Деятельность детских общественных объединений как важная составляющая гражданско-патриотическоговоспитания подрастающего поколения в рамках реализации ФГОС НОО

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Презентация к уроку, Патриотическое воспитание, Дополнительное образование

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (23 МБ)


Добрый день, уважаемые коллеги.

Прежде чем мы расскажем вам о цели, задачах и логике реализации идей программы, деятельности детских общественных объединений, давайте необычно поприветствуем друг друга.

Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему: «Привет!»
С улыбкой солнце дарит свет, нам посылает всем привет!
При встрече через много лет Вы крикните нам всем: «Привет!»
И улыбнутся Вам в ответ от слова доброго: «Привет!»
И Вы запомните совет: дарите всем друзьям привет!
Давайте дружно, все в ответ, друг скажем мы: «Привет!»

В рамках обмена опытом я хочу поделиться с вами своими наработками по теме «Деятельность детских общественных объединений как важная составляющая гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в рамках реализации ФГОС и ФООП» и расскажу, как реализуются планы данного направления в нашей школе.

Патриотизм и гражданственность, подобно морали в целом, предполагают активное участие детей в разнообразных познавательных и практических мероприятиях. Это возможно, в том числе, и через участие ребят в деятельности детских общественных объединений «Движение Первых», «Юнармия», «Орлята России».

В нашей школе «Орлята России» сразу же стартовали интересно и масштабно, открывая доступ к сотням увлекательных событий. Девизом программы являются слова "УЧИМСЯ! РАСТЁМ! … МЕЧТАЕМ ВМЕСТЕ!"

На сегодняшний день в проект «Орлята России» в нашей школе вовлечены несколько категорий участников:

  1. Орлята-дошколята. Это направление мы открыли в 2024 году.
  2. Орлята России – ученики начальных классов.
  3. Старшеклассники-наставники. Эти ребята занимают активную позицию в школе. Им интересно общение с младшими ребятами. Наши старшеклассники – действительные помощники учителей начальной школы.
  4. Учителя. Именно мы главные в реализации программы.
  5. Родители учеников, которых мы привлекаем для некоторых занятий по трекам.
  6. Вожатые детских оздоровительных лагерей, а на базе нашей школы летом работает такой оздоровительный лагерь «Солнышко», который посещают ежегодно более 100 ребятишек.
  7. Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.

Программа построена на основе методики коллективно-творческой деятельности (КТД).

Познакомимся с интересными занятиями в треках подробнее.

1. В Треке «Орлёнок – Лидер», символом которого является Конструктор, под девизом «Лидер команду ведёт за собой – дружен и крепок орлятский строй!», мы провели захватывающее мероприятие «От А до Я, или вместе мы сможем ВСЁ!

Старшеклассники из объединения «Движение Первых», которых мы нередко привлекаем к совместной деятельности, после вопроса: «Кто хочет со мной в команду?» сумели вдохновить детей на слаженную работу.

Ребята собирали большой пазл, где центральным элементом был человечек-лидер, который поднимается вверх по лестнице и готов повести за собой ребят.

Группы ребят расставили по элементам пазла буквы русского алфавита. И затем придумывали прилагательные на данную букву.

  • О – отважный, ответственный
  • Р – работоспособный
  • Л – лучший, ласковый
  • Я – яркий
  • Т – талантливый
  • А - активный

Давайте и мы попробуем назвать качества лидера. (Игра со взрослыми)

  • Л – лучший, ласковый
  • И – интересный
  • Д – добрый, дружелюбный
  • Е – ежедневно приходящий на помощь
  • Р - работоспособный

В процессе коллективной игры ребята проявили инициативность, коммуникабельность. Воспитывается чувство товарищества и дружбы.

Дети приобрели опыт совместной деятельности, что очень необходимо в начале каждого учебного года.

Педагоги увидели уровень сплочённости классного коллектива к началу учебного процесса.

Нередко мы в классе проводим упражнение на единение команды «Играй, учись и узнавай!»

(Подготовленная Команда учителей показывает, как можно необычно поздороваться)

2. По Треку «Орлёнок – Эрудит», символом которого является КОНВЕРТ-КОПИЛКА, под девизом «Узнаём и открываем! Знаем, делаем, решаем!», воспитывается интерес к научно-познавательной и исследовательской деятельности, к изобретательству, развитие стремления к новым знаниям и открытиям, что приводят наших учеников к Призовым и Победным местам на различных этапах Научно-практических конференций.

К примеру, Староверова Софья – Победитель муниципального этапа «Юный Эрудит», Аверчева Екатерина – Лауреат регионального конкурса исследовательских проектов.

Особенно ребятам запомнилось занятие «Битва эрудитов».

Задача, которая стояла перед командами, заключалась в написании синквейна, пятистрочной стихотворной формы.

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта. [19]

О чём или о ком хотите написать? (Июнь, война, солдат, матрос, танк, салют, победа, герой, катюша, победитель, воин, флот, знамя, 9 мая, весна 45-го и т.п.)

Предлагаю вашему вниманию синквейны ребят начальной школы.

Солдат. Воин
Русский, отважный.
Любит. Спасает. Побеждает.
Соловьи, соловьи, не будите солдат.
Спасибо!

Победитель. Герой
Доблестный, самоотверженный
Любит. Спасает. Побеждает.
Соловьи, соловьи, не будите солдат.
Спасибо!

Флот.
Морской. Отважный.
Плыть. Причалить. Штурмовать.
И тогда вода нам, как земля. И тогда нам экипаж семья.
Морской бой.

Катюша.
Зенитная. Артиллерийская.
Взрывает. Стреляет. Прицеливается.
Выходила на берег Катюша.
Сила.

Знамя.
Красное. Патриотическое.
Реет. Поднимают. Водружают.
Поднимитесь с колен, разверните Победное знамя!
9 мая! Парад!

Победа!
Долгожданная, грациозная!
Сражались. Воевали. Победили.
Подвиг и слава русского народа!
9 мая! Салют!

Были представлены темы: Весна, Мир, Май, Салют.

В рамках Семинара и мы сообща сочиним произведение. Диаманту. (Диаманта – семистрочие-стихотворение, у которого строки неравной длины образуют «алмаз» (ромб), а 1 и 7 строки противопоставления.

Война!
Страшная, жестокая
Убивают, стреляют, громят
Кровопролитная война, подвиги солдат.
Возрождается, светится, восстанавливается
Майская, незабываемая
Победа!

3. Трек «Орлёнок – Мастер» с символом «Шкатулка мастера» под девизом «Орлят России творческий полёт к вершинам мастерства зовет!» отправляет нам в дошкольное учреждение для коллективного творческого дела.

Мы с ребятами-орлятами и орлятами-дошколятами, которых мы с удовольствием приняли в нашу команду ещё в сентябре, провели великолепное занятие «Россия мастеровая».

Изготовление новогодних украшений-снежинок вызвало немалый восторг как у дошколят, так и у самих второклассников. Мы раскрасили снежинки, украсили стразами. Дети решили, что это будет подарок своим близким. Многие выполнили по 2-3 снежинки с сообщением, что «это для бабушки и дедушки». Ребята проявили себя настоящими мастерами своего дела.

4. Трек «Орлёнок – Доброволец» начался с изготовления символа трека – Круга Добра.

Доброе дело из добрых идей делаю сам и в команде друзей!

Воспитание милосердия, доброты, стремления прийти на помощь ближнему, привычки, потребности в деятельности, приносят созидательные плоды.

Цель трека - раскрытие в детях волонтёрского потенциала, а тематика актуальна круглый год. Трек создаёт и поддерживает общее настроение добра, взаимопонимания,

Из множества КТД отмечаю Акции «Руки помощи».

Давайте положим правую руку на плечо соседа справа, потому что мы знаем, что на него всегда можно положиться. А левой рукой мы держим соседа слева за пояс для того, чтобы он знал, что мы всегда его поддержим, что мы всегда ему поможем.

И помогали мы не только друзьям-одноклассникам.

Вот несколько Акций из волонтёрского движения: «Протяни руку лапам», «Собери батарейки – сохрани планету», «Бумажный бум».

5. Трек «Орлёнок – Спортсмен» с персонажем ЗОЖИКОМ рассказал ребятам, что «Со спортом дружить – здоровым быть!»

Прислушайтесь – культура здорового и безопасного образа жизни, воспитание силы воли, терпения, целеустремленности, упорства и настойчивости, умения работать в команде.

И снова те качества лидера, о которых упомянуто выше.

Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей.

А чтобы создать ещё и хорошее настроение у наших товарищей из Движения Первых, мы посещаем мероприятия для старшеклассников.

Уж очень захотелось Орлятам поддержать друзей на спортивных мероприятиях. И мы в рамках трека изготовили плакаты болельщиков.

6. Для трека «Орлёнок – Эколог» мы собрали символ - рюкзачок эколога.

Защищать планету важно! Это должен делать каждый!

Погодные условия в момент реализации трека позволяют проводить мероприятия на природе за пределами здания школы.

Весна и пробуждение природы дали нам возможность снова преобразить наш школьный сад. Нас поддержали Орлята-первоклассники, которые вырастили необычайные цветы для клумб.

Из КТД «Знаю, умею, действую»: это и изготовление кормушек, скворечников под руководством взрослых. Важно, что в нашей школе для помощи ребятам с большим удовольствием откликаются родители учеников.

Не менее интересно прошёл конкурс чтецов «Это всё вокруг природа!» с сопровождением фоторабот «Это Родина моя!»

7. Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» является логическим завершением годового цикла Программы.

Ребята открывают для себя значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края.

Символ трека – альбом «Мы – хранители!»

Девиз трека «Храним историю страны! Её традициям верны!» обязал нас ориентировать деятельность детей космыслению личностного отношения к семье,к Родине, к своему окружению и к себе лично.

- Сначала возникла идея: каждому ребёнку поискать в архивах семьи информацию о родном человеке, который воевал на полях сражений или ковал Победу в тылу врага в годы Великой Отечественной войны. Получилась Книга Памяти школы 15.

- Затем записали данные на листы героев. После этого оформили Звёзды героев.

- В 2024-2025 учебном году появилась возможность заполнить электронную Книгу памяти, в которую уже вписаны информации о 123 воинах и тружениках тыла. Это данные, которые предоставили семьи учащихся.

Один из примеров архивных историй.

Ученица Екатерина А. на региональном конкурсе исследовательских работ 29 марта 2025 года защищала Проект «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой». Катя рассказала о родном человеке Селивёрстове Фёдоре Петровиче – Герое Советского Союза. 23 февраля 1945 года за 157 боевых вылетов на разведку, фотографирование оборонительных рубежей и штурмовку противника Фёдору Петровичу присвоено звание Героя. Екатерина стала Лауреатом НПК.

- В школе ежегодно Оформлен стенд «Они сражались за Родину», организован Дежурный Пост на Аллее Героев. Ребята своими поступками доказывают, что они достойны встать на Пост.

- Участие в патриотической Акции «Окна Победы» и Фестивале «Песни Победы» стало традиционным.

Ещё пример гражданской активности второклассников.

- 3 апреля 2025 года в день памяти (прошло 40 лет со дня гибели) Ларюшина Евгения Ивановича – Героя Советского Союза – активисты-орлята побывали у здания школы 5, в которой учился Летчик-испытатель. Ларюшин погиб при выполнении испытательного полёта на вертолёте В-80 (прототип вертолёта К-50 «Чёрная акула», бортовой номер 1). Именем Ларюшина назван бульвар в Егорьевске, а на здании пятой школы установлена мемориальная доска.

- Акцию «Письмо солдату СВО» в этом году мы сопроводили личным присутствием в Организации Боевое Братство. Пели песню, читали стихи, поздравляли воинов, передали традиционные поздравительные письма, беседовали с солдатами, задавали множество вопросов.

- Уже вошло в традицию проводить Акцию «Бессмертный полк».

Это наша гордость! Возрастает ежегодное количество участников Акции. Вашему вниманию видеофрагмент.

Заключение

В конце каждого трека – на официальном сайте «Орлята России» проходит анкетирование и тестирование произошедших событий.

Сегодня мы все вместе стоим у истоков первой за последние десятилетия Всероссийской программы для младших школьников. Мы надеемся, что с каждым годом всё больше мальчишек и девчонок будут становиться её участниками. Программа «Орлята России» подарит каждому из нас возможность путешествовать не только по школьным учебникам, но и по интересным направлениям детства. «Орлята России» помогает ребятам войти в этот сложный мир и постепенно становиться настоящими патриотами своей Родины!

Возможные вопросы:

Что даёт программа «Орлята России»?

Обучающимся и наставникам:

  • даёт толчок в развитии личностных компетенций (самостоятельности, самоконтроля, инициативности, стремления побеждать):
  • даёт возможность воспитывать в себе лидерские качества, активнее включаться в жизнь класса;
  • программа помогает в развитии метапредметных компетенций, таких, как внимательность, наблюдательность, сообразительность, креативность, нестандартное мышление, целеполагание, умение планировать свою деятельность, умение работать в команде;
  • позволяет систематически пополнять портфолио.

Учителям:

  • помогает в сплочении детского коллектива;
  • даёт возможность профессионального роста в коллективе единомышленников (коллег, реализующих программу, группы коллег в социальных сетях);
  • способствует расширению профессиональных компетенций, освоению новых методик КТД.

Что даёт проект «Орлята России» для родителей? (спросить)

Родителям:

  • даёт возможность стать частью большой команды взрослых и детей (участие в походах, совместном украшении кабинета к праздникам, совместном кормление птиц и других коллективных делах);
  • программа даёт возможность родителям быть во всём примере для своих детей;
  • Делает общение с детьми интересными;
  • Открывает простор для совместного творчества с детьми;
  • Помогает увидеть и раскрыть таланты своего ребёнка.

Участникам семинара: багаж опыта в собственную методическую копилку знаний.

Естественно, что у любого проекта есть определённые трудности (риски).

К примеру:

  • Регистрация родителей;
  • Большая подготовка;
  • Корректировка программы при условии реализации 1 час в неделю;
  • Отказ от других внеурочных курсов;
  • Преемственность.