Полноценное развитие детей дошкольного возраста невозможно без привлечения дополнительных дидактических материалов. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обязывает педагогических работников в самом раннем возрасте воспитанников начинать формировать важнейшие компетенции. Произведения искусства становятся хорошим подспорьем в такой работе. Одним из действенных средств, направленных на общее развитие детей и формирование эстетического вкуса у них является фольклорный материал.
Фольклор как вид искусства представляет собой народное творчество; совокупность народных обрядовых действий [2, с.702]. Текстовый, изобразительный, музыкальный фольклор – сказки, прибаутки, потешки, народные песни, танцы, былины, инструментальные наигрыши, картины - дошел до наших дней в достаточном количестве и в практически неизмененном виде. Отсюда мы имеем уникальную возможность передать современному поколению культуру предков и вековой опыт их жизни, воплотившиеся в устном народном творчестве, которое в нашей стране повсеместно и бережно собирается и изучается специалистами.
Фольклорные традиции в эстетическом образовании, будь то музыка или изобразительное искусство, всегда занимали крепкие позиции, так как, предлагая воспитанникам знакомиться с фольклорными произведениями, мы создаем прочную основу для восприятия произведений искусства более поздних периодов. Воспитывая на фольклорной базе, мы способны формировать в наших учениках положительные качества: честность, отзывчивость к окружающим, бережное отношение к рукотворным изделиям, человеколюбие.
Каждый ребенок невольно соприкасается с фольклором с первых дней своей жизни, впитывая колыбельные, потешки, прибаутки с молоком матери. На их смену приходят считалки, дразнилки, заклички, игры и песни, переданные им от старшего поколения. Каждая мама знает не понаслышке, как скоро плачущий ребенок успокаивается, когда ему рассказывают забавную потешку или как под монотонные звуки колыбельной песни он легко засыпает, а сон его становится крепким и долгосрочным.
Задача воспитателя в дошкольном учреждении - расширить фольклорный материал, используемый в воспитании, с целью расширения детского кругозора и формирования эстетического вкуса.
Несмотря на кажущуюся легкость жанра, стоит понимать, что фольклорные произведения могут оказаться для восприятия куда сложнее, чем, например, стихотворения современников, пишущих для детей. Они в целом сложны и по сюжету, и по лексическому содержанию. Поскольку словарный запас у дошкольников все еще не очень богатый, то при восприятии фольклорных произведений, прежде всего сказок или былин, песен могут возникнуть сложности в элементарном понимании незнакомых, непонятных слов, которые, скорее всего, уже вышли из активного словаря современного русского литературного языка.
Прежде всего, необходимо провести психологическую подготовку детей. Для этого на занятиях следует в простой манере, понятным языком рассказать о духовной силе русских народных сказок, песен и других малых жанрах русского фольклора, сопровождающих все значимые события жизни и быта крестьян, праздники, обряды. Музыкальный фольклор располагает действенными способами этического воздействия посредством эмоционального сопереживания, способного вызвать сочувствие в беде, согласовать усилия в работе, укрепить общее настроение, вместе порадоваться, вместе оплакать потерю [1, с.258].
Литературный фольклор воспринимается маленькими детьми куда проще, так как современные издания русских народных сказок существуют в многообразных переложениях и написаны простым понятным языком. К тому же сказки и потешки им рассказывают дома родители, начиная еще с момента привода ребенка в детский сад. Как правило, словоохотливые дети или те, у кого развиваются хорошие коммуникативные способности, могут не только воспринимать сказку, но и придумать к ней продолжение или заменить какие-то фрагменты своими оригинальными идеями, то есть присочинить.
Чтобы текстовый или материал, демонстрируемый на слух, воспринимался детьми легче, можно привлечь на помощь фольклорные произведения изобразительного искусства. Материал при этом должен восприниматься детьми с легкостью. Визуализация возможна в качестве изделий народных промыслов, картин русских художников, иллюстраций к сказкам и былинам, мультипликационных фильмов, небольших театральных представлений. Нельзя обойти стороной и музыкальные записи фольклорных коллективов и отдельных певцов, исполняющих подлинные образцы народных песен. Именно они способны оказать наибольшее воздействие и настроить на верную эмоциональную волну. Особенно дети хорошо воспринимают действие, происходящее на ярко украшенной сцене, с интересом изучают народные костюмы.
Нередко можно наблюдать, как воспитанники с чрезвычайным интересом слушают так называемые аранжированные песни и наигрыши, положенные в основу авторской музыки, ведь нередко композиторы обращались к народным мотивам. Например, хор из оперы «Евгений Онегин» П.И.Чайковского и русская народная песня «Уж как по мосточку». Оперное пение кажется детям чем-то новым, необычным, впечатляющим, хотя и сложным для восприятия.
Также воспитанники смогут лучше запомнить сюжет русских народных сказок, если показать им несколько репродукций картин, иллюстрирующих многие сюжеты. Художники В.М.Васнецов, В.И.Суриков, В.А.Серов и многие другие написали большое количество картин, этюдов по мотивам сказок: например, картина «Аленушка» Васнецова.
Следует отметить, что обращение к аутентичному фольклору в условиях детского сада вызывает некоторые трудности, противоречия процесса обучения, связанные с практическими жизненными ситуациями бытования фольклора.
Для преодоления подобных трудностей можно использовать такие приемы.
- Подражательный способ усвоения фольклора, устно-слуховой. Это обычная педагогическая практика разучивания материала не с нот, а с голоса учителя, когда дети еще не умеют читать и не знают нотной грамоты, то есть от «сердца к сердцу», «с голоса на голос». Дети обычно положительно реагируют на подобную практику преподавания и легко проговаривают вслед за воспитателем.
- Эмоциональное воздействие на детей. Необходимо, чтобы ученики воспринимали фольклор не только, как назидательный материал, а в большей степени как историю своего народа, часть его жизни, и ощутили радость от чтения или пения. Это порождает ценностное отношение между человеком и миром художественного творчества [1, с. 112]. Материал становится гораздо интереснее и эффективнее при подачи его в виде беседы в игровой форме или в форме театрализованного представления.
- Не исключено, что очень большое количество фольклорного материала в целом в столь раннем возрасте не доступно для восприятия, поэтому воспитателю стоит наиболее тщательно отбирать фольклорный материал в соответствии с принципами доступности, узнаваемости.
Важно начинать знакомить с фольклорным материалом еще в детском саду, чтобы впоследствии в школе он был психологически подготовлен к восприятию более серьезных произведений искусства.
Используя перечисленные приемы на творческих занятиях, мы будем способствовать развитию интереса к языку, литературе, культуре наших предков, осознанию важности в жизни людей произведений народных жанров, расширению общего и эстетического кругозора воспитанников, воспроизведению у них верного художественного образа народного творчества, повышению уровня знаний, развитию детского воображения, что чрезвычайно важно для общеэстетического развития, а также для формирования различных психологических процессов.
Список использованной литературы
- Горбачева С.Н. Функции музыкального фольклора в духовно-нравственном воспитании молодежи / С.Н.Горбачева // Молодой ученый / – 2012. – №7. – С. 257-259.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И.Ожегов. – М.: Русский язык, 1985. – 797 с.