Роль зачетов в системе подготовки учащихся старших классов к ЕГЭ по обществознанию

Разделы: История и обществознание

Класс: 11

Ключевые слова: ЕГЭ по обществознанию


Традиционно предмет «обществознание» каждый год выбирает большое количество выпускников, хотя в последнее время популярность его в моем лицее стала заметно конкурировать с физикой. В этом, 2024–2025 учебном году, у меня проходили государственную итоговую аттестацию по нему 21 учащийся. Средний балл сдавших - 71,9. По данным Рособрнадзора средний балл по обществознанию в этом году по стране 53,6. Большую роль в успешной подготовке к ГИА по предмету, я считаю, принадлежит использованию методики зачетов. Чем же она помогает? Что такое зачет? Каковы их виды?

Зачет – это форма проверки знаний, которые были получены за учебный период. Он выполняет сразу несколько задач, а именно:

  • Оценка конкретного объема информации, включенной в зачетную единицу;
  • Анализ сформированности определенных навыков;
  • Систематизация и обобщение знаний, полученных за определенный период
  • Развитие познавательных способностей;
  • Тренировка памяти и внимания;
  • Формирование навыка работы с большим количеством информации.
  • Как видим, зачеты решают много проблем и работают на комплексное развитие и совершенствование знаний.
  • Различаются следующие виды зачетов. По форме проведения выделяют:
    • Письменные – выполнение заданий, решение ситуационных задач и кейсов;
    • Устные – ответ по вопросам билетов;
    • Комбинированные – собеседование по теоретической части и решение 1–2 задач;
    • Домашняя зачетная работа – выполнение научно-исследовательского проекта на заданную тематику, оформление реферата или презентации

По типу зачеты бывают:

  • Открытый – ученики заранее получают список вопросов для контроля;
  • Закрытый – преподаватель может спросить по любой теме изучаемого модуля.

По оценке:

  • Классический – традиционная форма с получением зачета или незачета.
  • Дифференцированный – оценка теоретических знаний и выполнения манипуляций с выставлением оценки по 5-балльной шкале.

По времени проведения:

  • Тематические – по всему объему информации по предмету;
  • Текущие – по отдельным разделам, объединенным в зачетные единицы.

Я хочу поделиться опытом проведения зачета по модулю «Экономическая сфера». Зачет, конечно, проходит после изучения модуля «Экономика». Это происходит согласно рабочей программе, по учебнику Л.Н.Боголюбова, с постоянным обращением к кодификатору текущего года. Так как вопросы по экономической сфере представлены на экзамене очень плотно, вопросов для зачета тоже много. Зачет проходит следующим образом. Ученик тянет билет, в котором представлены следующие позиции:

  1. Вопросы по теории. Например, раскрыть роль экономики в жизни общества (позиция 2.1 в кодификаторе)
  2. Работа с экономическим термином (задание № 18 на ЕГЭ) Например, указать не менее 3 основных признаков налога как законно установленного платежа физических и юридических лиц.
  3. Решение задания 21 (либо по КИМу О.А.Котовой и Т.Е.Лисковой, либо используя ресурс «Решу ЕГЭ». Это задание требует умения работать с графическим изображением и определять изменения спроса/ предложения и равновесной цены. Для правильного выполнения этого задания необходимо знать факторы спроса и предложения.
  4. И заключительным заданием зачета является требование решить правильно 3 задания по экономике любого варианта КИМа – задания 5,6 и 7 первой части.

Все требования к зачету проговариваются ученикам заранее, перед изучением модуля. На подготовку дается достаточное количество времени. Критерии оценивания знаний известны, а они следующие (зачет комбинированный и дифференцированный):

  • Задание № 1 - 0-3 баллов (в зависимости от полноты раскрытия темы)
  • Задание № 2 – 1 балл (на реальном ЕГЭ задание № 18 оценивается 2 баллами, но второй балл начисляется за работу с текстом, на зачете такая работа с текстом не предусмотрена)
  • Задание № 3 – 3 балла (как и на реальном ЕГЭ за выполнение задания 21)
  • Задание № 4 – максимально можно набрать 6 баллов (по 2 балла за правильно выполненные задания 5, 6, 7, как и на реальном ЕГЭ).

Плюс к этому 1 балл, дополнительный, дается ученику в том случае, если он подходит к зачету без «долгов» (выполнены все домашние задания, нет пропусков уроков без уважительной причины).

Таким образом, максимально за дифференцированный зачет можно набрать 14 баллов. Система перевода в оценку по 5–балльной шкале следующая:

  • Оценка «5» - 12-14 баллов
  • Оценка «4» - 9-11 баллов
  • Оценка «3» - 7-8 баллов
  • Оценка «2», зачет не сдан – меньше 50% выполнения заданий, меньше 7 баллов.

Таким образом, зачётная система дает положительные результаты при подготовке учеников к ЕГЭ, а именно - ученикам помогает систематизировать и обобщить полученные знания при изучении отдельных модулей, воспитывает у них чувства самостоятельности и ответственности, мотивирует к получению хорошей оценки, готовит к обучению в высшей школе. Учителю же помогает оценить уровень знаний старшеклассников, провести контроль усвоения изученного материала, сделать выводы о «западающих» темах и проработать их еще раз.