Цель: обобщение знаний по теме «Ткани».
Задачи:
- Расширять представления детей об окружающем мире.
- Учить детей дифференцировать различные виды одежды, их назначение и применение.
- Развивать и активизировать речь детей.
- Обобщить знания детей о натуральных и искусственных видах ткани, их происхождении.
- Воспитывать бережное отношение к вещам, как результату труда людей.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: интерактивная доска, картинки с изображением предметов одежды, карточки с заданиями, сюжетные картинки с изображением сказочных персонажей в разных по назначению видах одежды, образцы тканей, лупа на каждого ребёнка.
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети читают по ролям отрывок из начала произведения С.Я.Маршака «Вот какой рассеянный».
– Что надевал на себя человек рассеянный (distracted man)? (Дети перечисляют). I am distracted/ you are distracted! We are distracted.
– Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Одежда.) Closers.
– Дорогие ребята, как красиво вы сегодня одеты, какая на вас разная, модная. разноцветная одежда. А сейчас я предлагаю вам назвать вещи, которые сегодня на вас одеты (дети описывают свою одежду). What are you wearing?
- I am wearing a white T-shirt, blue shirts and black trainers. HH - 2 CD 2-22.23
– Ребята, а что вы знаете об этих предметах одежды? Конечно, вы хотите уточнить и дополнить свои знания, не правда ли? Я с удовольствием помогу вам в этом.
2. Дифференциация тканей
– Из какого материала сделана одежда? (Ответы детей). Flax - лён, хлопок - cotton, chintz - ситец, silk - шёлк, leather - кожа.
– Совершенно верно, одежду, которую мы носим, шьют из ткани.
– Какие свойства ткани вы знаете? (Ответы детей: warm, hot, water proof).
– Конечно, ткань прочная, легко шьется, не расползается в воде, ее можно стирать, гладить, она теплая, сохраняет температуру тела, защищает от холода, дождя и ветра.
– Кто придумывает одежду? (Ответы детей.)
– Одежду придумывают художники-модельеры, дизайнеры. Designers
– Как вы думаете легко ли создавать одежду? А хотите попробовать сами создать одежду? Тогда мы с вами открываем «Школу модной одежды» и превращаемся в художников-модельеров, сами будем учиться создавать одежду для девочек и мальчиков (на детей одеваются эмблемы).
– Я – директор «Школы модной одежды», а вы мои помощники, и мы начинаем работу. Скажите, пожалуйста, как называется одежда, которую мы носим в разное время года? (Одежда бывает зимняя, летняя, осенняя и весенняя). Spring. summer / autumn / winter clothes. Сейчас мы попробуем подобрать одежду, которую носят в разное время года. (Воспитатель предлагает одеть котёнка Куки или куклу по погоде в соответствии времени года).
– Как называется одежда для зимы? Перечислите зимнюю одежду. (Зимняя одежда – это шубы, пальто, пуховики, комбинезоны). Fur coats, coats, down jacket, overalls.
– Как называется одежда для лета? Перечислите летнюю одежду. (К летней одежде относятся – сарафаны, платья, шорты, футболки гольфы). HH 2.51 CD 2 20 песня на английском языке «Одежда летом»
– Как называется одежда, которую мы носим весной? Перечислите весеннюю одежду. (К весенней одежде относятся куртки, плащи, колготки, перчатки). Jackets, raincoats, tights, gloves.
– Как называется одежда, которую мы носим осенью? Перечислите осеннюю одежду. (К осенней одежде относятся куртки, пальто, колготки, рейтузы, перчатки.) Tights, leggings, gloves.
– Итак, мы с вами вспомнили, что одежда бывает летняя, зимняя, осенняя и весенняя. В любое время года мы можем быть дома, в гостях, заниматься спортом, отдыхать. Для каждого случая – своя одежда.
Физкультминутка
Дети имитируют движения в соответствии со стихотворением.
Ох, испачкалась одежда,
Мы ее не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти
И в порядок привести,
В тазик воду наливаем,
Порошок мы насыпаем,
Всю одежду замочили,
Пятна тщательно потрем
Постираем, прополощем,
Отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко
Всё развесим на верёвках.
А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем, покружимся.
3. Исследовательская деятельность
Сейчас мы отправимся в лабораторию ткани. Именно там мы узнаем, какая бывает ткань, и из чего ее делают. (Дети садятся за столы, где на подносах лежат кусочки ткани, лупа, хлопок, семена, лен, шерсть).
У вас на столах лежат несколько лоскутков ткани, выберите ту ткань, из которой можно сшить зимнюю одежду и поднимите лоскуток этой ткани. Почему вы подняли этот лоскуток? Для зимней, весенней, осенней одежды люди используют шерстяные ткани. Они теплые, плотные, пушистые и теплые в них не холодно. А делают такую ткань из шерсти животных. Какие животные дают шерсть? (Овцы, козы, верблюды, ламы, кролики, собаки)
Дублируем названия животных на английском языке. В определенное время их стригут, постриглись овечки и гуляют на лугу, новую шерсть отращивают, до следующей стрижки. Шерсть расчесывают, прядут нити, окрашивают, вяжут вещи. Найдите у себя на столе шерстяную ткань, возьмите ее в руки, какая она? (Плотная, толстая, пушистая, теплая.) Как называется ткань, которую делают из шерсти? (Ответы детей).
Возьмите лоскуты, из которых можно сшить летнюю одежду. Почему вы выбрали этот лоскуток? Для летней одежды ткань делают по-другому. Для нее выращивают специальное растения, вот одно из них, это хлопок (Видео на интерактивной доске). Хлопок растет только в жарких странах, любит тепло и воду. Цветок хлопка похож на коробочку, которая как бы заполнена ватой, люди из коробочек достают хлопок, потом отправляют на очистительные фабрики, там расчесывают щетками. Вата - это и есть, специально очищенный хлопок.
Сейчас нити прядут и скручивают специальные прядильные машины на прядильных фабриках, и именно там из них ткут ткань.
4. Экспериментальная деятельность
Возьмите лупы, посмотрите на лоскуты ткани - сатин плотный, ситец потоньше, это хлопчатобумажная ткань, ее делают из хлопка.
Как называется ткань, из хлопка?
Из какого растения еще делают ткань для летней одежды? (Из льна)
Лён растет в северных областях России. Про него говорят - голубой глазок – золотой стебелек, скромный вид на весь мир знаменит. До чего же красив цветущий лен, все поле в голубых цветочках.
Рассмотрите, пожалуйста, семя льна.
Лен растет отдельными стебельками, когда он отцветет, его срезают и сушат на солнце, колотят, треплют, прядут льняные нити, из них ткут ткань, которая словно хранит в себе северную прохладу, именно в одежде из льняной ткани легче переносится жара.
Возьмите в руки льняную ткань. Опишите её (Легкая, тонкая, гладкая/ light, thin, smooth .) Для пошива одежды какого времени года можно использовать лен? (Для летней. Эта ткань легкая, в ней не будет жарко летом.) Как называется одежда из льна? (Льняная.)
А кто-нибудь знает, как делают шелк? Шелк дают специальные гусеницы шелкопряды. Вы когда-нибудь видели паука в паутине? Паук плетет тонкую паутину, а шелкопряд шелковую нить. Таких гусениц специально разводят и питаются они листьями Тутового дерева. Шелк приятен на ощупь, в одежде из шелка не жарко летом.
А это трикотаж. Трикотаж – это вязанное полотно, из разных нитей: хлопка, льна, шерсти. Если внимательно рассмотреть трикотажную ткань, то можно увидеть косички, петельки, а не переплетения, как на льняной, хлопчатобумажной, шерстяной ткани.
Ткани, о которых мы говорили натуральные (nature, они сделаны из того, что есть в природе. Но люди придумали и искусственные (synthetic) ткани. Они придуманы для того, чтобы улучшить свойства ткани. Например: куртки, которые вы носите, должны отталкивать воду, они тоже сшиты из синтетических материалов.
5. Развивающие игры и задания
– А сейчас мы с вами пройдем в музей льняных и хлопчатобумажных вещей.
(Дети рассматривают коллекцию одежды из шерсти, льна, хлопка и шелка.)
– А теперь дорогие художники-модельеры, я приглашаю вас в комнату творчества и фантазии. А вот и наши первые заказчики, к нам пришли куклы, для них мы и будем создавать коллекцию одежды. Ребята, у вас на столах лежат трафареты одежды, подберите ткань для вашей модели, вложите ее в трафарет. А теперь вам надо описать свою одежду так, чтобы куклам непременно захотелось сшить именно вашу модель одежды.
Схема описания одежды.
- Цвет одежды.
- Материал, из которого сшита одежда.
- Части (детали) одежды.
- Время года, в которое носят эту одежду. (Сезон.)
- Для кого предназначена одежда.
- Действия с одеждой.
Игра «Собери вещи»
На доску вывешиваются картинки с изображением чемоданов – с буквами «С» и «Ш», а детям предлагаются картинки с изображением предметов одежды.
– Ребята, вы должны правильно распределить одежду, в названии которой мы произносим звуки [C] и [Ш]. (Свитер, сарафан – в первый чемодан с буквой «С», а рубашку и шапку – в чемодан с буквой «Ш».)
6. Рефлексия
– Сегодня мы учились создавать одежду. Давайте вспомним, какую одежду мы носим в разное время года, какие виды ткани бывают (шерстяные, хлопчатобумажные, льняные, шелковые), узнали, как и из чего их делают.
– Какие игры и задания понравились?
– Что запомнилось больше всего?
Дети, хочется спросить мне вас:
Что нужно надевать сейчас?
Слушайте и размышляйте,
А потом уж отвечайте!
На улице холод, мороз,
Руки стынут, мерзнет нос.
Ну а нам гулять пора.
Что наденет детвора?
(Дети отвечают.)
Правильно, детишки,
Шубы, шапки и штанишки.
Мы мороза не боимся,
Нам тепло, мы веселимся.
Зной, жара, и солнце светит.
На прогулку вышли дети.
В чем удобно вам играть,
От жары не изнывать?
(Дети отвечают.)
Майки, шорты и панамы,
Платья, трусики, пижамы.
(Дети могут возразить.)
Молодцы, мои друзья,
В пижаме, конечно, гулять нельзя.
Надев пижаму, ложись в кровать,
Чтоб крепко, сладко... (засыпать).