Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Знаменитый исследователь в области психологии Л.С.Выготский писал: «…Всё решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры… является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении» [Выготский, с. 153]. Действительно, с данным высказыванием сложно не согласиться. С помощью воображения мы живем в настоящем, можем заглянуть в будущее благодаря фантазии. Воображение формируется и тренируется с самого раннего детства, чаще всего это бывает скорее спонтанно, чем запланировано. Ученые доказали, что наиболее успешно становление воображения происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым. Важно отметить, что это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Также современное общество требует, чтобы с самого младшего дошкольного возраста процесс становления творческой личности шел не прекращаясь, чтобы в зрелом возрасте человек умел нестандартно мыслить и решать сложные путем своего воображения.

Актуальность развития воображения в дошкольном возрасте обусловлена тем, что в эпоху развития гаджетов и информационно-коммуникационных технологий дети перестают фантазировать. Справиться с нестандартным творческим заданием им могут помочь новые так называемые «умные» электронные устройства. Поэтому интерес к чтению падает, а потребность что-то изобретать отпадает сама собой.

Психолог Л.С.Выготский отмечал: «…творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психологи называют воображением или фантазией». При этом он подчеркивал, что «воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество».

 Другой известный психолог С.Л.Рубинштейн также связывал с воображением проявления художественного и научного мастерства. Он отмечал, что преобразование действительности в воображении не произвольно и не стихийно, а закономерно. Комбинирование, сочетание данных элементов в новых, более или менее необычных комбинациях - характерная черта творческой деятельности в науке, технике, искусстве.

То есть развитое воображение способствует успешному решению задач в любой сфере – от точных наук до высокого искусства.

Официальным определением воображения можно считать следующее. Воображение - способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте [Немов, с. 138].

В процессе воображения всегда создается что-то новое в результате переработки прошлого опыта. Такой процесс принято называть творческим. Ни одно творчество не обходится без воображения и фантазии, однако при этом воображение связано с другими психическими процессами в организме, а также зависит от уровня интеллектуального развития ребенка, его жизненного опыта, характера, привычек и в некотором роде от среды, в которой он воспитывается.

В дошкольном возрасте способность к воображению проявляется наиболее ярко. По мере взросления ребенка она будет угасать. Терять свою активность, вместе с тем возможна потеря живости и свежести впечатлений, оригинальности ассоциаций, остроумия. Таким образом, очевидно, что воображение тесно связано с личностью, её развитием.

Развивать воображение можно разными способами. Можно попробовать методику О.М.Дьяченко «Художник». Ее цель - изучение воображения на основе оригинальности рисунков ребенка [Дьяченко, с. 144].

Воспитатель может сам выбрать, проводить диагностику индивидуально или коллективно. Каждому ребенку выдается шесть карточек, на которых изображены различные геометрические фигуры – ромб, квадрат, многоугольник, прямоугольник, круг, эллипс и другие.

Детям предлагается следующая инструкция: «Дети. Перед вами 6 листочков. На каждом нарисована какая-нибудь фигурка. Вы можете, как художники, превратить эту фигуру в любую картинку. Для этого дорисуйте к фигурке все что захотите, но так, чтобы получилась красивая картинка». Время выполнения задания не устанавливается, если ребенок не успеет сделать, моно дорисовать в другое время, например, после обеда, после прогулки в этот же день или дома.

Для оценивания результатов задания воспитателю необходимо найти показатель оригинальности. Обычно сразу заметно, что все рисунки у детей в основном однотипные, и только некоторые из них могут выделяться своей оригинальностью и нешаблонностью.

Если ребенок нарисовал от пяти до шести оригинальных рисунков, используя геометрические фигуры, это соответствует высокому уровню.

Если нарисовал три - четыре оригинальных рисунков – это показатель среднего уровня.

Если нарисовал два рисунка и менее, это соответствует низкому уровню.

Среди рисунков выделяются неоригинальные, часто повторяющиеся рисунки (повторяются более, чем у 5 % детей по экспериментальной выборке); малооригинальные (повторяются у 2-5 % детей); оригинальные или очень редкие (повторяются у 1 % детей выборки).

  • Оригинальные рисунки оцениваются 1 баллом.
  • Малооригинальные – 0,5 балла.
  • Неоригинальные – 0 баллов.

Можно также получить показатель оригинальности, используя сумму набранных ребенком баллов:

  • 5-6 баллов – высокий уровень;
  • 3-4 балла – средний уровень;
  • 2 и менее баллов – низкий уровень.

Данная методика не единственная, и можно активно пробовать другие на развивающих занятиях в детском саду. Важно, чтобы процесс был целенаправленным.

Место воспитателя в развития воображения – помочь ребенку выстроить творческий процесс. При этом можно дать рекомендации воспитателю:

  1. Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давать прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
  2. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
  3. Научите детей прослеживать межпредметные связи.
  4. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций.
  5. Используйте ошибки детей как возможности нового неожиданного взгляда на что-то привычное.
  6. Обеспечьте независимость в выборе и принятии решений.

Список использованной литературы

  1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С.Выготский. – Спб: Наука, 1997. – 352 с.
  2. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников / О.М.Дьяченко // Вопросы психологии. - №2. - 1987. С. 34-35.
  3. Немов Р.С. Психология / Р.С.Немов. – М.: Просвещение, 1999. – 491 с.