екатерина стала Лауреатом НПК.
- В школе ежегодно Оформлен стенд «Они сражались за Родину», организован Дежурный Пост на Аллее Героев. Ребята своими поступками доказывают, что они достойны встать на Пост.
- Участие в патриотической Акции «Окна Победы» и Фестивале «Песни Победы» стало традиционным.
Ещё пример гражданской активности второклассников.
- 3 апреля 2025 года в день памяти (прошло 40 лет со дня гибели) Ларюшина Евгения Ивановича – Героя Советского Союза – активисты-орлята побывали у здания школы 5, в которой учился Летчик-испытатель. Ларюшин погиб при выполнении испытательного полёта на вертолёте В-80 (прототип вертолёта К-50 «Чёрная акула», бортовой номер 1). Именем Ларюшина назван бульвар в Егорьевске, а на здании пятой школы установлена мемориальная доска.
- Акцию «Письмо солдату СВО» в этом году мы сопроводили личным присутствием в Организации Боевое Братство. Пели песню, читали стихи, поздравляли воинов, передали традиционные поздравительные письма, беседовали с солдатами, задавали множество вопросов.
- Уже вошло в традицию проводить Акцию «Бессмертный полк».
Это наша гордость! Возрастает ежегодное количество участников Акции. Вашему вниманию видеофрагмент.
Заключение
В конце каждого трека – на официальном сайте «Орлята России» проходит анкетирование и тестирование произошедших событий.
Сегодня мы все вместе стоим у истоков первой за последние десятилетия Всероссийской программы для младших школьников. Мы надеемся, что с каждым годом всё больше мальчишек и девчонок будут становиться её участниками. Программа «Орлята России» подарит каждому из нас возможность путешествовать не только по школьным учебникам, но и по интересным направлениям детства. «Орлята России» помогает ребятам войти в этот сложный мир и постепенно становиться настоящими патриотами своей Родины!
Возможные вопросы:
Что даёт программа «Орлята России»?
Обучающимся и наставникам:
- даёт толчок в развитии личностных компетенций (самостоятельности, самоконтроля, инициативности, стремления побеждать):
- даёт возможность воспитывать в себе лидерские качества, активнее включаться в жизнь класса;
- программа помогает в развитии метапредметных компетенций, таких, как внимательность, наблюдательность, сообразительность, креативность, нестандартное мышление, целеполагание, умение планировать свою деятельность, умение работать в команде;
- позволяет систематически пополнять портфолио.
Учителям:
- помогает в сплочении детского коллектива;
- даёт возможность профессионального роста в коллективе единомышленников (коллег, реализующих программу, группы коллег в социальных сетях);
- способствует расширению профессиональных компетенций, освоению новых методик КТД.
Что даёт проект «Орлята России» для родителей? (спросить)
Родителям:
- даёт возможность стать частью большой команды взрослых и детей (участие в походах, совместном украшении кабинета к праздникам, совместном кормление птиц и других коллективных делах);
- программа даёт возможность родителям быть во всём примере для своих детей;
- Делает общение с детьми интересными;
- Открывает простор для совместного творчества с детьми;
- Помогает увидеть и раскрыть таланты своего ребёнка.
Участникам семинара: багаж опыта в собственную методическую копилку знаний.
Естественно, что у любого проекта есть определённые трудности (риски).
К примеру:
- Регистрация родителей;
- Большая подготовка;
- Корректировка программы при условии реализации 1 час в неделю;
- Отказ от других внеурочных курсов;
- Преемственность.